Ссылки для упрощенного доступа

Саммит в Акабе


Программу ведет Сергей Данилочкин. Участвуют: специалист по Ближнему Востоку профессор Виталий Наумкин и корреспонденты Радио Свобода – Владимир Абаринов, Александр Соболев и Виктория Мунблит.

Сергей Данилочкин: Мы поговорим о встрече между президентом США Джорджем Бушем и премьер-министрами Израиля и Палестинской автономии - Ариэлем Шароном и Махмудом Аббасом, которая проходит в иорданском городе Акаба. Переговоры, одна из их стадий завершилась, президент США, и премьер-министры Израиля и Палестинской автономии вышли к журналистам. На линии прямой связи наш корреспондент в Израиле Виктория Мунблит:

Виктория Мунблит: Все четыре лидера вышли к журналистам. Если не будет в последние минуты каких-то сюрпризов, то уже известно, что Ариэль Шарон заявит о сворачивании всех незаконных поселений, а возможно и части других, что, возможно, самым революционным будет заявление палестинского премьер-министра Махмуда Аббаса, который осудит террор, провозгласит прекращения интифады и потребует прекращения пропаганды насилия по отношению к Израилю.

Что же касается сюрпризов, которые имели место в Акабе во время переговоров за закрытыми дверями, то это, скорее, позиция иорданцев. До сих пор Иордания соглашалась с тем, чтобы на Западном берегу Иордана, даже если там будет создано палестинское государство, сохранялись израильские вооруженные силы. Сейчас впервые иорданцы заявили совершенно четко, что только палестинскому государству место на Западном берегу Иордана.

Что касается обстановки в кулуарах сегодня, десять лет спустя после подписания норвежских соглашений и три года спустя после начала кровавого конфликта, унесшего множество и израильских, и палестинских жизней, надо отметить совершенно небывало доброжелательную установку, в которой встретились израильские и палестинские премьер-министры. Речь шла не только о подчеркнутой доброжелательности, которая демонстрируется, как правило, на подобных саммитах, но и подлинном желании договориться. По поводу того, что происходило в кулуарах, самым интересным было высказывание одного из членов палестинского руководства Набиля Шаата, который сказал: "Если нам удастся добиться и в Палестине и в Израиле хотя бы двух недель тишины, мирный процесс разовьет такую силу, что его уже никому не удастся остановить".

Сергей Данилочкин: Сделаем небольшой шаг назад и поговорим о переговорах, которые Джордж Буш провел во вторник с лидерами арабских стран в египетском городе Шарм-аш-Шейх. Какова первая реакция арабских политических кругов на переговоры о мирном урегулировании? Рассказывает наш корреспондент в регионе Александр Соболев:

Александр Соболев: На переговорах президента США Джорджа Буша и глав Египта, Бахрейна, Саудовской Аравии, Иордании и Палестинской автономии главными вопросами былт палестинско-израильское мирное урегулирование на основе проекта "Дорожная карта" и борьба с терроризмом. Выступая после совещания, президент Египта Хосни Мубарак от имени его участников зачитал заявление, в котором говорилось об общей работе ради того, чтобы Ближний Восток был свободен от насилия, жил в гармонии, без угрозы терроризма и оружия массового уничтожения. Арабские лидеры поддержали проект "Дорожной карты", согласно которому в 2005-м году будет создано палестинское государство, живущее в мире и согласие с Израилем. Мубарак подчеркнул, что Израиль должен выполнить свои обязательства по восстановлению доверия и воссозданию нормальной жизни палестинцев, а палестинские власти должны установить мир и законность на своих территориях и положить конец насилию. Лидеры США и арабских государств осудили все виды и формы терроризма, независимо от их мотивов и оправданий. Они обещали использовать всю силу закона, чтобы прекратить поддержку незаконных организаций, включая террористические группы.

Сергей Данилочкин: Администрация США высоко оценила итоги саммита в Египте. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: Соединенные Штаты считают, что участие президента Буша во встрече арабских лидеров в Шарм-аш-Шейхе было успешным. Об этом свидетельствует поддержка, которую участники саммита выразили американскому плану мирного урегулирования, известному как "Дорожная карта", и их обещание воспрепятствовать финансированию международных террористических организаций, какими бы целями они ни мотивировали свои действия. В своей речи президент Буш подчеркнул необходимость совместных усилий для достижения прочного мира в регионе.

Джордж Буш: Мы видим возможность единства во имя борьбы с террором. Мы видим возможность создания нового Палестинского государства. Мы видим возможность принести мир народам региона. Достижение этих целей потребует смелости и моральной ответственности от каждой стороны, от каждого лидера.

Владимир Абаринов: Комментируя итоги встречи в Шарм-аш-Шейхе, государственный секретарь США Колин Пауэлл выделил также обязательство ее участников противодействовать международному терроризму:

Колин Пауэлл: Особенно важны совместные действия по пресечению любой поддержки террористических группировок, которые противятся мирному процессу. Я считаю, это очень важный элемент заявления арабских лидеров.

Владимир Абаринов: Госсекретарь подчеркнул личный вклад в мирный процесс президента Буша:

Колин Пауэлл: Участие президента демонстрирует его личную решимость. Завтрашняя встреча с израильтянами и палестинцами означают новый уровень участия США в поисках мирного решения.

Владимир Абаринов: Теперь слово за лидерами Израиля и Палестины, полагают в администрации США. Если они выполнят свои обязательства, прогресс на мирных переговорах будет быстро достигнут.

Сергей Данилочкин: На линии прямой связи из Москвы эксперт, политолог, специалист по Ближнему Востоку профессор Виталий Наумкин. Виталий Вячеславович, давайте попробуем подвести первые итоги встречи.

Виталий Наумкин: Я бы сказал, что первые итоги являются уже очень большим прорывом, и можно говорить о значительном успехе этого этапа переговоров, и вообще успехе дипломатии по продвижению "Дорожной карты". Можно, видимо, рассуждать о том, каковы причины, которые привели к такому, пока осторожной должна быть оценка, мы не знаем, чем окончатся переговоры, но здесь очень благоприятный был создан фон этих переговоров, но можно назвать такой фактор, как мощная международная поддержка этих усилий, то, что "Дорожная карта", хотя она изготовлена в США, и фон создали США, и дипломатия. прежде всего, американская. Но то, что 4 главных спонсора сегодняшних мирного процесса, помимо США - Россия, ЕС и ООН - все выступают в качестве коллективного автора "Дорожной карты", я думаю, что несмотря на сильные оговорки и Израиля, и палестинцев по поводу этого плана, все-таки и те, и другие лидеры понимают, что это, возможно, сегодня единственный и последний реальный шанс добиться мира. Плюс, конечно, мощный ресурс давления американского на противников мирного процесса, которое сегодня идет. Беспрецедентное давление, какое сломило упорство тех, кто противился этому плану, с двух сторон, и в мусульманском мире, арабском мире. Вот это все предопределило какой-то мощный прорыв, который, если он получит продолжение - можно будет осторожно говорить о том, что брезжит какая-то возможность решения этого застарелого и трудно поддающегося решению конфликта.

Сергей Данилочкин: Виталий Вячеславович, а вот насколько важно то, что США не одиноки в роли спонсора этого процесса, насколько важно участие России и ЕС?

Виталий Наумкин: Оно очень важно, потому что демонстрируется фактически единодушие мирового сообщества. Вот этот мирный план - он сегодня исходит фактически от всего мирового сообщества. Кто против него сегодня выступает? Практически никто. То, что он поддержан арабскими странами - это тоже очень существенно. Там есть оговорки, есть разное понимание этой "Дорожной карты", есть государства, которые очень критически к этому относятся и вообще к мирному процессу, скажем, Исламская республика Иран, на которую оказывается мощнейшее международное давление, но эта мощная международная поддержка, и, безусловно, сильные шаги Соединенных Штатов и в отношении Израиля, и в отношении палестинцев, я думаю, что это, в общем, очень важно, и в этом плане роль России, Европейского Союза, а к России и ЕС апеллируют и апеллировали участники конфликта - никто не может сегодня играть на разногласиях, которые раньше были между, скажем ,Россией и США, между ЕС и США, может, были даже более значительные расхождения были в точках зрения... Сегодня есть единая позиция и единая надежда. И это все понимают, и участники конфликта - в первую очередь.

Сергей Данилочкин: А позвольте спросить, почему тогда нет российского представителя на этих переговорах?

Виталий Наумкин: Потому что реально "Дорожная карта" изготовлена в США, это все-таки американский продукт. И американцы сегодня воодушевлены результатами того, что они сделали в Ираке. Можно спорить, конечно, и я как раз считаю, что тут вряд ли есть повод для значительной эйфории, еще далеко вопрос не решен, тем не менее, как бы то ни было, сегодня, пожиная плоды этой акции, американская дипломатия носит наступательный характер, у американцев есть финансовый ресурс, военный ресурс и психологический ресурс, поскольку арабские страны многие сегодня напуганы американской настойчивостью, это можно отнести и к Сирии, и к Египту, и к Саудовской Аравии. Основные политические игроки арабского мира сегодня весьма напуганы решимостью США добиться, во что бы то ни стало, продвижения мирного процесса. Это относится и к Израилю, потому что жесткая позиция Шарона в последнее время подвергалась достаточно резкой критике не только в Европе, но и в США, и то, что Шарон сегодня явно совершенно изменил тональность и играет в международной команде - это очень существенно.

Сергей Данилочкин: Виктория, профессор Наумкин заговорил об израильском факторе в дальнейшем развитии мирного процесса на Ближнем Востоке, как вам кажется, существуют ли в Израиле какие-то факторы, которые могут воспрепятствовать успешному развитию этого процесса?

Виктория Мунблит: Несомненно, Сергей точно так же, как они существуют в Палестинской автономии. Вот вам пример: сегодня вечером на площади Сиона должна состояться массовая демонстрация поселенцев, демонстрация протеста против политики нынешнего правительства, и в особенности против политики премьер-министра Шарона. Более того, действия Шарона вызывают противостояние и некоторых членов его собственного правительства, таких, как Биньямин Нетаньяху и Авигдор Либерман. И все же, я хотела бы напомнить, что, по последним опросам, 62 процента населения Израиля поддерживают идею сворачивание ряда поселений и создания независимого палестинского государства.

И еще: завершилось выступление премьер-министра Палестинской автономии Махмуда Аббаса, который, как и ожидалось, сказал, что интифада должна быть завершена, что, "мы сделаем все, чтобы прекратить пропаганду ненависти", и он объявил войну террору. После него выступил премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, который заявил о своей готовности немедленно свернуть незаконные поселения и сказал, что рядом с Израилем должно быть создано дружественное ему палестинское государство.

Сергей Данилочкин: Виталий Вячеславович, сейчас мы заговорили о Палестинской автономии, известно, что там непростая политическая ситуация, как вы думаете, как будут складываться отношения между Махмудом Аббасом и Ясиром Арафатом, и сможет ли Арафат как-то воспрепятствовать таким попыткам Махмуда Аббаса положить конец насилию?

Виталий Наумкин: Неправильно сосредотачивать все внимание на отношениях между Арафатом и Аббасом. Вопрос в том, что и с той, и с другой стороны имеются политические силы, которые будут пострадавшими от мирного процесса. В одном случае, это поселенцы израильские - чего ж тут удивляться, что они демонстрируют против, конечно, их надо сворачивать, им надо уезжать из этих поселений. Конечно, это та сила, заложником которой всегда было израильское правительство. Оно создавало поселения, теперь эти поселения надо сворачивать, и, естественно, это сила, которая будет протестовать, которая будет вести борьбу против любых шагов, направленных на осуществление такого компромисса. С другой стороны, и со стороны палестинцев необязательно, мы будем сейчас говорить о Палестинской автономии, как о политическом образовании, есть силы, есть палестинские беженцы, и совершено очевидно, что сегодня с двух сторон главные жертвы - с одной стороны нужно приносить в жертву интересы этих поселенцев, их нужно уводить оттуда и быстро уводить, а с другой стороны - палестинцам нужно будет идти на компромиссы в вопросе о беженцах. В этом суть проблемы, а не в том, какие отношения между Абу Мазеном и Арафатом.

Абу Мазен - человек, который много лет работал рядом с Ясиром Арафатом. Он является как бы новым лидером, кторый признан Западом. Запад отошел, не хочет больше работать с Арафатом. Но не нужно представлять себе дело так, что речь идет о каких-то двух полюсах, и есть злодей Арафат, который будет противиться всеми средствами тому, что происходит, и хороший Абу Мазен, который идет на это. Нет, сегодня не в этом дело. Речь идет о том, примирится ли Арафат с тем, что его фактически отстраняют от дел, это частично уже как бы произошло, но нельзя забывать, что Арафат - харизматическая фигура, которая потеряла частично рычаги управления, но все равно очень важна для палестинцев... Я не считаю, что Арафат будет подрывать мирный процесс, сегодня.

XS
SM
MD
LG