Ссылки для упрощенного доступа

Россия и российская власть привыкли к терроризму


Андрей Шарый: Минувшие со времени теракта в Театральном центре на Дубровке 2 года показали, что опасность терроризма в России не устранена. Война в Чечне продолжается, страна еще не пришла в себя после гибели 330 заложников в Беслане, это только по официальным данным. Теракты масштабом поменьше, скажем, взрыв на рок-фестивале в Тушино, взрыв у метро "Рижская", даже гибель сотни людей в двух авиарейсах минувшем летом кажутся иногда событиями пусть и трагическими, но все же не столь значимыми.

Россия и российская власть привыкли к терроризму. Терроризм стал почти обычной деталью политического пейзажа и частью жизни россиян, как гибель людей от несчастных случаев, тоже, увы, неизбежных. И терроризм во многом определяет поведение российских властей. Об этом говорит в эфире Свободы известный российский политик Борис Немцов.

Борис Немцов: Миллионы людей почувствовали себя в состоянии опасности, вырос террор против рядовых граждан. Вспомним, еще год назад казалось невероятным, допустим, нападение на Ингушетию с убийством прокуроров и милиционеров, невероятно, что убьют президента Кадырова, одновременно взорвут самолеты и, наконец, случится кошмар в Беслане. Трудно было еще год назад себе такое представить. Тем не менее, это случилось.

После "Норд-Оста" как-то люди, действительно, чувствовали себя обеспокоено, а сейчас состояние страха, причем за своих детей, на мой взгляд, это главное, что случилось. Я в тот день, когда случился Беслан, проводил сына в школу, в 20-ю московскую. Честно говоря, когда включил радио, первая моя мысль была, что надо немедленно бежать в мою родную школу и забирать оттуда ребенка. Я думаю, что миллионы родителей приблизительно так же себя ощущали, неважно, где они живут, на Чукотке или в Калининграде.

Второе - у людей отбирают те немногие права, которые им были даны за последние, скажем так, 15 лет, а именно право избирать свою власть и переизбирать ее в случае, если она оказалась бестолковой и вороватой. Не так много прав наши граждане получили, скорее, у них больше отбирали. У них было право критиковать власть, это право отобрали, введя цензуру. Как только ваша аудитория начинает быть большой, и вы влияете всерьез на общественное мнение, тут же на вас начинает давить власть. То, что людям не дают возможность узнать правду, это попрание их очевидных конституционных прав. Сейчас их лишают права избирать свою власть, причем не только, кстати, губернаторов. Я убежден, что народ не будет избирать своих мэров, поскольку назначенный губернатор не потерпит избранного мэра рядом и будет пытаться его тоже назначать. Кроме того, очень важно, но мало заметно, идет процесс подчинения судов уже напрямую Кремлю. Это инициатива знаменитая Миронова, которая, я думаю, получит ход.

Есть еще вещи, о которых страна мало знает. Например, прокуратура через своих людей пытается в Госдуме провести решение об отмене презумпции невиновности. Могу сказать, что при Вышинском и Сталине такого не было. Они прямо формально пытаются под эгидой борьбы с терроризмом все это сделать.

Произошло резкое перемещение огромных бюджетных средств в пользу армии и спецслужб и в ущерб образованию и здравоохранению. Казалось бы, растет экономика, у нас больше 500 миллиардов рублей в фонде стабилизационном, тем не менее, учителя и врачи выходят на митинги протеста. Вообще, это удивительное явление. Я могу сказать, почему это происходит. Потому что огромные средства тратятся на оборону и безопасность, средства разворовываются из-за того, что бюджет засекречен, а значит, коррупционный, и не финансируются жизненно важные отрасли российской экономики.

Последняя тенденция, о которой вчера уже Путин даже говорил, это замедление экономического роста. Дело в том, что очень многие предприятия и частные, и госсектор тем более, как однодневки живут. Им представляется, что это дело ЮКОСа, оно не только ЮКОСа касается, а может коснуться любого другого, поэтому желание хапнуть сейчас и куда-то убежать доминирует в обществе, в том числе и в бизнес-сообществе. Отсюда, кстати, и резкий рост бегства капиталов из страны. Казалось бы, экономический рост 7 процентов, растет производство, инвестиции, валюта даже крепче, чем доллар. Тем не менее, деньги убегают. Почему? Потому что не верят. И крайнее недоверие к властям - это то, что происходит.

И самое последнее, уже такие перемены на уровне социологических исследований. По-прежнему высок уровень доверия Путина, где-то 70-75 процентов. Но при этом растет недовольство. И региональные выборы, которые в стране проходят, они показали, что число недовольных растет и рано или поздно это недоверие коснется и высшей власти России.

XS
SM
MD
LG