Ссылки для упрощенного доступа

Какими последствиями для Ближнего Востока обернется ликвидация израильскими спецслужбами шейха Ахмеда Яссина?


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Владимир Абаринов, Виктория Мунблит и Вероника Остринская, главный редактор Иракской службы Радио Свободная Европа Камран Карадаги и американский эксперт Дэниэл Брамберг.

Андрей Шарый: В секторе Газа в понедельник рано утром был убит духовный лидер организации "Хамас" шейх Ахмед Яссин. Израильские вертолеты нанесли ракетный удар в тот момент, когда он покидал мечеть. Десятки тысяч палестинцев в течение всего дня приняли участие в бурных демонстрациях протеста. "Хамас" грозит отомстить за смерть своего лидера. Премьер-министр Палестинской автономии Ахмед Корей назвал действия Израиля крайне опасными. Израильская армия блокировала палестинские территории. О новом этапе развития кризиса - корреспондент Радио Свобода в Тель-Авиве Виктория Мунблит:

Виктория Мунблит: В результате вместе с духовным лидером движения "Хамас" погибли 9 палестинцев. В момент ликвидации Яссин покидал мечеть после утренней молитвы. Сотни тысяч людей приняли участие в похоронах шейха Яссина. Траурное шествие вылилось в манифестацию, участники которой призывали начать третью интифаду. К мести призывали и муллы в мечетях. Палестинское руководство испугалось, что гнев разъяренных масс будет направлен против него. Поэтому движение "Фатх" присоединилось к угрозам "Хамаса", а премьер-министр Палестинской автономии Ахмед Корей осудил акт ликвидации и назвал его преступлением, которое спровоцирует новое кровопролитие, а лидер Палестинской Автономии Ясир Арафат объявил трехдневный траур, в течение которого в школах не будут проводиться занятия, закроются магазины, и так далее. В то же утро израильские поселения в Газе были обстреляны ракетами "Касем", а в городе Рамадган палестинец с топором напал на толпу людей, но был тут же схвачен полицейскими. Тем не менее, три человека получили ранения. В израильской полиции объявлена высшая степень готовности, блокированы Газа и Западный берег Иордана. На этот раз палестинцы угрожают не простым терактом, а клянутся осуществить нечто грандиозное и принципиально новое. Израильские спецслужбы полагают, что теперь удар будет нанесен не только по Израилю, но и по еврейским общинам в мире. Дело в том, что на нанесении удара по еврейским центрам в различных странах уже давно настаивал сам шейх Яссин. Против этого возражало руководства "Хамаса", находящееся в Сирии. Теперь же, возможно, воля шейха Яссина будет исполнена. В израильских тюрьмах взбунтовались палестинские заключенные. В тюрьме города Ашкелон они объявили голодовку.

Министр обороны Израиля Шауль Мофаз назвал шейха Яссина палестинским Бин Ладеном и выразил надежду, что его ликвидация снизит террористическую направленность движения "Хамас". А один из лидеров "Хамаса" Абд Аль Азиз Рантиси выразился кратко: "Война объявлена".

Андрей Шарый: Шейх Яссин родился в 1938-м году в Палестине. Парализован с детства, учился в Каире, работал учителем, убежден, что Палестина - это "исламская земля", как заявлял он. В молодости шейх Яссин был тесно связан с палестинским крылом организации "Мусульманское братство", однако активным участником израильско-палестинского конфликта он стал только с 1987-го года, со времени первой интифады. Именно тогда Ахмед Яссин организовал и возглавил радикальную группировку "Хамас". В 1989-м году он был приговорен к пожизненному заключению за организацию убийств палестинцев, которые были замечены в сотрудничестве с израильтянами, однако в тюрьме провел восемь лет, после чего стал духовным и политическим лидером палестинцев Газы, прежде всего, организации "Хамас". Шейх Яссин считался противником проведения мирных переговоров с Израилем. Он неоднократно заявлял, что это не замена джихаду. О роли шейха в израильско-палестинском конфликте и о том, какими могут быть последствия ликвидации этого политика, моя коллега Вероника Остринская беседовала с главным редактором Иракской службы Радио Свободная Европа Камраном Карадаги:

Камран Карадаги: Я бы сказал, что он - как Бин Ладен для "Аль-Каиды", таким авторитетом он являлся для своей организации "Хамас" и палестинцев в Газе. Поэтому я думаю, это действительно самая крупная жертва израильтян до сих пор. По арабским понятиям лидер имеет очень важное значение. По-моему, в шейхе Яссине есть очень много элементов, которые его делают даже особенным лидером. Во-первых, то, что он является инвалидом - это очень важно и поднимает его престиж в глазах сторонников. Такой человек, инвалид, тем не менее, основал эту организацию и стал врагом номер один для Израиля. Как известно, он был в тюрьме, потом Нетаньяху его освободил. Это тоже придавало ему особое значение в глазах его народа и сторонников. Нет сомнения, что он действительно является мыслителем этой организации, он ее создал, развивал и превратил в самую популярную организацию среди палестинцев в Газе, где его слушали гораздо больше, чем Арафата.

Вероника Остринская: А как вы считаете, теперь, после гибели шейха Яссина, "Хамас" будет ослаблен или наоборот усилен?

Камран Карадаги: Конечно, будет иметь какое-то значение, какое-то это влияние окажет на организацию, и всегда, если сейчас, например, представить, что, допустим, вдруг Бин Ладена не станет, естественно, это повлияет на "Аль-Каиду". Так же и с "Хамасом", но мне кажется, что это не будет как бы решительным ударом против "Хамаса", потому что, в конце концов, он был в самом деле инвалидом, не он планировал все эти атаки и операции, были люди, которые специализировались на этом. Конечно, на палестинцев его смерть окажет негативное влияние, но она отнюдь не означает конец "Хамаса".

Вероника Остринская: Что сейчас представляет собой "Хамас", насколько сильна эта организация?

Камран Карадаги: "Хамас" - сильная организация в Газе. Как я сказал, это фактически власть. "Хамас" - это не только политическая и вооруженная организация, но целая система. "Хамас" имеет свои учреждения, больницы, школы, целую социальную систему. В Газе "Хамас" фактически правительство.

Вероника Остринская: Как вы думаете, почему Израиль решился на такой шаг?

Камран Карадаги: Я думаю, тут есть и в какой-то мере акт отчаяния со стороны Израиля, потому что что бы они ни сделали до сих пор, прекратить и остановить эти террористические атаки они не сумели. Поэтому мне кажется, что решение Шарона убить шейха Яссина, с одной стороны, в какой-то мере акт отчаяния, но с другой стороны - эскалация и осуществление угроз, которые в последний год израильские руководители не раз делали. Ясных угроз, что если будут продолжаться теракты, то Израиль может пойти на уничтожение лидеров этих организаций. Такая угроза существует даже и в отношении самого Арафата - или уничтожить его, или выслать с палестинских территорий. Поэтому, я думаю, может, последний теракт со стороны "Хамаса" был толчком к решению осуществить эту угрозу.

Андрей Шарый: В мире ликвидация шейха Яссина вызвала смешанную реакцию политиков. Лидеры большинства мусульманских государств осудили действия Израиля. Лидер Египта Хосни Мубарак отменил запланированную на вторник поездку в Израиль в связи с 25-летним юбилеем подписания мирного договора с этой страной. Иранский президент предупредил об эскалации конфликта. Госдепартамента США призвал обе стороны к сдержанности. Координатор по внешней политике ЕС Хавьер Солана назвал уничтожение Яссина плохой новостью в процессе мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Откликнулись на это событие представители многих стран, в том числе России и Великобритании. Как покушение на шейха Яссина отразится на мирном процессе и безопасности Израиля? Об этом корреспондент РС в Вашингтоне Владимир Абаринов беседовал с экспертом Центра Карнеги Дэниэлом Брамбергом.

Владимир Абаринов: По мнению Дэниэла Брамберга, Израиль должен быть готов к ответу на убийство политического лидера "Хамаса".

Дэниэл Брамберг: Оно повлечет за собой жестокую месть. В данных обстоятельствах надежды на мирное решение отступают в далекое будущее. Я не вижу, каким образом это покушение укрепляет безопасность Израиля или предотвращает будущие акты террора.

Владимир Абаринов: Но "Хамас" несет ответственность за множество кровавых терактов, разве уничтожение лидера такой организации не оправданно?

Дэниэл Брамберг: Это не вопрос моральной оправданности. Вопрос в том, оправданна ли такая тактика стратегически. С этой точки зрения она не обеспечивает Израилю большую безопасность, особенно в свете его планов ухода из Газы. Уже более двух лет Израиль и палестинцы находятся в порочном круге нападений и возмездия за них. "Хамас" считает адекватным ответом на убийства своих политических и военных лидеров убийства мирных израильтян. Они не охотятся за военными целями, они убивают гражданское население. Я не думаю, что такое развитие событий отвечает стратегическим интересам безопасности Израиля. С точки зрения израильтян такая тактика оправдана. Они считают, что уже 10 лет ведут войну за выживание самого государств. А они, конечно, отдают себе отчет в последствиях подобных покушений и сознательно идут на жертвы, потому что верят, что, в конечном счете, победят в этой войне, когда истребят вождей "Хамаса". Мне такой подход представляется недальновидным

Владимир Абаринов: Какой будет реакция правительства США, что нужно сделать, чтобы стороны вернулись за стол переговоров?

Дэниэл Брамберг: Думаю, что США, возможно, молчаливо одобрят акцию Израиля, и в то же время постараются найти способ удержать мирный процесс в его русле. Американцы считают, что израильтяне защищают себя наилучшим в данных обстоятельствах способом. Опять-таки вопрос в том, обеспечивают ли эти меры безопасность Израиля. Я сам трижды был жертвой террора, и я абсолютно уверен, что государство должно делать все, что в его силах, чтобы обеспечить безопасность. Но Израилю необходим мирный процесс. Если вы ведете охоту на лидеров "Хамаса", но при этом не предлагаете никакой альтернативы, вы сталкиваетесь с очень серьезными проблемами. Будь-то Россия или Израиль, эти страны имеют дело с национальными движениями, и должны выдвигать политические инициативы, а не просто охотиться за лидерами этих движений. В данный момент я не вижу со стороны Шарона готовности обсуждать с палестинцами варианты решения их насущных требований. Помимо военных мер необходим политический процесс.

XS
SM
MD
LG