Ссылки для упрощенного доступа

Шествия и митинги в день годовщины октябрьских событий 1993 года


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Кирилл Кобрин: Сегодня, в день годовщины октябрьских событий 1993 года в Москве политическая организация "Союз офицеров России" провела шествие и митинг у памятного креста погибшим во время этих трагических событий. Правительство Москвы для обеспечения безопасности движения по городу выделило в два с лишним раза больше милиционеров и рядовых внутренних войск, чем самих участников марша.

Максим Ярошевский, Москва: Участники шествия собрались рядом с метро "Арбатская". На месте встречи милиционеры заранее выставили металлодетекторы и кордоны из рядовых внутренних войск. К организаторам акции "Союза офицеров России" присоединились самые разные движения - национал-патриоты, анархисты и монархисты. Говорит член Союза православных хоругвеносцев Дмитрий Антонов.

Дмитрий Антонов: Я отношусь к этому как к трагедии, унесшей жизни многих самоотверженных патриотов. Каких бы даже они ни были взглядов, пусть даже и не монархических, мы считаем себя обязанными придти и почтить их память, как любивших Россию.

Максим Ярошевский: К началу шествия у метро "Арбатская" собралось около сотни человек. Для того, чтобы перейти Арбат, милиционеры перекрыли автомобильное движение и выстроили вдоль машин рядовых внутренних войск. Возглавляли марш пожилые офицеры под красными флагами, а руководил шествием и общался с журналистами председатель "Союза офицеров" Станислав Терехов.

Станислав Терехов: Конечно, подобное не повторится именно в том виде, в той форме, как это было в 93-м году. Но то, что происходит сейчас, назвать не легче, когда взрывают самолеты, метро, дома. Мы сейчас полностью позицию свою обозначили: категорически против этих бандитов, террористов. Мы даже стоим на жестких мерах, чтобы в Москве не было возможности им спокойно гулять, чтобы были ограничены въезды эмигрантов как на территорию Российской Федерации, так и на территорию Москвы. Малейшее проявление того, что называется свободой передвижения, приводит к тому, что сейчас мы имеем. Такой негласный, ненаписанный лозунг - это к ответу палачей кровавого госпереворота осенью 93-года и память о павших. Скорбим и помним всех и все, что там было тогда.

Максим Ярошевский: Заместитель председателя "Союза офицеров России" Альберт Попов участвовал в обороне Белого дома. Он так вспоминает события 11-летней давности.

Альберт Попов: После объявления Ельциным своего указа 1400 патриотические силы, среди них наш Союз, быстро собрались около Верховного суда, образовали так называемое "живое кольцо". ОМОН зверствовал, в окружение никого не допускал. Наш "Союз офицеров" потерял 9 убитыми. Каждый год 3 и 4 октября мы собираемся около креста около Верховного Совета, поминаем их.

Максим Ярошевский: Пройдя по запланированному маршруту, через весь Новый Арбат, участники шествия остановились у памятного креста погибшим во время штурма Белого дома. Здесь "Союз офицеров России" провел траурный митинг.

Максим Ярошевский: Центр Юрия Левады на протяжении нескольких лет опрашивает россиян с целью узнать, как у них изменилось отношение к событиям октября 1993 года в Москве. Об итогах нынешнего опроса, в котором приняли участие 1600 человек, рассказывает руководитель Центра Юрий Левада.

Юрий Левада: Позиции людей устоялись. Постоянно задается два вопроса: что было причиной событий, которые привели к кровавым столкновениям в Москве 3-4 октября. Главную вину возлагают на то, что в стране при Горбачеве начался общий развал. 33 процента эту позицию сегодня высказывают. Чуть поменьше винят безответственную политику тогдашнего президента Бориса Ельцина и его окружения. И значительно меньше винят оппозицию. Тогдашняя парламентская оппозиция - Руцкой и Хасбулатов, которые хотели любыми средствами сохранить власть. Их винят 16 процентов. В первое время большую вину возлагали на его противников, а сейчас его винят чаще.И второй вопрос: было ли оправдано применять военную силу. Подавляющее большинство считает, что нет, 58 процентов. Оправдывает применение силы Ельциным только 21 процент. Много, что произошло, и это уже заслонилось в народной памяти многим другим, поэтому здесь такой устаревший интерес. Новых доказательств, опровержений, чего-то такого, что было бы рассказано вновь, нет этого.

XS
SM
MD
LG