Ссылки для упрощенного доступа

12-летие ГКЧП – комментарий американского эксперта


Программу ведет Владимир Бабурин. Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседовал с профессором Стэнфордского университета Майклом Макфоулом.

Владимир Бабурин: 19 августа 12-я годовщина падения ГКЧП. О том, как сегодня воспринимается это событие на Западе, наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует профессором Стэнфордского университета Майклом Макфоулом:

Юрий Жигалкин: Профессор Макфоул, какое бы место в новейшей российской истории вы бы отвели этому эпизоду?

Майкл Макфоул: На мой взгляд, это событие завершило двадцатый век в историческом смысле. Поражение путчистов привело к окончательному поражению коммунизма, к падению советской империи. Историческое течение двадцатого века по большому счету определялось борьбой между коммунистической идеологией и идеями западной либеральной демократии, конец ГКЧП означал конец этой борьбы. Вместе с тем, если рассматривать крах ГКЧП, как начало нового этапа, то он не привел к результату, к которому стремились люди, одержавшие верх над путчистами. Он не привел к распространению демократической системы на пространстве бывшего Советского Союза, большинство быших советских республик застряли где-то в середине между диктатурой и демократией. Так что сейчас, двенадцать лет спустя, можно сказать, что далеко немногое из надежд и чаяний людей, ставших на пути путчистов осущетсвилось.

Юрий Жигалкин: Сейчас многие из россиян задают вопрос почему?

Майкл Макфоул: Это чрезвычайно трудный вопрос. Прежде всего, революция всегда рождает несбыточные надежды. Во-вторых, российская политическая элита в девяностые годы совершила много ныне очевидных ошибок и в области политических и в области экономических реформ, самая большая из этих реформ не была доведена не то, что до конца – до половины, в результате Россия не получила ни демократии, ни здорового рынка, того, что я называю нормальным капитализмом. Политика нынешнего российского руководства – во многом реакция на эти события девяностых, дальнейший отход от демократических реформ, особенно в том, что касается укрепления гражданских свобод. Очень печально то, что эта тенденция совпала с настроениями в обществе, не слишком, судя по всему, ценящим добытые свободы. Я подозреваю, что случись сегодня в России нечто подобное путчу 1991-го года, мы вряд ли бы увидели на улицах городов столь же большое число зашитников демократии.

Юрий Жигалкин: Если сегодня попытаться заглянуть на десять лет вперед. Какая тенденция, как вы считаете, возобладает?

Майкл Макфоул: Я все еще оптимистичен. Во-первых, если россияне относят себя к Европе и хотят жить по европейским стандартам, то к этому их может привести только демократия. Не случайно подавляющее число пруспевающих и стабильных стран – демократии. Конечно, попытки правительства Путина ограничить демократию, усилить центральную власть – тревожат, но в историческом контексте это также неизбежный период, послереволюционный откат, который, я думаю, будет продолжаться три-четыре года. Ну а потом, если верить историческому опыту начнется новое наступление против авторитаризма, и его признаки уже можно увидеть, и люди дожны осознать, что окончательное поражение авторитаризма – в интересах России.

XS
SM
MD
LG