Ссылки для упрощенного доступа

На Ближнем Востоке обсуждают план урегулирования


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Виктория Мунблит.

Андрей Шарый: Государственный секретарь США Колин Пауэлл призвал Израиль и Палестинскую автономию начать переговоры по ближневосточному мирному плану Дорожная карта. Дорожную карту разработали ко-спонсоры мирного процесса Соединенные Штат, Россия, Европейский Союз и ООН. На этой неделе с документом, содержание которого прежде держалось в тайне, ознакомились премьер-министр Израиля Ариэль Шарон и новый премьер-министр палестинской автономии Махмуд Аббас. На линии прямого эфира Радио Свобода по телефону из Тель-Авива наш корреспондент Виктория Мунблит.

Виктория, почему новый план называется "Дорожная карта"?

Виктория Мунблит: Вы знаете, наверное, появилось наименование "Дорожная карта" во всех русскоязычных СМИ, правильнее было бы сказать "Путеводитель", и с точки зрения русского языка, и с точки зрения сути. Но еще точнее, наверное, выразило бы суть этого плана не столько наименование "Путеводитель", сколько наименование, как ни странно, "Календарь". Ибо по сравнению с планом Джорджа Тенета или с планом Энтони Зини, план "Дорожная карта" по сути не привнес ничего нового, кроме одного – четко установленных дат: когда должен быть завершен первый этап урегулирования, завершающийся, скажем так, прекращением военных действий второй этап урегулирования, завершающийся созданием временного Палестинского государства, и третий этап, завершающийся окончательным соглашением между Израилем и палестинцами.

Андрей Шарый: Виктория, скажите, насколько детально проработан этот план. Я знаю, что у вас перед глазами текст документа. Насколько детально там определены параметры, которых должны придерживаться противоборствующие стороны?

Виктория Мунблит: Вы знаете, совершенно не детально опять же, если сравнивать с предыдущими программами. Я бы сказала, что документ носит более абстрактный характер, кроме одного – в самой формулировке выдержан гораздо более директивный тон, видимо, предназначенный и Израилю, и палестинцам по сравнению с предыдущими документами.

Андрей Шарый: Виктория, что-нибудь известно о том. как работали ко-спонсоры мирного процесса, вот эти четыре силы – соединенные Штаты, Россия. Европейский Союз и ООН? Известно ли о том, кто что предлагал, были ли серьезные разногласия, как вообще проходила работа над этим документом?

Виктория Мунблит: Вы знаете, насколько мне известно, над этим документом принимали участие референты всех сторон, хотя в основном над ним работали все-таки специалисты из США. А по самому тексту документа можно вполне догадаться, кто что из ко-спонсоров предложил. К примеру, на третьем этапе Израилю предлагается выполнить все резолюции ООН и Совета Безопасности, касающиеся палестино-израильской проблемы. Естественно, легко догадаться, что это предложение исходило от ООН. Но здесь я бы хотела отметить то, чего в самом документе нет, но о чем много говорится вокруг документа - это о возможной перестановке сил. А именно: в качестве основных ко-спонсоров мирного процесса, конечно же останутся США и Россия, но возможно некоторое ослабление роли ООН и даже Евросоюза и резкое усиление роли Великобритании, на участие которой в реализации плана ближневосточного урегулирования настаивают США.

Андрей Шарый: Скажите, Виктория, каково расписание ближайших недель или ближайших месяцев, если судить по этому плану? Что стороны должны начинать уже делать сейчас, есть какие-то более серьезные заявления политиков, изучивших этот план, как документ, который они должны принять к действию?

Виктория Мунблит: От обеих сторон, и от Израиля, и от Палестины, требуются шаги по возобновлению взаимосотрудничества в борьбе с террором, от палестинцев требуется прекращение террора и насилия, от Израиля прекращения оккупации палестинских городов и создание нового поселения на Западном берегу реки Иордана и Газе. Пока же, с моей точки зрения, обе стороны, во всяком случае Израиль, воспринимают первый этап не столько как указание к действию, сколько как отправную точку, с которой можно и должно начинать торговлю по целому ряду пункту и в первую очередь по статусу палестинских беженцев, их праве на возвращение.

Андрей Шарый: Виктория, когда начнутся эти торги, есть какая-то дата?

Виктория Мунблит: Видите ли, в чем дело, в самом документе обозначен май 2003-го года. Судя по тому, как развиваются события, судя по тому, что Израиль стоит сегодня перед явной и новой волной террора. Достаточно сказать, что давно уже не было такого количества предупреждений о готовящихся терактах, и о том, что террор этот направлен не столько против Израиля, сколько против нового премьер-министра палестинской автономии Махмуда Аббаса и его правительства, я не вполне уверена, что в данном случае обе стороны уложатся в обозначенный в плане срок, то есть май 2003-го года.

XS
SM
MD
LG