Ссылки для упрощенного доступа

Раскол в Коммунистической партии России


Передачу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.

Кирилл Кобрин: Коммунистическая партия России накануне отчетно-выборного съезда раскололась на сторонников лидера партии Геннадия Зюганова и его противников. В четверг в Москве были организованы два параллельных пленума Центрального комитета партии. Коммунисты, собравшиеся на альтернативный пленум, приняли решение досрочно прекратить полномочия Зюганова как председателя ЦК КПРФ.

Подробности в материале корреспондента РС Михаила Саленкова.

Михаил Саленков: Руководство Коммунистической партии России в четверг стало двухголовым. Альтернативный пленум ЦК КПРФ, созванный по инициативе противников Геннадия Зюганова, избрал новым лидером партии губернатора Ивановской области Владимира Тихонова. Переизбранного в 97-м году на пост председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова и его сторонников обвинили в предательстве, связи с олигархами и расколе партии.

Официальная пресс-служба ЦК КПРФ заявляет, что решения альтернативного пленума не имеют ни юридической, ни политической силы.

Столь очевидный раскол в КПРФ произошел всего за два дня до отчетно-выборного съезда Компартии. 3 июля – это официально назначенный день съезда коммунистов – будет избран новый состав ЦК, который в свою очередь выберет нового лидера Коммунистической партии.

Геннадий Семигин, исключенный из компартии в марте как раз за призыв к расколу, созвал сегодня пресс-конференцию, на которой сообщил, что Геннадий Зюганов смещен и с поста председателя Координационного совета Национально-патритического союза России. Исполняющим обязанности председателя координационного совета был назначен сам Семигин, который подчеркнул, что решение о смещении Зюганова принято по юридическим, а не политическим мотивам. В частности в связи с изменением устава НПСР.

Геннадий Семигин: Законодательство о политических партиях и об общественных объединениях довольно серьезным образом изменилось. Исходя из этих изменений, для того чтобы привести свои правовые документы в полное соответствие с этим законодательством, координационный совет НПСР принял ряд соответствующих решений. Это коснулось 9 человек, в том числе коснулось Геннадия Андреевича Зюганова как члена координационного совета, представляющего Коммунистическую партию Российской Федерации, - они в автоматическом режиме выбывают из состава координационного совета. Я хотел бы отметить, что данное решение носит юридический характер, а не политический, хотя в своем заявлении и в своих постановлениях координационный совет отметил те претензии, которые у нас остались конкретно к Геннадию Андреевичу.

Михаил Саленков: Претензий к Зюганову в официальном заявлении Координационного совета НПСР – пять. Среди них называются попытки Зюганова установить режим личной власти в НПСР, расколоть движение и парализовать его деятельность, а также публичные обман и клевета в адрес членов совета.

Однако и это решение в КПРФ считают незаконным. Илья Пономарев, возглавляющий молодежное крыло коммунистов, заявил, что у официальной Компартии твердое большинство в координационном совете, и "поскольку решение принято без нас, это просто игры аппаратчиков".

Геннадий Семигин в свою очередь сообщил, что Народно-патриотический союз намерен усилить сотрудничество с КПРФ и даже готов заключить с коммунистами особое соглашение.

Геннадий Семигин: Коммунисты как физические лица по закону имеют право принимать участие в работе всех органов. Это даст возможность им занимать определенные должности или просто являться физическими лицами при участии в работе в Народно-патриотическом союзе России.

Михаил Саленков: Отвечая на вопрос, не продиктовано ли решение отстранить Зюганова его личными разногласиями с Компартией, Семигин ответил.

Геннадий Семигин: У меня нет никаких разногласий с КПРФ. У меня есть разногласия с Геннадием Андреевичем Зюгановым - они во всем. Это и в стратегии, и в тактике развития партии, в организации оппозиционного движения, это в объединении с союзниками или, наоборот, в не объединении. То есть мы расходимся по целому ряду очень серьезных вопросов, и экономических, и социальных, и так далее. Такие разногласия есть, и я думаю, что они, в общем-то, непреодолимы. Я никакого удара не наношу. Наоборот, я вам должен сказать, все годы последние и до сегодняшнего дня я только помогают КПРФ развиваться в такую интересную, цивилизованную, перспективную партию. Наоборот. Инициатором этих ударов был Геннадий Андреевич.

Михаил Саленков: Семигин подчеркнул, что кроме него, еще довольно много членов партии не хотят больше видеть на посту председателя ЦК Геннадия Зюганова. Однако назвать конкретную фамилию человека, которого он лично считает достойным возглавить КПРФ, Семигин отказался.

Геннадий Семигин: Большинство членов ЦК уже, по большому счету, обратились к Геннадию Андреевичу, с тем чтобы он добровольно, с почетом, если так можно сказать, ушел. Потому что может быть и другая ситуация. Я многих вижу лиц, которые могли бы возглавить партию, которые могут составить серьезную конкуренцию Геннадию Андреевичу. Называлось много фамилий. Называлась фамилия и Тихонова, губернатора Ивановской области, называлась фамилия Куваева, руководителя Московской городской партийной организации. Называлась фамилия Потапова, называлась фамилия заместителя председателя Компартии Иванченко. Это достойные люди, люди серьезные и люди перспективные.

Михаил Саленков: После съезда, на котором, по мнению Семигина должно быть избрано новое руководство партии, КПРФ должна стать по-настоящему оппозиционной силой.

Геннадий Семигин: Моя точка зрения, я считаю, что она, конечно же, должна быть оппозиционной партией, должна предлагать интересные программы, проекты, модели и конкретные действия свои. Если она не согласна в чем-то с президентом, она должна критиковать, влиять, добиваться своих решений. Если в чем-то согласна, должна открыто об этом говорить. Если президент сделал правильный поступок и правильные действия - об этом честно нужно сказать: "Да, оно правильное" или, наоборот, "оно неправильное". Оппозиционная партия по программе, по идеологии уже оппозиционна по-настоящему.

Михаил Саленков: Таково мнение Геннадия Семигина, который сегодня был назначен исполняющим обязанности председателя координационного совета Народно-патриотического союза России.

Нынешний лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов (или уже один из лидеров партии), комментируя высказывания Геннадия Семигина, был предельно краток.

Геннадий Зюганов: Ну и хорошо, его исключили из партии - и правильно сделали.

Михаил Саленков: Корреспондент Радио Свобода Олег Кусов сегодня утром побывал в Государственной Думе Российской Федерации и узнал мнение члена центрального комитета Компартии Виктора Илюхина.

Виктор Илюхин: Об этом расколе наши недруги уже твердят лет десять. Я могу сказать, что пленум, конечно, будет сложным, потому что надо будет рассмотреть ряд достаточно серьезных вопросов и по изменению в уставе, и по изменению в программных установках, но говорить о том, что съезд будет раскольническим и съезд расколет партию, у меня нет никаких абсолютно оснований. Сколько бы и кто бы ни говорил о том, что будет еще какая-то кандидатура и прочее, оппозиция, тем более из отшельников, не будет воспринята, - поверьте мне, не будет.

Олег Кусов: Как бы вы роль Семигина оценили?

Виктор Илюхин: Я бы сказал, что у меня сегодня вообще нет оснований говорить, что где-то есть Семигин, что Семигин что-то предпринимает. Поверьте мне, это уже в прошлом, все эти проблемы уже разрешены, рассмотрены, оценены партией. И могу отметить: ни одна региональная партийная организация КПРФ не поддержала Семигина. Более того, могу сказать, что во многих решениях партийных организаций звучит одно: чтобы обязательно в ЦК был избран Геннадий Андреевич. А как ЦК поступит - выберет Геннадия Андреевича лидером своей партии или не выберет, как Геннадий Андреевич сам поступит - заявит о том, что он не хочет быть, устал или необходима смена - ну, поживем - увидим, не так уж долго нам ждать.

Михаил Саленков: Еще раз напомню, что по плану отчетно-выборный съезд Компартии России должен состояться через два дня – 3 июля. Возможно, что съездов КПРФ, как и пленумов, тоже будет два.

Андрей Шарый: Сейчас у микрофона "Свободы" наш политический обозреватель Михаил Соколов. Михаил, добрый вечер! Пожалуйста, проанализируйте ситуацию в Компартии России. Скажите, насколько серьезен раскол внутри этой организации?

Михаил Соколов: Добрый вечер! Действительно, раскол, судя по всему, достаточно серьезен, точнее, он таковым выглядит на информационном поле. Раскол, конечно, простимулирован такими фигурами, как господин Семигин, а господин Семигин, в свою очередь, занимает гораздо более мягкую, чем Геннадий Зюганов, позицию по отношению к Кремлю, к политике Владимира Путина, и постоянно в свое время, пока он находился в Компартии, подталкивал ее на такой путь социал-демократизации. То, что происходит сейчас, вообще напоминает борьбу за акционерное общество, в котором есть представители миноритариев и представители большинства, причем совершенно не понятно, у кого, собственно, оказался контрольный пакет. Вот на данном этапе, когда обе стороны считают свой пленум легитимным, пленум ЦК, называются одни цифры, что 82 человека из 156 были у Зюганова на пленуме, а с другой стороны, на пленуме, где был выдвинут вместо Зюганова ивановский губернатор Владимир Тихонов, было 96 из 156. Из этих цифр, по крайне мере, можно сказать, что какая-то часть вот этих членов ЦК была или на двух пленумах или не была ни там, ни там. Вообще установить правду может, наверное, только или суд или Министерство юстиции.

Андрей Шарый: Скажите, пожалуйста, Михаил, речь идет об идеологическом расколе или речь идет о споре персоналий, то есть это личные споры Семигина и Зюганова? Или, если вдруг будет переворот, скажем так, и победит линия Семигина, то Компартия изменится?

Михаил Соколов: Я бы все-таки идеологию в данный момент оставил бы за скобками. Дело в том, что, действительно, есть данные по предвыборной кампании перед съездом, их не оспаривают, собственно, и сторонники Семигина или Тихонова. Большинство партийных организаций действительно выступало за линию Геннадия Зюганова, то есть более оппозиционную по отношению к Кремлю. На ленинскую идеологию вообще никто не покушается. А согласно внутренним опросам внутри Компартии в общем-то сторонников социал-демократизации примерно 10%, а сторонников более леворадикального курса, более, скажем, анпиловского, - не более 20%. В этом смысле идеологически Зюганов, соединявший такой умеренный национал-коммунизм, иногда тоже пользовавшийся социал-демократической идеологией, он такая центристская фигура. Так что это, скорее, не борьба за какую-то идеологию, как представляет это Семигин, а борьба за отношения с нынешней властью, с Владимиром Путиным, степень оппозиционности и так далее.

Андрей Шарый: Михаил, скажите, пожалуйста, речь идет о внутреннем конфликте в Компартии или Кремль, может быть, причастен к тому, что происходит, как-то инспирировал этот конфликт?

Михаил Соколов: Известны всем неплохие отношения Семигина с администрацией Кремля, он это не отрицает. И я бы напомнил ситуацию с партией "Либеральная Россия", где боролись сторонники Юшенкова и Березовского, в результате нет партии "Либеральная Россия", бренд дискредитирован. Компартию нашу вряд ли ждет такая судьба. У нее есть достаточно большое количество сторонников и зюгановская харизма достаточно мощна. Но все-таки эта спецоперация, которая сегодня проводится, безусловно несет очень серьезный ущерб репутации партии. Возможно, даже появится вторая компартия, которая растворится в широком лево-националистическом движении "Патриоты России". В общем, у Геннадия Зюганова трудные дни.

Андрей Шарый: Благодарю вас. Михаил Соколов, политический обозреватель Радио Свобода анализировал ситуацию в Коммунистической партии Российской Федерации. Напомню, что отчетно-выборный съезд этой организации состоится в субботу.

XS
SM
MD
LG