Ссылки для упрощенного доступа

Март Китаев


Андрей Шарый: Человек дня РС 18 октября - лауреат престижной петербургской театральной премии "Золотой Софит" в номинации "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру", известный сценограф Март Китаев.

Марту Китаеву 79 лет. Он окончил академию художество Латвийской ССР. В 50-е годы работал в Елгавском театре драмы, до 1974 года - главный художник Рижского театра юного зрителя. 25 лет Китаев был главным художником Ленинградского театра драмы имени Пушкина, а с 1990 года - главный художник Петербургского театра юного зрителя. Автор декораций и сценограф сотен популярнейших спектаклей. Автор многих персональных выставок, преподаватель Петербургской академии театрального искусства, лауреат многих престижных профессиональных наград. Народный художник России.

О человеке дня РС говорит главный редактор петербургского "Театрального журнала" Марина Димитриевская.

Марина Димитриевская: Одно интервью Марта Фроловича Китаева называлось "Воздух должен быть и белые пятна". В моем представлении, он, седой, легкий, до седых волос оставшийся очень трепетным, нежным человеком, он состоит из этого воздуха и белых пятен. Сам он говорит, что судьба его вела как-то помимо воли.

Он фронтовик и война его закончилась в Латвии. Именно в Латвии, в Риге, он оказался потом главным художником знаменитого Рижского ТЮЗа и с Адольфом Шапиро они творили этот, в общем, великий, как мы сейчас понимаем, театр для детей и взрослых.

Март Фролович не только прекрасный художник, коллажист, театральные декорации его коллажей, его макеты - это отдельное произведение искусства, но он еще человек необычайно верный по-человечески. У него есть его режиссеры. Он всегда был верен Адольфу Яковлевичу Шапиро. Он с предыханием до сих пор говорит о Николае Шейко, с которым работал. Он верен Арсению Сагальчику, с которым они тоже прошли какой-то путь. Он человек, который не бросает ни идеи свои творческие. Он всегда был в стороне от идеологии, от каких-то группировок. Работал в театре, сочинял свой театр и так сохранился. Он человек, действительно, воздушный, знаете, такой маленький, хрупкий, очень добрый и ко всем людям расположенный. У меня такое ощущение, что его не гложит зависть к коллегам, он делает то, что делает, только очень хочет работать. Я его встречаю, ему скоро 80 лет, он страшно хочет работать. Он хватается за любое предложение.

Скажем, несколько лет назад, когда Анатолий Правдин, режиссер совершенно другого поколения, призвал его делать в ТЮЗе "Покойного беса", спектакль совершенно новый по эстетике для Марта Фроловича, Март Фролович, как мальчишка, просто кинулся помогать Правдину. Его зовут в Омск - он едет в Омск. Он абсолютный художник-трудоголик. Он человек необычайной внутренней чистоты. Фигура абсолютно безупречная. Если есть понятие чести, достоинства, то они, конечно, к Марту Фроловичу приложимы, он их воплощение. Ходит по улицам петербургским такое живое воплощение.

XS
SM
MD
LG