Ссылки для упрощенного доступа

Почему ветеринаров преследуют за использование кетамина?


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова, которая беседует с президентом центра защиты животных "Вита" Ириной Новожиловой.

Андрей Шарый: В Москве возбуждено несколько уголовных дел против ветеринаров, использующих для лечения животных обезболивающий препарат под названием кетамин. Чиновники Министерства сельского хозяйства забыли включить это, как утверждают специалисты, незаменимое в ветеринарии средство в список разрешенных препаратов. Таким образом, российские ветеринары, для которых использование кетамина необходимость, подпадают под уголовную ответственность, так как это средство официально внесено в России в перечень заращенных психотропных веществ.

Любовь Чижова: Использование кетамина при лечении животных - обычная практика российских ветеринаров. Однако в 1998-м году Минсельхоз не включил его в список разрешенных к использованию препаратов. Как считают ветеринары и правозащитники, по халатности. И специалисты недавно созданного ведомства по борьбе с наркотиками Госнаркоконтроля обратили свое внимание на ветеринарные клиники. В ноябре-декабре 2003-го года были проверены несколько лечебниц. За использование кетамина, считающегося синтетическим наркотиком, шесть ветеринаров привлечены к уголовной ответственности, их обвиняют в незаконном сбыте наркотических средств в крупных размерах. Глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов заявляет, что его подчиненные только исполняют закон. Пока кетамин вновь не окажется в списке разрешенных препаратов, аресты ветеринаров могут продолжиться.

Виктор Черкесов: Мы сталкиваемся с тем, что у нас некоторые сферы жизни и деятельности забыты законодательством, они не отрегулированы. И если это так, то органы власти не вправе заполнять собственным мнением, правильно или неправильно действуют ветеринары, пробел в законодательстве. Формально, при наличии нарушения административного или уголовного законодательства, нужно реагировать. Я думаю, что срочность решения этой проблемы очевидна для всех, и никаких препятствий для того, чтобы в кратчайшие сроки этот пробел ликвидировать, внести соответствующие препараты в те перечни, которые позволяют в сфере ветеринарии спокойно работать, можно быстро, без ущерба для всех заинтересованных.

Любовь Чижова: Сейчас единственным разрешенным к применению при анестезии препаратом является ромитар. Специалисты говорят, что он оказывает лишь обездвиживающее, а не обезболивающее действие, и при операции животное может умереть от болевого шока. В такой ситуации московские ветеринары 15-ти частных клиник объявили забастовку, они отказываются работать до принятия закона, разрешающего применение лучшего анестезирующего препарата. Я поговорила с президентом центра защиты животных "Вита" Ириной Новожиловой.

Ирина Новожилова: Сейчас ветеринары находятся между двумя законами, то есть правовой вакуум получился. С одной стороны, если они будут использовать психотропные препараты для наркоза, они попадают под статью 228-ю Уголовного кодекса Российской Федерации за незаконное использование и распространение наркотиков. А если они не будут использовать наркоз во время операции, то они могут попасть под статью 245-ю Уголовного кодекса Российской Федерации за жестокое обращение с животными. Как бы в вилке между двух законов они оказались.

Любовь Чижова: А каковы еще последствия использования кетамина?

Ирина Новожилова: Реальные последствия очень оказались катастрофичными, потому что клиники вынуждены прекратить свою деятельность, особенно если речь идет о серьезных операциях. Наша организация как раз получила огромное количество жалоб от владельцев животных, что им отказывают оказать ветеринарную помощь, если речь идет об экстренных вмешательствах. И мы сами стали тому свидетелями, как действует ромитар. Мы пригласили к себе ветеринара для того, чтобы он на дому провел стерилизацию кошки, это было две недели назад. Он приехал с одним препаратом ромитара, заверил нас, что все будет великолепно, а после четырех инъекций у нас кошка забилась в судорогах, и мы просто не стали рисковать, не стали проводить операцию.

Любовь Чижова: Как вы думаете, выход есть из этой ситуации?

Ирина Новожилова: Выход, конечно, есть. Сейчас все зависит от Минсельхоза, они должны принять соответствующий документ, который разрешит ветеринарам использовать психотропные препараты. Насколько нам сейчас известно, такой документ есть, и вопрос в сроках, он должен пройти различные инстанции. И сколько по срокам это прохождение займет - в этом вопрос. Потому что сейчас очень неудачно все это попало на праздники, а клиники стоят.

Любовь Чижова: Конечно, животных безумно жаль, но также безумно жаль и шестерых ветеринаров, против которых уже возбуждены уголовные дела в связи с незаконным использованием этого самого кетамина. Как вы думаете, если этот новый закон все-таки будет принят, уголовные дела прекратятся?

Ирина Новожилова: Я надеюсь, что конечно. Настолько это глупый ход, у меня нет слов. Я считаю, что, следуя этике врачебной, естественно, любой ветеринар проводить операцию без обезболивания не может. И в истории очень много примеров, когда врачи шли намеренно на нарушение законов, чтобы спасти жизнь. Тут, по-моему, невозможно другого выхода изобрести. И считать людей уголовниками по той причине, что такое законодательное несоответствие имело место - это просто глупо. Халатность преступная, в результате которой целая отрасль встала.

Любовь Чижова: По словам Ирины Новожиловой, сотрудники ветклиник сейчас в очень трудной ситуации. В новогодние праздники значительно увеличивается количество травмированных животных - они попадают под колеса автомашин с нетрезвыми водителями, взрываются на петардах и так далее. И врачебная этика просто не позволит ветеринарам не оказать им помощь.

XS
SM
MD
LG