Ссылки для упрощенного доступа

Экспертиза Буданова. Заявление Александра Егорова


Ведет программу Дмитрий Волчек. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Владимир Долин и Любовь Чижова и адвокат семьи Кунгаевых Станислав Маркелов.

Дмитрий Волчек:Полковнику Юрию Буданову может быть предъявлено обвинение в изнасиловании убитой им чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Взявший на себя вину за ее изнасилование солдат 160-го танкового полка Александр Егоров в беседе с журналистами газеты "Московский комсомолец" отказался от своих признаний.

Владимир Долин:В момент ареста полковника Буданова его непосредственный начальник генерал Герасимов не сомневался в том, что его подчиненный изнасиловал и убил 18-летниюю чеченскую девушку, жительницу села Тангичу Эльзу Кунгаеву. Об этом Герасимов заявил в своих показаниях следствию. Но военная прокуратура сделала все, чтобы снять с командира танкового полка позорное для него и для армии обвинение в изнасиловании. Эксперты, проводившие вскрытие тела, не стали консервировать биологические материалы, которые могли бы неопровержимо подтвердить или опровергнуть вину Юрия Буданова в изнасиловании. На суде судмедэксперт рассказал, что в медсанбате войсковой группировки, где происходило вскрытие, не оказалось необходимых консервантов. Консервантами в таких случаях может служить формалин или спирт, и трудно поверить, что в медсанбате, обслуживающем многотысячную войсковую группировку, не нашлось стакана спирта для консервации изъятых экспертами образцов тканей. Следователи почему-то не изъяли постельное белье из командирской комнаты Юрия Буданова. Когда о нем вспомнили, оказалось, что простыни бесследно исчезли. Так в результате халатности или недобросовестности следственной группы обвинение в изнасиловании Юрию Буданову не было предъявлено. Из обвинений против полковника российской армии осталось только похищение и убийство. Но факт изнасилования следствие и экспертиза подтвердили. С этим что-то надо было делать. И тогда кстати пришлись показания солдата из экипажа командирского бронетранспортера Александра Егорова. Ему и двум другим членам экипажа полковник Буданов приказал зарыть тело задушенной им девушки. Через 8 месяцев после трагедии демобилизованный к тому времени рядовой Александр Егоров признался в надругательстве над телом Эльзы Кунгаевой. За это Егоров был осужден, но тут же амнистирован. Тут, правда, получилась нестыковка. По мнению экспертов, повреждения и травмы, характерные для изнасилования, были нанесены Эльзе Кунгаевой при жизни, но военный суд Северокавказского округа предпочел поверить путаным и невнятным показаниям солдата, от которых в беседе с корреспондентами "Московского комсомольца" Настей Лурщиковой и Маратом Хайрулиным Александр Егоров отказался. По его словам, он признался в надругательстве над телом убитой Будановым девушки под давлением работников прокуратуры Северокавказского военного округа. О юридических последствиях признания Александра Егорова корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова беседовала с адвокатом семьи Кунгаевых Станиславом Маркеловым.

Любовь Чижова:Почему Егоров делает такие заявления именно сейчас, когда Буданов проходит повторную психиатрическую экспертизу?

Станислав Маркелов:Сейчас сложилась ситуация, когда нарыв прорвался и одновременно вылезают все те недоработки или откровенные натяжки, которые были в ходе предварительного следствия и судебного заседания. Егоров это только один из моментов этих натяжек и недоработок. Именно поэтому, когда нарыв пошел, когда вся гниль, которая была в период предыдущих судебного и предварительного следствия, она вылезает наружу. В том числе и этот весьма странный момент с показаниями Егорова.

Любовь Чижова:Могут ли быть какие-то юридические последствия признания Егорова?

Станислав Маркелов:Пока его заявление не имеет юридической силы, это только то, что он сказал журналисту. Но, естественно, этот материал я буду стараться ввести в уголовное дело. И, естественно, на основании его, тем более, что там есть упоминание о том, что существует видеозапись его показаний, я буду просить повторно допросить Егорова.

Любовь Чижова:Могут ли эти материалы изменить ход судебного процесса по делу Буданова и могут ли ему быть предъявлены новые обвинения?

Станислав Маркелов:Безусловно, влиять на дело Буданова такие изменения показаний будут. Если показания Егорова подтвердятся, то я буду ставить вопрос перед прокуратурой о возбуждении уголовного дела по факту изнасилования.

Любовь Чижова:Какой реакции на признания Егорова вы ждете от правоохранительных органов?

Станислав Маркелов:Они должны быть ожидаемы, поскольку сейчас пошла волна тех фактов, на которые просто закрывались глаза на предварительном этапе дела Буданова. Это связано и с случаями других убийств и с показаниями Егорова. Где тонко, там и рвется.

Любовь Чижова:А если новая психиатрическая экспертиза, которую сейчас проходит Буданов, признает, что он убил девушку в минуту сумеречного состояния сознания, тогда ему прощается все?

Станислав Маркелов:Здесь есть определенный момент, дело в то, что невыяснено, в какой момент произошло насилие над погибшей. И вполне возможно, что в период, когда он совершал другие преступления, он находился в вменяемом состоянии. По даже последней экспертизе, результаты которой мне удалось оспорить, он был признан абсолютно невменяем только на момент убийства, а на момент совершения других преступлений ограниченно вменяем.

Любовь Чижова:И как это вообще меняет все дело?

Станислав Маркелов:Пока это еще не изменило дело, но это просто показывает серийность совершения преступлений одним человеком. Это не был определенный поступок, вызванный эмоциональным всплеском, это просто было серийное преступление.

Любовь Чижова:Нет ли у вас желания встретиться с Егоровым и лично с ним поговорить?

Станислав Маркелов:Я не хочу оказывать давления на свидетелей. Если существует видеозапись, то, безусловно, ее надо приобщать к материалам дела, это уже вопрос к журналистам. Хотя то, что они успели получить эту видеозапись первыми, это, безусловно, их журналистская удача. И уже через суд требовать привлечения этого свидетеля к даче показаний.

Владимир Долин:Если следствие по делу Юрия Буданова возобновлено, то не исключено, что ему будут предъявлены новые обвинения, и не только в изнасиловании. Жители предгорных сел Чечни утверждают, что за месяц до убийства Эльзы Кунгаевой командир 160-го танкового полка лично задержал трех чеченцев-водителей КАМАЗов, перевозивших имущество беженцев. Их тела со следами пыток были найдены недалеко от расположения полка.

XS
SM
MD
LG