Ссылки для упрощенного доступа

Кто и зачем хочет поставить в Москве памятник русскому императору Александру Второму


Ведет программу Андрей Шароградский. Участвуют корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова, которая беседует с Борисом Немцовым и скульптором Александром Рукавишниковым..

Андрей Шароградский: Первого июля 2003-го года на территории московского Кремля будет установлен памятник императору Александру Второму, автором монумента станет известный скульптор Александр Рукавишников. Такое решение по инициативе лидеров "Союза правых сил" было принято в пятницу рабочей группой под руководством мэра Москвы Юрия Лужкова, и в тот же день Лужков выступил с инициативой восстановить на Лубянской площади памятник первому председателю ВЧК Феликсу Дзержинскому.

Елена Фанайлова: Реабилитацией Феликса Дзержинского, председателя ВЧК и создателя советских органов безопасности на этой неделе занимались многие российские средства массовой информации. 11-го сентября советскому чекисту номер один исполнилось бы 125 лет. В одной из телепрограмм прошел сюжет о Дзержинском, где, в частности, говорилось, что памятник на Лубянской площади был снесен несправедливо. Мэр Москвы Юрий Лужков выступает с инициативой восстановления лубянского "железного Феликса", который сейчас находится в парке на крымском валу. Мотивировка - эстетические соображения. "Скульптурная и архитектурная композиция памятника была безупречна". Мэр выступил на заседании общественного градостроительного совета. Любопытно, что сегодня же рабочая группа, возглавляемая Юрием Лужковым, принимает решение о начале восстановления памятника императору Александру Второму, известному в русской истории как освободитель крестьян. О том, как формировалась эта рабочая группа, рассказывает лидер "Союза правых сил" Борис Немцов, по инициативе которого возник этот проект.

Борис Немцов: Выбирали людей, которые интересуются и знают российскую историю, так в комиссии оказались Леонид Парфенов и Эдвард Радзинский. Кроме того, мы включили в состав комиссии людей, которые были инициаторами этой идеи, это мы с Альфредом Кохом. Без мэра Лужкова в Москве трудно установить памятник, и кроме того, он горячо поддерживает идею. Это общественная комиссия, там чиновников практически нет.

Елена Фанайлова: К Лужкову обратились после того, как первое лицо государства не обратило внимания на проект "Союза правых сил".

Борис Немцов: Первое наше предложение было адресовано президенту Путину, и мы предложили ему восстановить памятник Александру Второму в Кремле. Но, к сожалению, глава государства согласия на это не дал, поэтому "Союз правых сил" обратился к мэру Москвы Лужкову, и Юрий Михайлович согласился. И он, кстати, член нашей комиссии, ее возглавляет. Мы рассматривали, опять-таки, на конкурсной основе несколько мест в Москве: одно на набережной Кремлевской, второе около Боровицких ворот, а третье Кутафья башня и Манеж. На прошлом заседании комиссии мы приняли решение все-таки выбрать район Кутафьей башни. С одной стороны, это рядом с Кремлем, с другой стороны, площадь достаточно замкнутая и будет сфокусировано внимание на памятник Александру Второму, рядом Александровский сад находится. Эта площадь безымянная, и я очень надеюсь, что после того, как нам памятник удастся установить, площадь все-таки назовут площадью Царя-Освободителя. Это решение принимают московские власти. Но мы будем предлагать площадь назвать площадью Царя-Освободителя.

Елена Фанайлова: Несколько слов о том, как будет финансироваться строительство памятника царю Александру Второму.

Борис Немцов: Ни одной копейки бюджетных денег. Мы сегодня обнародовали фонд создания памятника Александру Второму, его реквизиты открыты, в Сберегательном банке открыт счет и мы приняли решение, что все члены комиссии, включая Юрия Михайловича Лужкова, включая, естественно, Парфенова, Соловьева, Радзинского и меня, в личном качестве перечислят определенные средства. И я знаю, что российский бизнес тоже намеревается вложить довольно большие деньги просто потому, что Александр Второй не просто царь-освободитель, но еще и основатель российского капитализма. До миллиона долларов США - это дорогое удовольствие. Но я считаю, что надо помнить свою историю, это сторицей окупится, если мы не будем повторять ошибок прошлого и продолжать дело Александра Второго

Елена Фанайлова: В отличие от Бориса Немцова Юрий Лужков не комментировал, какие именно структуры возьмут на себя финансовую ответственность за перенос памятника Дзержинскому, который боролся с российским капитализмом, но догадаться не так уж и трудно. Профессиональный революционер Дзержинский, прямой наследник террористов-народовольцев, убивших царя-освободителя Александра Второго. Коллега Дзержинского Луначарский начал план монументальной пропаганды, согласно которому и был снесен памятник Александру Второму в 1918-м году. Для инициаторов восстановления памятника образ царя-освободителя окрашен в исключительно светлые и чистые тона. Борис Немцов о дате восстановления памятника.

Борис Немцов: Мы его установим в июле следующего года в канун 85-й годовщины сноса большевиками памятника Александру Второму в Кремле и в канун страшной даты - 85-й годовщины расстрела императорской семьи 17-го июля 18-го года. Два таких события, связанных с династией Романовых. Поэтому и скульпторы, и архитекторы, и градостроительный совет Москвы должны очень активно работать.

Елена Фанайлова: Говорит автор макета скульптор Александр Рукавишников.

Александр Рукавишников: Времени совершенно нет, поэтому я не знаю, как я это успею сделать или нет. Опять подвиг.

Елена Фанайлова: Проект Рукавишникова, известного как автора надгробного памятника Владимиру Высоцкому и памятнику Достоевскому возле Российской государственной библиотеки, был одобрен единогласно.

Борис Немцов: В Александре Втором Рукавишникова чувствуется такая спокойная сила, не генеральская какая-то бравада и поступь, а именно спокойная сила. И для нас, конечно, небезынтересно было знать мнение Радзинского, который сказал, что чисто внешне Александр Второй Рукавишникова ближе к императору, чем то, что предложил Вячеслав Клыков.

Александр Рукавишников: Я думаю, он будет очень необычный в Москве. Это наконец-то государь и государь-освободитель. Это прошлое России и это ее будущее.

Елена Фанайлова: Помимо Вячеслава Клыкова и Александра Рукавишникова, принять участие в конкурсе было предложено еще трем скульпторам - Зурабу Церетели, Эрнсту Неизвестному и Михаилу Шемякину. По неизвестным причинам участвовать в конкурсе они отказались.

XS
SM
MD
LG