Ссылки для упрощенного доступа

В Москве состоялись вторые общественные слушания по делу корпорации "ЮКОС"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.

Андрей Шароградский: В Москве состоялись вторые общественные слушания по делу корпорации "ЮКОС". Адвокаты подсудимых Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Алексея Пичугина и Леонида Невзлина рассказали о нарушениях закона, допущенных судом и следствием в отношении их подзащитных.

Марьяна Торочешникова: Если первые общественные слушания носили более популистский характер, так как приглашенные политологи, экономисты и социологи давали свою оценку влиянию дела «ЮКОСа» на общественно-политическую ситуацию в России, то сегодня комиссии были представлены конкретные доказательства того, что в деле "ЮКОСа" суды и правоохранительные органы не всегда следовали букве закона.

Основные претензии адвокатов касаются меры пресечения, избранной судом для обвиняемых по делу "ЮКОСа". До сих пор суды отказываются освободить из-под стражи Ходорковского, Лебедева и Пичугина. Леонид Невзлин, проживающий в настоящее время в Израиле, так же подлежит заключению под стражу в соответствии с недавним решением Басманного суда.

Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт считает, что, отказываясь освободить Михаила Ходорковского, суд игнорирует предписания закона, на что адвокаты неоднократно указывали в своих жалобах.

Юрий Шмидт: Основная суть жалоб сводилась к тому, что да, закон предусматривает основания к применению меры пресечения вообще и, в частности, такой крайней меры пресечения, как содержание под стражей. Но закон же требует, чтобы в каждом случае при избрании меры пресечения были не перечислены основания, а приведены доказательства. Если говорится, что основанием для избрания меры пресечения может быть опасение, что человек продолжит преступную деятельность, скроется от следствия и суда, будет оказывать давление на свидетелей, каким-то образом фальсифицировать обстоятельства, - будьте любезны, приведите доказательства, которые подтверждают, что человек занимается подобной деятельностью или реально может ею заниматься. И если следствие в отношении Ходорковского начинается апеллировать тем, что он в принципе богатый человек и у него возможности несколько выше, то вы сами представляете, какую реальную силу имеет это доказательство. То есть, если ответить коротко, никаких доказательств в постановлениях судебных органов приведено не было, их нет.

Марьяна Торочешникова: С этим мнением согласилась и адвокат Платона Лебедева Елена Липцер. Она указала на необоснованность содержания под стражей и ее подзащитного.

Кроме того, Юрий Шмидт обратил внимание комиссии на то, что следователи недостаточно обосновали вину Ходорковского во всех инкриминируемых ему преступлениях.

Юрий Шмидт: Все обвинительное заключение построено следующим образом: в 1994 году Ходорковский создал организованную преступную группу, в которую в разное время входили такие-то, такие-то и такие-то. Кстати, тех людей, которые платили налоги, даже в эту группу не включают, ну, те, кто реально сдавали налоговые документы. И все обвинение Ходорковского построено по принципу руководителя организованной преступной группы, который отвечает за действия всех людей, так или иначе участвующих в производственной деятельности "ЮКОСа". Анекдотично получилось, что все члены организованной преступной группы - это все сотрудники "ЮКОСа", "МЕНАТЕПа" на начальной стадии, "Роспрома", то есть это все люди, входящие в сферу его производственной деятельности. Но ничего подтверждающего преступные действия группы - видеосъемок, сходок, "стрелок", еще чего-то в этом духе - нет вообще. То есть создание компании, назначение сотрудников, подбор персонала - все это следствие называет созданием преступной группы.

Марьяна Торочешникова: Вслед за этим сообщением адвоката председатель общественной комиссии Сергей Ковалев заметил, что, на его взгляд, Юрий Шмидт представил весьма знакомую российским правозащитникам картину фабрикации уголовных дел. После чего комиссия приступила к опросу адвоката Генри Резника, представляющего интересы крупного акционера "ЮКОСа" Леонида Невзлина. Но так как Резник возглавляет Московскую палату адвокатов, свое выступление он начал с резкой критики прокуратуры, которая, как он считает, препятствует адвокатам в осуществлении их профессиональной деятельности.

Генри Резник: Вот мне непонятно, почему Генеральная прокуратура идет на откровенное нарушение Уголовно-процессуального закона без нужды? По этому делу те случаи, которые были, с вызовом адвоката Дреля на допрос, провокационные акции в отношении Ольги Артюховой, то же самое было, кстати, с Юрием Марковичем Шмидтом, для чего? Идет атака на институт адвокатуры. И, пользуясь случаем, адвокатам показывают: да вы знаете что, да вы ничто вообще, вы можете только своей активной защитой навредить, потому что будете заявлять ходатайства, изобличать обвинения следствия, а мы и вас привлечем, мы и вас обыщем, мы направим бумаги на то, чтобы вас статуса лишили, а подзащитным вашим накрутим новое обвинение, все в нашей власти; закон, вы говорите, что вы говорите, Конституционный суд что-то там разъяснил... Генеральный прокурор говорит: а что вы вообще на прокуратуру, господа адвокаты, правозащитники, прокуратура что ли сейчас арестовывает? Не прокуратура арестовывает, мы ходатайствуем, суд. Пожалуйста, простите, вы с судом все, все демократично, все нормально, все очень хорошо.

Марьяна Торочешникова: Кроме того, он рассказал комиссии, что обвинения Леонида Невзлина в организации убийств и покушении на убийство основаны на косвенных показаниях лиц, привлеченных к уголовной ответственности. В частности, о том, что Невзлин является заказчиком ряда убийств, по версии следствия, ранее утверждал тамбовский бизнесмен Сергей Горин. Интересно, что следствие считает Горина убитым (обвинение в этом убийстве предъявлено бывшему главе службы безопасности "ЮКОСа" Алексею Пичугину), однако тело его до сих пор не найдено.

Кстати и адвокат Пичугина Ксения Костромина сообщила о ряде нарушений, допущенных следствием по делу ее подзащитного. Она указала, что по сей день не проведено надлежащей проверки по жалобе Пичугина на применение к нему психотропных препаратов во время допроса. Ксения Костромина сообщила и о том, что ряд документов, содержащихся в уголовном деле Пичугина, были засекречены задним числом, а вслед за тем судья вынесла постановление о рассмотрении этого дела в закрытом процессе.

Теперь общественной комиссии предстоит изучить материалы, представленные экспертами на вторых слушаниях, и провести анализ нарушения норм российского и международного законодательства в отношении фигурантов по делу "ЮКОСа".Полная стенограмма слушаний в ближайшее время будет опубликована на всех основных правозащитных сайтах.

XS
SM
MD
LG