Ссылки для упрощенного доступа

Принесет ли пользу перенос Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов в Санкт-Петербург?


Программу ведет Иван Толстой. Участвуют заместитель председателя правозащитной организации "Гражданский контроль", председатель международной ассоциации "Адвокаты за права человека" Юрий Шмидт, корреспонденты Радио Свобода Дмитрий Казнин и Виктор Резунков.

Иван Толстой: На линии прямой связи Санкт-Петербург. Возможен ли перенос части столичных функций из Москвы в Петербург? Речь идет о том, что Конституционный, Верховный, и Высший арбитражный суды будут передвинуты с набережных Москвы на набережные Невы. Какого мнение правозащитников Петербурга на этот счет? У нас в гостях Юрий Вдовин, заместитель председателя правозащитной организации "Гражданский контроль". С ним беседует мой петербургский коллега Виктор Резунков:

Виктор Резунков: Прежде, чем начать нашу беседу, я бы хотел представить репортаж нашего корреспондента Дмитрия Казнина, в котором он рассказывает о том, откуда, собственно говоря, появились эти разговоры о переводе судебной власти из Москвы в Санкт-Петербург:

Дмитрий Казнин: Валентина Матвиенко сразу после избрания на пост губернатора Петербурга озвучила мысль о возможности переноса высшей судебной власти России - Арбитражного, Конституционного и Верховного судов из Москвы в Петербург. Работники судов выступили резко против, тем более, что судьи Верховного суда только что переехали в новое здание, строившееся 10 лет. А мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что такой перенос вообще антиконституционен. Депутат Госдумы от Петербурга Оксана Дмитриева полагает, что эффекта от переноса не будет, а будут одни затраты, лучше занять новую нишу, например, Петербург мог бы стать столицей союзного государства России и Белоруссии. Заместитель генерального прокурора по Северо-Западу Владимир Зубрин одобрил идею переноса судебной ветви власти в Петербург, так как уменьшится давление на эти органы со стороны различных государственных и бизнес структур. Члены Совета Федерации в большинстве скептически отнеслись к идее Валентины Матвиенко, так как ее реализация осложнит взаимодействие судебной власти с парламентом и правительством. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов был более дипломатичен, предложив провести "Круглый стол", взвесить все за и против, а потом принимать решения. Глава Уставного суда Петербурга Николай Корпачев считает, что перенос судов поможет экономике Петербурга. Известный адвокат, председатель международной ассоциации "Адвокаты за права человека" Юрий Шмидт категорически против переноса судебной власти в Петербург:

Юрий Шмидт: Я считаю, что это не нужно ни городу, ни его жителям, я вижу очень большие трудности технического характера. Верховный суд как пуповиной связан с Генеральной прокуратурой, Генеральную прокуратуру нужно перемещать вслед за судом, нужно перемещать и подконтрольные ей органы, в частности, МВД ... Нам, честно говоря, вот этих московских чиновников, ну, не хочется, хватает нам и своих, как собак нерезаных.

Дмитрий Казнин: По мнению Юрия Шмидта, для рассредоточения властных полномочий проще строить рядом с Москвой города-спутники, куда и переселять различные институты власти.

Виктор Резунков: Юрий Иннокентьевич, я хотел бы еще немножко добавить. Во-первых, сегодня только что ставшая губернатором, официально прошла инаугурация, Валентина Матвиенко опять объявила, что город готов к переносу судебной ветви власти из Москвы сюда, в Петербург. Во-вторых, я хотел бы обратить внимание на то, что правозащитники уже объявляли о своем отношении к такому переносу. Вот, например, Юлий Рыбаков, депутат Госдумы, сказал, что он против такого переноса, не только потому, что он совпадает с бурными обсуждениями по поводу переноса исторического архива Института растениеводства, здесь это скандал известный, но и потому, что это связно укладывается в тот правовой беспредел, который наблюдается со стороны Генеральной прокуратуры. Итак, ваше мнение к этому ко всему?

Юрий Вдовин: Дело в том, что у меня такое ощущение, что на самом деле решение где-то уже принято. И нам предлагается вообще обсуждать решенную проблему. Решена она, как всегда в России - хотели, как лучше, а получится, как всегда. Есть один плюс, который, мне кажется, был бы полезен при переносе судебной власти из Москвы, то есть, отделение как бы от возможности повлиять на судебную власть, со стороны других ветвей власти, потому что у нас пока что независимой судебной власти нет. Все остальное совершенно чудовищно. Нет никаких экономических выкладок. Не представлено вообще, что действительно, реально выгодно, невыгодно, это какое-то производит впечатление спонтанного решения, которое не продумывалось, не просчитывалось. Все разговоры о том, что городу это выгодно - это ерунда, потому что бюджетные деньги, предназначенные для исполнения каких-то столичных функций в Петербурге, пойдут действительно на исполнение столичных функций, которые лягут тяжелым бременем на горожан, которые и так живут в черт знает каких условиях. В городе два миллиона человек живет в коммуналках. Эту проблему надо решать, а не перевоз властей. Помогло бы это, скажем, улучшению юридической обстановки в городе и стране - ну, не знаю. В городе и с судебной властью еще не все благополучно, суды закрытые, коррумпированные, очень тяжелая обстановка, не знаю, в какой степени бы это способствовало реализации каких-то прав граждан и улучшению жизни, и обстановки в городе. Это какая-то пиар-акция, которую проводит президент вместе с новым губернатором. Во имя чего – не очень понятно.

Виктор Резунков: Юрий Иннокентьевич, а насколько много к вам обращается обездоленных петербуржцев, в вашу правозащитную организацию - с призывом помочь в судебных разбирательствах, и так далее?

Юрий Вдовин: Да, к сожалению, обращений значительно больше, чем наших возможностей как-то помочь. Мы принимаем какие-то попытки помогать гражданам только в ситуациях, когда совершенно очевидно нарушены судебные процедуры, еще что-то, вот тут мы здесь. Потому что брать на себя функции определения, кто прав, кто виноват, правозащитная организация не может. Но мы в суды идем и пытаемся с судами налаживать отношения, там, где судебная власть Петербурга нарушает судебную процедуру. К сожалению, это очень часто, и наших возможностей не хватает. Эта ситуация не улучшится в связи с переездом Верховного суда. Я не вижу, какие механизмы улучшат ситуацию. Создание атмосферы независимости вообще судебной власти - это главная задача. Переезд не решает этой проблемы.

XS
SM
MD
LG