Ссылки для упрощенного доступа

В России продолжают преследовать ветеринарных врачей, применяющих кетамин


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимали участие корреспонденты Радио Свобода Лиля Пальвелева и Марьяна Торочешникова

Кирилл Кобрин: В России преследование ветеринарных врачей, применяющих обезволивающий препарат кетамин во время операций, длятся уже не один месяц. В Москве в агентстве "Интерфакс" прошла пресс-конференция, на которой защитники прав животных и ветеринары утверждали, что запрет на использование кетамина связан с намерением государственных чиновников создать видимость борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Лиля Пальвелева: Вскоре после того, как организовали новую структуру, Госнаркоконтроль, в России возбудили сразу несколько уголовных дел по поводу применения ветеринарными врачами в качестве наркоза для кошек и собак давно испытанного и хорошо зарекомендовавшего себя средства - препарата кетамин. И вот к чему это привело. Говорит президент Центра защиты прав животных «ВИТА» Ирина Новожилова.

Ирина Новожилова: Пострадали, прежде всего, гуманные ветврачи, то есть те, кто, несмотря на риск для себя, продолжали оказывать животным помощь, а могли бы поступить проще. Например, многие смалодушничали - попал в опалу кетамин - можно проводить операции на живую. Так поступили многие ветврачи. Когда все это абстрактно звучит, это не кажется настолько чудовищно. А вот когда мы с этим столкнулись впрямую, когда в ноябре месяце мы вызвали домой ветврача провести серьезную полосную операцию, он приехал с анальгином и сказал, что он не желает садиться, вот тут, конечно, у нас был шок.

Лиля Пальвелева: Ирина Новожилова убеждена

Ирина Новожилова: Те, кто виновен в сложившейся ситуации, должны не просто извиниться перед ветврачами, сейчас уже поезд ушел, а они должны ответить за смерть тысяч животных, за унижение ветврачей, за срыв работы целой отрасли по всей суровости закона. У Минсельхоза, и Госнаркоконтроля и прочих структур было девять долгих месяцев, чтобы разрешить конфликт. Этого сделано не было.

Лиля Пальвелева: Александр Дука оказался жертвой провокации. Его вызвали (ни много, ни мало!) в Госнаркоконтроль для того, чтобы оказать медицинскую помощь крупному псу. Никакого пациента не было и в помине, а у ветеринара обнаружили кетамин, и обвинили его в распространении наркотиков. Адвокат Дуки Михаил Тер-Саркисов напоминает: помощь может потребоваться и одной очень известной собаке. Неужели и ее станут мучить?

Михаил Тер-Саркисов: Наш президент Владимир Владимирович Путин - любитель собак. Я знаю, что у него есть лабрадорка - Кони ее зовут. Не дай бог, чтобы случилось что-нибудь с его собакой. Ему было бы очень неприятно, если бы его собака испытала боль и стресс при оказании ей медицинской помощи.

Лиля Пальвелева: Кетамин - подчеркивает Михаил Тер-Саркисов - широко применяется во всем мире. Правда, есть исключения.

Михаил Тер-Саркисов: Я выяснил, оказывается, только три страны запретили кетамин к применению помимо нашей страны - это Белоруссия и Китай. В принципе, это мое личное мнение как человека, а не как юриста, - применение наркоза по отношению к животным - это признак цивилизованности общества, когда общество заботится не только о своих гражданах, а заботится также и о животных. Почему так настойчиво чиновники препятствуют приобретению и ввозу в страну кетамина (он, кстати, производится и в нашей стране, правда, в не очень значительном количестве), почему такое противостояние использования этого вещества? Непонятно. Пока еще не выявлено такого количества наркоманов кетаминозависимых, то есть это не такой наркотик, какой применяется у наркоманов. Поэтому использовать его практически невозможно иначе как в ветеринарии.

Лиля Пальвелева: Так почему же вдруг разгорелись такие страсти вокруг кетамина? Вот мнение обвиняемого Александра Дуки.

Александр Дука: Образовано новое ведомство, которому надо показать, чтобы были видны результаты его работы. На чем это можно сделать? Показателем работы ведомства является количество возбужденных уголовных дел. Судьба дальнейших дел их уже не волнует. То есть дело возбуждено, галочка стоит. А на ком это легче всего сделать? На наименее защищенных. Проще возбудить дело на ветеринарного врача, чем поймать или отыскать какого-то уличного торговца или какого-то контрабандиста.

Лиля Пальвелева: Еcть еще одно очень подозрительное обстоятельство.

Александр Дука: Те препараты, которые предлагают нам взамен, почему-то предлагают чиновники, далекие от нашей профессии, настойчиво предлагают. С какой целью, почему нас учат каким препаратом нам удобнее работать? Тоже интересный вопрос.

Лиля Пальвелева: Быть может кому-то очень хочется и для кого-то очень выгодно внедрить на российский рынок новые лекарства? В этом не было бы ничего страшного, если бы кетамин можно было чем-то заменить без ущерба для здоровья животного. Однако достойных аналогов нет. Те, что предлагаются, либо недостаточно эффективны, либо имеют широкий список противопоказаний

Кирилл Кобрин: В последнее время Госнаркоконтроль с судебных разбирательств переключился на профилактику наркозависимости. И первой профилактической акцией стало открытие в Москве выставки "Красота спасет мир от наркотиков"

Марьяна Торочешникова: Идея проведения акции "Художники против наркотиков" принадлежит московским художникам во главе с Виктором Адамовичем. Он то и пришел в Госнаркоконтроль.

Виктор Адамович: Культура - это единственная сила, не прибегающая к насилию. Вопрос не только о наркомании, а стоит вопрос профилактики, что именно мир разнообразен и широк. Моя задача как художника, который обращается к таким идеям, показать свободу творчества. А свобода творчества и есть самая настоящая профилактика против наркотиков.

Марьяна Торочешникова: Немногочисленным зрителям, пришедшим на открытие выставки в Центральный дом художника, устроители акции раздавали майки и кепки с надписями «Нет наркотикам» и менее скромными - «Я умный, сильный красивый», а также предлагали почитать ведомственный журнал "Наркомат" и молодежное приложение к нему с говорящим названием «Антидоза». Собственно картинами, - а здесь представлены работы 35 художников со всей России, - интересовались немногие, так как основное действие разворачивалось на сцене. Зал подпевал молодой исполнительнице: «Вместе сильнее, вместе богаче - это главная наша идея». Хотя, по признанию замдиректора Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Александра Михайлова, задачи у сегодняшней акции все же иные.

Александр Михайлов: Нам сегодня нужно вернуть людей, вывести детей из коллекторов, вернуть в музеи, в концертные залы, вернуть их в художественные залы и так далее. Мы надеемся, что это мы поставим просто на поток, но не для того, чтобы мы этим занимались, а для того, чтобы мы потянули к себе людей, которые реально занимаются тем, что они борются с наркотиками.

Марьяна Торочешникова: А одна из участниц сегодняшнего мероприятия считает, что главное - обратить внимание людей на проблемы наркоманов.

Участница: Конечно, мы сейчас отнимать шприцы и делать какие-то конкретные вещи, но, я думаю, стоит об этом говорить.

Марьяна Торочешникова: Александр Михайлов сообщил, что это не последняя акция, предпринятая Госнаркоконтролем. На следующей неделе в Твери начнется широкомасштабный эксперимент по борьбе с наркоторговлей и наркозависимостью.

Александр Михайлов: В Тверь приедут ведущие специалисты в области наркологии, ведущие специалисты в области права, ведущие специалисты в области образования и психологии, в том числе и детской. По большому счету это уже должен быть не эксперимент, а должна быть целенаправленная работа.

Марьяна Торочешникова: Кроме того, Александр Михайлов дал прогноз на возможный исход судебных разбирательств по так называемым «кетаминовым делам»…

Александр Михайлов: Предмет изначально был обречен на отсутствие общественного интереса, если бы не вот эти действа около судов. Кстати говоря, я не исключаю, что сейчас судья, который посмотрит еще на один балаган, может влепить 10 лет лишения свободы, учитывая то, что на него оказывается прямое давление со стороны подсудимого, защиты и прочее.

Марьяна Торочешникова: …и сообщил, кто станет следующей жертвой наркоконтроля.

Александр Михайлов: Что бороться с коноплей на майках, если это элемент молодежной культуры?! Я уже своим коллегам предложил как с этим бороться. Торговцу очень важно, что он будет продавать - майку со значком "Нет, наркотикам!" или он получит штраф 400 минимальных размеров оплаты труда.

Марьяна Торочешникова: Своими планами поделился Александр Михайлов. Выставка в Центральном доме художников продлится до 22 августа, как сообщили нам в пресс-службе ФСКН вход туда - бесплатный.

XS
SM
MD
LG