Ссылки для упрощенного доступа

Возобновились судебные заседания по делам Платона Лебедева и Михаила Ходорковского


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Марьяна Торочешникова и Ян Рунов.

Андрей Шароградский: Главная тема часа - дело компании "ЮКОС". Сегодня возобновились судебные заседания по делам ведущих акционеров "ЮКОСа" Платона Лебедева и Михаила Ходорковского. Мещанский суд Москвы сегодня отказался освободить из-под стражи Платона Лебедева и назначить ему проведение медицинского обследования в независимом медицинском учреждении. Об этом ходатайствовали адвокаты Лебедева. Они утверждают, что их подзащитный серьезно болен. В здании суда работала корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Любовь Чижова: По словам адвоката Платона Лебедева Елены Липцер, у ее подзащитного серьезные проблемы с печенью. В июле прошлого года, когда Лебедева арестовали, он находился на лечении в госпитале Вишневского. Адвокаты главы "МЕНАТЕПа" передали его медицинскую карту независимому эксперту из Великобритании и, по его мнению, Лебедев нуждается в серьезном хирургическом обследовании. С этой просьбой защитники обратились к руководству следственного изолятора "Матросская тишина". Однако вместо медицинского обследования Платона Лебедева перевели из одиночной камеры в общую, что, по мнению адвокатов, негативно отразится на его здоровье.

Администрация "Матросской тишины" предоставила суду справки, в которых говорится, что ни у Ходорковского, ни у Лебедева проблем со здоровьем нет. Адвокаты выступили против приобщения к делу этих справок. Во-первых, на них не было даты, во-вторых, там ничего не было о том, как именно обследовали здоровье арестантов. Тем не менее суд решил, что со здоровьем у Платона Лебедева все в порядке.

И еще одну просьбу высказали адвокаты Ходорковского и Лебедева в самом начале судебного заседания: президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов и журналисты интернет-изданий просили обеспечить прямую трансляцию судебного процесса для тех журналистов, которые не могут попасть в зал заседаний. Они предлагали взять на себя всю техническую сторону и установить необходимую аппаратуру. Однако прокурор решил, что установка техники и трансляция будут мешать участникам судопроизводства.

Сегодняшний процесс начался после перерыва, объявленного судом 23 июня по просьбе Михаила Ходорковского. Экс-глава "ЮКОСа" просил суд перенести заседание на 12 июля из-за болезни его основного адвоката Генриха Падвы. Сегодня Генрих Падва уже участвует в процессе. Основное обвинение, предъявленное Платону Лебедеву и Михаилу Ходорковскому, - хищение путем мошенничества 20% акций акционерного общества "Апатит", принадлежащего государству, на сумму 283 миллиона долларов. 8 июля истек 10-летний срок давности уголовного преследования по этому делу. Кроме того, Михаил Ходорковский обвиняется в уклонении от уплаты налогов и других экономических преступлениях.

Андрей Шароградский: Сейчас в здании Мещанского суда в Москве находится другой наш корреспондент Марьяна Торошечникова, она на линии прямого эфира, по телефону. Марьяна, здравствуйте! Скажите, завершилось ли сегодня заседание по делу Платона Лебедева и Михаила Ходорковского? Есть ли какие-то еще новости? Как выглядели подсудимые?

Марьяна Торочешникова: Добрый день, Андрей! Нет, заседание не завершилось, оно продолжается. После того, как суд отказал в удовлетворении ходатайства защиты Платона Лебедева о приостановлении судебного разбирательства до окончания медицинского обследования, был объявлен небольшой перерыв для отдыха. Вот сейчас все участники процесса снова в зале.

Однако во время перерыва адвокат Михаила Ходорковского Карина Москаленко поделилась с журналистами новой информацией. Она сообщила, что сегодня Управление по борьбе с экономическими преступлениями отправило запрос на предоставление финансовой документации по деятельности Федерации интернет-образования, это социальный проект "ЮКОСа". И адвокаты высказывают свою озабоченность по этому поводу, так как считают, что социальный проект "ЮКОСа" не имеет отношения к данному уголовному делу.

Андрей Шароградский: Марьяна, все-таки я хотел бы повторить вопрос: как выглядят подсудимые, в частности, Платон Лебедев, про которого его адвокаты говорят, что он серьезно болен?

Марьяна Торочешникова: Михаил Ходорковский выглядит весьма бодро, а Платон Лебедев да, выглядит, мягко говоря, неважно, действительно, у него очень болезненный вид, у него несколько заторможенная речь, но он неоднократно повторял и на этом судебном заседании, и ранее просьбу к адвокатам не говорить о проблемах с его здоровьем, потому что он считает это ниже своего достоинства.

Андрей Шароградский: Спасибо, Марьяна.Содиректор Института российских и евразийских исследований при Гарвардском университете, профессор российской экономики в Уэстли-колледже Маршалл Голдман считает, что с проблемой "ЮКОСа" связана и недавняя паника российских банковских вкладчиков. В беседе с нью-йоркским корреспондентом Радио Свобода Яном Руновым Голдман сказал, что у "ЮКОСа" печальное настоящее и сомнительное будущее.

Ян Рунов: Профессор Голдман, чем, на ваш взгляд, было вызвано недоверие российских вкладчиков к "Альфа-банку" и усматриваете ли вы здесь связь с проблемой "ЮКОСа"?

Маршалл Голдман: Безусловно, хотя эта связь не прямая, но расправа с "ЮКОСом" создала климат финансово-экономической неопределенности, неуверенности. То, как генеральная прокуратура с одобрения Кремля и президента Путина преследует российский бизнес и бизнесменов, вызывает отрицательную реакцию не только у иностранных инвесторов, не только у российских олигархов, но и у среднего российского вкладчика. Вкладчики почувствовали шаткость всей системы частного предпринимательства, в том числе такого института, как частный банк.

В России проблема усугубляется тем, что там нет системы государственного банковского страхования, какая есть у нас. В Америке государство гарантирует сохранность вклада до 100 тысяч долларов. Если бы в России была такая система банковского страхования, люди вели бы себя спокойнее, зная, что сумма до 100 тысяч долларов не пропадет ни при каких обстоятельствах. Но в России над банками нет контроля. Мелкие банки часто используются для весьма сомнительных операций, что, естественно, подрывает доверие и к крупным банкам.

Ян Рунов: Итак, вы считаете, что судебное преследование "ЮКОСа" отразилось на всем деловом климате России. Каковы, на ваш взгляд, перспективы "ЮКОСа" и поверят ли инвесторы, бизнесмены и банковские вкладчики, что дело идет к лучшему?

Маршалл Голдман: Прежде всего назначение Геращенко оказалось малоэффективной мерой. Его связи в правительстве ничем не помогли, наоборот, с его назначением ситуация стала еще хуже, давление правительства на "ЮКОС" стало еще жестче. Будущее компании вызывает все большее беспокойство. Посмотрите, инвестиции в нефтяную промышленность России в этом году значительно снизились, отчасти из-за неуверенности. Люди говорят: зачем я буду вкладывать еще, пока не увижу, какие намерения у правительства в отношении других нефтяных компаний, которые сейчас тоже подвергаются критике. Если в прошлом году капитал шел в Россию, то в этом году он потек в обратном направлении - из России. Это конечно же станет препятствием на пути обещанного Путиным удвоения ВВП.Каково будущее "ЮКОСа"? У меня такое чувство, что акции, которыми владеет Ходорковский, будут либо куплены другими компаниями, либо окажутся во владении государства и "ЮКОС" превратится в подобие "Газпрома", 38% акций которого контролирует государство. При этом компания как бы остается частной, но решающий голос - у государства. Я чувствую, что "ЮКОС" окажется именно в этой ситуации, когда государство станет главным держателем акций. Такой вариант, естественно, на какое-то время еще больше увеличит атмосферу неопределенности и вызовет шатания, от которых Россия, казалось бы, ушла после 1998 года.

XS
SM
MD
LG