Ссылки для упрощенного доступа

Уход Михаила Ходорковского из "ЮКОСа"


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов и российский политолог Андрей Пионтковский.

Андрей Шарый: Михаил Ходорковский сообщил о своей отставке с поста председателя правления нефтяной компании "ЮКОС". Таким образом он, вероятнее всего, пытается оградить своих коллег по бизнесу от преследования российских правоохранительных органов. Тему откроет экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Михаил Ходорковский уходит из "ЮКОСа". В своем заявлении он говорит, что от планов продолжения личного участия в развитии нефтяной компании его заставляет отказаться сложившаяся сегодня ситуация. Как руководитель, считает М.Ходорковский, он должен сделать все для выведения трудового коллектива "ЮКОСа" из-под удара, направленного против него.

В этом и заключается смысл происходящего. Беря Михаила Ходорковского под стражу, а затем еще и арестовывая пакет акций "ЮКОСа", Генеральная прокуратура, как ей кажется, взяла под свой контроль большую часть активов этой нефтяной компании. Следователи уверены, что М.Ходорковский через гибралтарскую компанию "Группа МЕНАТЕП" фактически владеет "ЮКОСом", следовательно, с ним и надо договариваться.

Но, как утверждают юристы, прокуратура ошиблась изначально. М.Ходорковскому в "МЕНАТЕПе" напрямую принадлежит лишь девять с половиной процентов ценных бумаг. Трастовым фондом, аккумулирующим еще пятьдесят процентов активов компании, он юридически не владеет, хотя и контролирует его. Более того, всем известны положения договора об этом фонде – в случае недееспособности, в том числе и аресте М.Ходорковского, управление пакетом автоматически переходит к другому лицу. Официально этот человек не называется, однако аналитики утверждают, что теперь контролирующим акционером группы "МЕНАТЕП" является топ-менеджер Леонид Невзлин. Он сейчас находится в Израиле, ожидает получение израильского гражданства, следовательно, Генеральная прокуратура России до него не дотянется.

Теперь "ЮКОС" как бизнес, действительно, в относительной безопасности. После ареста М.Ходорковского было много предположений о том, чего все-таки добивается власть. Эксперты не исключали, что таким образом новая российская элита намерена перераспределить нефтяные богатства компании в свою пользу. Теперь, что бы ни делали с М.Ходорковским в "Матросской тишине", этот вариант совершенно исключен – бывшему руководителю "ЮКОСа" по большому счету, нечего отдавать.

Впрочем, уголовное дело против Ходорковского никто не прекращал и, похоже, прекращать не собирается. Возможно, что оно все-таки дойдет до суда. Однако, выдвинутые прокуратурой обвинения еще придется доказать. Юристы предполагают, что сделать это будет совсем непросто.

Андрей Шарый: Сейчас в прямом эфире по телефону из Москвы известный российский политолог Андрей Пионтковский. Господин Пионтковский, "ЮКОС" как бизнес в относительной безопасности. По вашему мнению, что может вывести Ходорковского и его компанию из-под политического удара? Или это уже невозможно?

Андрей Пионтковский: Мне кажется, что сегодняшнее решение М.Ходорковского, в любом случае не повторение протокола номер 6 В.Гусинского. Это не капитуляция, а заранее спланированное введение в действие механизма управления компанией в кризисной ситуации, в ситуации, когда ряд ведущих топ-менеджеров находятся в тюрьме. Действительно, из тюремной камеры очень трудно выполнять ежедневные обязанности председателя правления, но из тюремной камеры прекрасно можно заниматься политической деятельностью. Само пребывание в камере является такой политической деятельностью.

Андрей Шарый: То есть, вы считаете, что Михаил Ходорковский в еще большей степени, чем прежде, превращается в России в политическую фигуру?

Андрей Пионтковский: Естественно, теперь у него просто нет других занятий. Он освободил себя от управления компанией, акции его переданы в доверительное управление, теперь прокуратура и сам М.Ходорковский могут сосредоточиться на своем политическом противостоянии, в котором не сомневаются даже официальные эксперты власти.

Андрей Шарый: Господин Пионтковский, сейчас много говорят о деле "ЮКОСа", и с "метафизической" точки зрения понятно, что Кремль пытается ввести крупных олигархов в какое-то для него приятное поле политической игры. А чего, по-вашему, конкретно добивается Кремль? Хотят посадить М.Ходорковского, что-то хотят сделать с "ЮКОСом"? Понятно ли против кого, против чего направлен удар?

Андрей Пионтковский: Мне кажется, что сейчас этот вопрос задает себе уже сам Кремль, потому что до ареста М.Ходорковского идеальный для Кремля сценарий развития событий был очевиден: заставить М.Ходорковского эмигрировать из страны, то есть перевести его в состояние Б.Березовского и В.Гусинского. Сейчас уже поздно это делать, и М.Ходорковский сейчас абсолютно свободен в своих действиях, чего нельзя сказать о его основном оппоненте - господине Путине. Интересно, что два события произошли буквально в один день - это решение М.Ходорковского и вчерашнее, на мой взгляд, сенсационное заявление Д.Медведева, который повторил по существу аргументацию М.Касьянова. Это первое за 4 года президентства Путина его отступление. Путин оказался не способен позволить себе конфронтацию с Касьяновым, потому что отставка Касьянова превращала бы последнего в политическую фигуру. Создается парадоксальная ситуация: Ходорковский в тюрьме более свободен в своих действиях, чем Путин в Кремле.

Андрей Шарый: Прямо такая революционная история, мученик из-за решетки угрожает властям и превращается в реального политического игрока. Вы считаете, что действительно не сочтены дни "ЮКОСа" и М.Ходорковского, и действительно Кремль может пойти назад, и это не просто слабые колебания, проверка почвы - и слова Д.Медведева, и заявления М.Касьянова?

Андрей Пионтковский: Я не думаю, что Кремль хочет пойти назад. Просто Путин обезопасил себя от появления на арене крупного политического игрока Касьянова. Он хочет отложить разборку с Касьяновым до президентских выборов, потому что в случае отставки Касьянова это уже не конфликт с олигархами, это переросло в конфликт с бизнесом. Я думаю, что значительная часть бизнеса нашла бы в М.Касьянове своего лидера.

Андрей Шарый: По вашему мнению, Владимир Путин - тот человек, который самостоятельно вырабатывает стратегию своего поведения? До прошлой недели считалось, что этим занимается мастер теневой интриги Александр Волошин. Сейчас очевидно, что это уже не А.Волошин, но и, вероятнее всего, не Дмитрий Медведев. Самостоятельный ли игрок Путин во всей это партии?

Андрей Пионтковский: В том, что касается Ходорковского, Путин был самостоятельным игроком с самого начала. А.Волошин как раз хотел в какой-то степени, если не противостоять ему, то убедить его отказаться от наиболее иррациональных действий. Давайте вспомним поведение Путина в понедельник во время выступления в правительстве. Он призывал прекратить истерику, но сама стилистика его обращения была, мягко говоря, достаточно нервной. Обычно он так ведет себя только когда обсуждает чеченскую тему. Видимо, тема Ходорковского стала для него такой же острой.

XS
SM
MD
LG