Ссылки для упрощенного доступа

Перспективы переговоров и компромиссов на Украине


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Владимир Ивахненко.

Андрей Шарый: Прежде всего о ситуации на Украине, где продолжает развиваться политический кризис, и продолжает он развиваться по самым разным направлениям. Сегодня, например, Национальный банк республики ввел ограничения на продажу иностранной валюты, а также временно запретил банкам осуществлять выплаты по депозитам, срок погашения которых еще не наступил. Министр финансов Украины Николай Азаров заявил, что политический кризис привел к резкому ухудшению экономической ситуации в стране. Недопоступления в государственный бюджет, по словам министра, превысили 1 миллиард гривен за последние дни.

В Киеве продолжается демонстрация сторонников оппозиции. Утром сегодня собирался украинский парламент, очевидно, будет и ночное заседание. О некоторых итогах этого политического дня в репортаже корреспондента Радио Свобода в Киеве Владимира Ивахненко.

Владимир Ивахненко: Поражением оппозиции закончилось рассмотрение в украинском парламенте вотума недоверия кабинету Виктора Януковича, а также вопросов об отставке генерального прокурора Геннадия Васильева и главы МВД Николая Белоконя. Пропрезидентские фракции и коммунисты не поддержали соответствующее постановление, и в результате сторонники Виктора Ющенко оказались в меньшинстве.

Сам оппозиционный лидер, выступая в Верховной Раде, заявил, что правительство Януковича должно быть отправлено в отставку за поддержку сепаратистских настроений на востоке страны, за проведение бездарной экономической политики, которая сейчас поставила страну на грань серьезного финансового кризиса, и, наконец, за участие правительства в подтасовке результатов выборов.

Одна из соратниц премьер-министра – депутат Раиса Богатырева – сказала с парламентской трибуны, что инициатива некоторых губернаторов о создании восточно-южной автономии была способом политического давления, чтобы призвать сторонников оппозиции сесть за стол переговоров.

После того, как заседание парламента уже было закрыто, сторонники Ющенко пытались штурмовать здание. Была усилена блокада кабинета министров и президентской администрации. А затем оппозиция неожиданно объявила о выходе из переговорного процесса с украинской властью. По мнению Ющенко, власти затягивали переговоры для того, чтобы выиграть время.

Сейчас на Согласительном совете украинского парламента обсуждается возможность созыва в ближайшие часы внеочередной сессии. Парламентарии снова намерены вернуться к рассмотрению вопросов об отставке правительства Януковича и замене всех членов Центризбиркома.

Между тем, и президент Кучма, и премьер Янукович высказались за проведение новых выборов. Согласно украинскому законодательству, в них уже не смогут участвовать ни Ющенко, ни Янукович. Как заявил действующий премьер, если речь идет не только о конфронтации сторон, но и реальной угрозе раскола страны, он готов согласиться на такой вариант выхода из кризиса. Однако ни Ющенко, ни его окружение на новые выборы не согласны.

Теперь очевидно, что возобновление диалога между властью и оппозицией возможно только при участии международных посредников. Примерно через два часа в Киев прилетает верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана. Завтра же на Украину прибывает и польский президент Александр Квасьневский. Солана и Квасьневский встретятся с Ющенко и, отдельно, с Януковичем. Однако пока остается открытым вопрос о том, состоятся ли переговоры в расширенном составе с участием обоих кандидатов на пост президента.

Андрей Шарый: А сейчас подробнее об инициативах премьер-министра Украины Виктора Януковича. Итак, он предложил два варианта. Первый – при котором состоятся новые выборы. Однако ни сам Янукович, ни Ющенко не будут выдвигать свои кандидатуры. И второй вариант – при котором, как считает Янукович, возможно признание его президентом по итогам уже состоявшихся выборов, и тогда пост главы правительства он предлагает Ющенко. При этом полномочия премьер-министра могут быть существенно расширены.

Насколько серьезны такие предложения, насколько они соответствуют украинским политическим реалиям? Об этом я беседовал с киевским политическим экспертом, советником администрации президента Украины, директором Центра политических исследований и конфликтологии Михаилом Погребинским. Погребинский считается политологом, близким к лагерю Виктора Януковича.

Михаил Погребинский: Мне кажется, что это вполне конструктивные предложения. В тот момент, когда кризис выдыхается, и необходимы какие-то уже сейчас не просто кулуарные переговоры, а какая-то публичная позиция, определение вот тех рамок, в которых может произойти компромисс.

Андрей Шарый: Есть ли какие-то встречные предложения со стороны оппозиции? Известно ли вам что-то о том, как дальше могут быть продолжены переговоры?

Михаил Погребинский: Сейчас от оппозиции пока нет каких-то внятных сигналов о том, в каких рамках они вообще готовы идти на компромисс. Похоже на то, что внутри команды лидеров оппозиционного блока существуют разногласия. Есть радикалы, которые готовы штурмовать и просто посадить Виктора Ющенко в кресло президента, не будучи озабоченными тем, как он будет восприниматься и как можно будет его потом легитимизировать. То есть план, в общем, такой: сначала взять власть, а потом думать о легитимации этой власти. Это, похоже, позиция Юлии Тимошенко. И есть группа более умеренных политиков, которые хотели бы все-таки добиться какого-то уровня легитимности до получения президентских полномочий. И тут у них главное предложение заключается в том, что они готовы, в крайнем случае, об этом сейчас не говорят, провести переголосование второго тура. Но тут есть проблема. Переголосование второго тура не предусмотрено законодательством, и вообще является совершенно нелегальным решением. Не говоря уже о том, что вряд ли Янукович на это согласится.

И сейчас мне кажется, что оппозиция должна сделать один еще шаг. Либо шаг в сторону повторных выборов – это законный путь – признание выборов недействительными, и потом новые выборы. Правда, Янукович предлагает... он готов не участвовать, если Ющенко откажется от новых выборов, и предложить как бы элите выдвинуть таких политиков, которые не раскалывали бы страну. Но есть большие сомнения у меня в том, что откажутся от фигуры Ющенко. Ну, это один вариант.

Другой вариант заключается в том, чтобы сначала найти политическое решение примерно в том духе, в котором предлагает Янукович (может быть и другой вариант), когда происходит раздел власти сегодня без дополнительных выборов вообще. Например, как сказал Янукович, Янукович признается президентом, ну, в случае, если суд не откажет ему в праве считаться таковым, а предлагает в качестве политического решения для успокоения страстей Ющенко возглавить кабинет министров при предварительном проведении политической реформы, которая резко повышает статус премьера.

Андрей Шарый: Господин Погребинский, вам не представляется такой симбиоз абсолютно не природным? Неужели вы думаете, что Янукович и Ющенко смогут работать в одной команде?

Михаил Погребинский: Собственно говоря, им и не надо работать в одной команде. Та политическая реформа, о которой тут уже второй год подряд говорят, она предполагает, что правительство работает как автономный орган исполнительной власти. Он, конечно, требует каких-то совместных действий с президентом, но вся экономика страны, вся социальная политика определяется правительством, которое опирается на парламентское большинство. А президент отвечает за ритуал, внешнюю политику, ну и является главнокомандующим.

Пожалуй, им нет особых оснований для того, чтобы быть членами одной команды. Во Франции тоже президент был членом одной команды, а правительство возглавлял представитель, например, левых.

Андрей Шарый: Ну, во Франции выборы не проходили в период такого острого политического кризиса. Кроме того, для того, чтобы реализовать этот вариант и эти предложения Януковича, очевидно, нужно время – нужно время для разворачивания всех этих законодательных процедур в соответствии с законом. Такого времени нет. И улица украинская требует решительных действий. Как быть в такой ситуации?

Михаил Погребинский: Во-первых, это не так. На самом деле все готово для голосования по реформе. Вот по реформе, о которой я говорил, которая делает сильной позицию премьера, можно проголосовать просто завтра. Уже этот вопрос более года стоял на повестке дня в парламенте, его все очень хорошо знают. И это голосование при согласии Ющенко может пройти с очень большим успехом.

Андрей Шарый: Скажите, пожалуйста, что вы имели в виду, когда говорили о том, что кризис выдыхается?

Михаил Погребинский: Я имею в виду то, что в последние два дня, особенно сегодня, на площади заметно меньше людей. Люди не очень понимают... ну, искусственно подогреваются, видны попытки искусственно подогреть интерес к пребыванию на улице. То есть сегодня люди не очень понимают, почему они продолжают стоять. Они совершенно не готовы в абсолютном большинстве, кроме радикальных групп, идти кого-то штурмовать. И в то же время видят, что законных способов... ну, как бы с помощью митингов, законных способов давления в направлении того, чтобы добиться желаемого результата, ни к чему пока не приводят. Поэтому я не считаю, что ситуация в этом отношении безнадежная. И мне кажется, что улица вполне управляемая, на самом деле. И если ей объяснить, что мы победили, в том смысле, что власть, экономика, борьба с коррупцией, социальная политика переходят под контроль народной власти, как они утверждают, а президент будет у нас английской королевой, это будет не совсем правдой, но там и так не много правды в митингах, но, в общем, это будет путь для того, чтобы людей отпустить домой. Они хотят, на самом деле, вернуться домой.

Андрей Шарый: Вы говорили о разногласиях в команде Виктора Ющенко. Насколько едина сейчас команда Виктора Януковича? Можно ли изменение полномочий Сергея Тигипко и вот эту идею о том, что он может быть кандидатом на новых выборах, если они состоятся, рассматривать как какой-то тактический ход команды Януковича? Или это свидетельство того, что там как-то меняется соотношение сил?

Михаил Погребинский: Я не думаю, что можно говорить об изменении соотношения сил. Это скорее некая усталость от тяжелого полугодия у Сергея Тигипко. Он лидер одной из трех как бы базовых партий правящей группы – это Партия регионов во главе с Януковичем и Социал-демократическая партия (объединенная) во главе с Медведчуком, и Тигипко - «Трудовая Украина». Я думаю, что они составляют костяк вот этой партийной коалиции, которая сегодня находится у власти. И, в сущности, у них действительно есть много проблем, что делать дальше. В случае, если дается ход политической реформе, тогда у них появляются ясные задачи, они должны думать, вместе уже с Ющенко договариваться о коалиционном правительстве. Я понимаю, что это трудное решение, но здесь простых решений нет. Я просто не считаю, что оно невозможно.

XS
SM
MD
LG