Ссылки для упрощенного доступа

Российской конституции - 10 лет


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.

Андрей Шарый: 12 декабря в России - День Конституции. Основной закон страны был принят ровно 10 лет назад - 12 декабря 1993-го года на всероссийском референдуме. В тот же день был впервые избран двухпалатный парламент - Федеральное собрание. Конституция 93-го года закрепила новые отношения между ветвями власти, Россия фактически стала президентской республикой. О том, как шла работа над текстом конституции, о ее значении для российской истории рассказывает Сергей Филатов, бывший глава президентской администрации, принимавший непосредственное участие в разработке основного закона.

Карэн Агамиров: Председатель Конгресса российской интеллигенции, а в то время глава администрации президента вспоминает, чем было обусловлено принятие конституции.

Сергей Филатов: Когда мы пришли в 90-м году в Верховный совет Российской федерации, и когда пришли народные депутаты Союза ССР в Верховный совет, то, естественно, встал вопрос о преобразованиях, которые необходимо было производить в стране. А в России был проявлен особый нетерпеж в этом плане, мы стремились очень быстро пойти на экономические, политические, государственные реформы. И конституция, как основной закон, на базе которого должно основываться все законодательство, практически не давала ни одного шага сделать для того, чтобы принять тот или иной закон в области экономики, в области общественного строительства, в области государственного строительства, в области прав человека. Конституция была целиком подчинена идеологии Коммунистической партии, и под эту идеологию она была вся выстроена. Ни о рынке, ни о свободной экономике, ни о правах человека, ни о европейской Хартии прав человека речи быть не могло.

Если вы помните, сегодня многие смеются над этим документом, но 12 июня 90-го года съезд Народных депутатов России принял декларацию о суверенитете Российской Федерации. Это совсем не смешной документ. Нам надо было иметь конституционный документ, на базе которого можно было бы начать строить законодательство Российской Федерации. И постепенно, исходя из этого документа, где были провозглашены все основы реформ, которые в последующем стали проводиться в Российской Федерации, мы постепенно начали реорганизовывать страну, появилась исполнительная власть, появился президент, появилось разделение властей, появились концепции судебной реформы, появилась европейская Хартия прав человека, которую мы одобрили. И все это стало быстро отражаться в той конституции, которая была с 78-го года, как ее называют, брежневская конституция.

Карэн Агамиров: И так продолжалось до 2 января 1992-го года.

Сергей Филатов: 2 января 1992-го года страна пошла на гайдаровские реформы, и в руководстве страны произошел глубочайший и очень резкий раскол относительно этой реформы. С одной стороны, это был президент и правительство, с другой стороны - это был Верховный совет, возглавляемый Хасбулатовым и коммунистическая, прежде всего, и реакционная оппозиция. К сожалению, раскол конституционный погасить было невозможно, потому что конституцию, в которую к тому времени было внесено около 600 поправок, имела двоечтение относительно главенства власти. И в конституции, с одной стороны, президент признавался высшим должностным лицом и главой государства, с другой стороны, конституция признавала право за съездом Народных депутатов решать любой вопрос, который находился в компетенции Российской Федерации. Естественно, наступила борьба за власть.

Начиная с 92-го года, разразилась глубочайшая борьба между ветвями власти, прежде всего за власть, во-вторых, за реформы, и, в-третьих, за конституцию. Сначала атака была на Гайдара, которого сняли в конце 92-го года, затем пошла атака на президента. И на 9 съезде народных депутатов не хватило 76 голосов для того, чтобы президенту объявить импичмент. И тогда с помощью Конституционного суда нам удалось выйти на компромисс, с помощью которого Верховный совет согласился на проведение референдума. Знаменитый референдум 25-го августа 93-го года, который подтвердил и одобрил действия президента, одобрил экономическую реформу, выразил недоверие Верховному совету.

Карэн Агамиров: С этого момента, подчеркнул Сергей Филатов, и началась непосредственная подготовка новой конституции Российской Федерации.

Сергей Филатов: Мы 12 июня одобрили проект конституции на Конституционном совещании. Но весь вопрос состоял в том, что не было механизма принятия этой конституции. И, понимая это, Хасбулатов вместе со своей командой усилил натиск, чтобы в декабре 93-го года на очередном съезде Народных депутатов изменить конституцию. Практически лишив полномочий президента и в значительной степени ослабив власть, полномочия правительства. Понимая все это, президент 21 сентября 93-го года издает указ 1400, которым распускает Верховный Совет и тут же призывает к выбору Государственной Думы и к созданию новой конституции. На последнем этапе, начиная с 8 октября 93-го года по 10 ноября 93-го года ту конституцию, которая была уже готова и одобрена 12 июня, мы преобразовали с учетом того, что произошло в стране. До этого она носила в значительной степени компромиссный характер, здесь она уже была бескомпромиссной, все точки были расставлены над i, и все основные положения, которые позволяли нормально строить страну и нормально жить в этой стране и нормально развиваться законодательству Российской Федерации они все были осуществлены в этой последней редакции конституции.

XS
SM
MD
LG