Ссылки для упрощенного доступа

В России ужесточена ответственность за управление автомобилем в нетрезвом состоянии


Программу ведет Андрей Шароградский. В программе принимают участие корреспонденты Радио Свобода Михаил Саленков, Владимир Бабурин и Любовь Чижова.

Андрей Шароградский: Президент России Владимир Путин подписал сегодня Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В частности, этот закон ужесточает ответственность водителей за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. За это теперь будут лишать водительских прав на два года. Подробности - в репортаже корреспондента Радио Свобода Михаила Саленкова.

Михаил Саленков: Подписанный президентом Путиным закон исключает административную ответственность за управление автомобилем в пьяном виде. Наказанием теперь, вместо штрафа, будет лишение прав сроком от полутора до двух лет. То же наказание ждет тех, кто передаст управление своим автомобилем нетрезвому водителю. Ранее подобные нарушения наказывались штрафом в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (иными словами - от 1 до 2 тысяч рублей) или лишением прав на один год.

По данным Российского информационного агентства "Новости", в первой половине 2004 года по вине пьяных водителей на российских дорогах погибли более тысячи человек и около 10 тысяч были травмированы. В некоторых регионах России каждое второе дорожно-транспортное происшествие происходит из-за того, что за рулем находится пьяный водитель.

Государственная Дума приняла новый закон 7 июля, ровно через неделю Совет Федерации одобрил его и направил на подпись президенту. Измененный Административный кодекс, кроме того, теперь позволяет начальникам территориальных управлений внутренних дел и отделений милиции рассматривать дела о появлении в общественных местах людей в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Андрей Шароградский: Прокомментировать принятые поправки мой коллега Владимир Бабурин попросил депутата Государственной Думы, руководителя Ассоциации автомобилистов России Виктора Похмелкина.

Владимир Бабурин: Считаете ли вы, что это действительно снизит число пьяных водителей на российских дорогах?

Виктор Похмелкин: Вы знаете, любая мера, особенно репрессивная, должна учитывать ту реальность, в которой она будет работать. Конечно, ужесточать наказание для водителей, которые ездят пьяными за рулем, надо безусловно, потому что этот вид правонарушений очень распространен, и многие человеческие жертвы на дорогах являются следствием именно такого состояния наших водителей. Но надо понимать, что применять эти меры будут прежде всего сотрудники ГИБДД, которые сегодня получают нищенскую зарплату, которые крайне скудно технически оснащены, которые для того, чтобы иметь необходимый бензин для своих дорожно-патрульных машин, вынуждены брать эти деньги с водителей, поскольку государство их не финансирует.

Уровень коррупции на наших дорогах запредельно высокий - около 1 миллиарда долларов в год платят наши водители взяток работникам ГАИ. Поэтому, если не реформировать эту службу, если оставлять все как есть и только повышать санкции, безусловным и совершенно очевидным следствием всего этого будет только одно - рост взяток, рост злоупотреблений. И принцип неотвратимости наказания, без которого любая, самая жесткая мера просто повисает в воздухе, не будет работать. Это будет означать, что виновные водители будут уклоняться от ответственности, а невиновные, увы, могут пострадать, поскольку они захотят отстаивать свои интересы и не пожелают платить взятки работникам ГАИ. Вот таково следствие.

Поэтому не начинать надо было с ужесточения наказания, а завершать этим процесс борьбы с дорожно-транспортными правонарушениями. Увы, у нас все сделано опять по-российски - такими полуполицейскими методами. И общегосударственного подхода я за всем этим, честно говоря, не вижу. Поэтому следствие одно: рост правонарушений будет продолжаться.

Кроме этого, резко возрастет количество отказов от освидетельствования, потому что эту меру просто забыли предусмотреть при лишении родительских прав. Это как исключительная мера, здесь штраф остается, - и водители просто будут отказываться от освидетельствования, рассчитывая на более мягкое наказание. Дальше возрастет количество оправданий, потому что если раньше мировые судьи, рассматривая эти дела, могли в спорных случаях применить штраф как альтернативную меру, то сейчас такой возможности просто нет.

И что самое главное - к сожалению, не улучшится положение дел с точки зрения безопасности дорожного движения. Но те депутаты, которые проголосовали за этот закон, могут в какое-то короткое время отчитаться. Иллюзия здесь прекрасная: раз повысили наказание - значит, вроде бы, усилили борьбу. На деле все, к сожалению, далеко не так.

Владимир Бабурин: Виктор Валерьевич, сегодня ваш давний оппонент - бывший главный российский автоинспектор, а ныне член Совета Федерации от республики Карелия генерал Федоров - дал большое интервью газете "Время новостей". В частности, он вспомнил свою давнюю идею еще 2000 года о восстановлении норм алкоголя в крови. Минздрав в свое время предложил это сделать - 0,2 промилле, и господин Федоров сказал, что усилиями некоторых депутатов (я полагаю, что он конкретно вас имел в виду) и правозащитников предложение "прокатили", и его, господина Федорова, упрекали в том, что он ратует за пьянство за рулем. Вы по-прежнему придерживаетесь той же точки зрения, что и 4 года назад?

Виктор Похмелкин: Безусловно. Мы живем в России, и надо понимать, что никакие нормы и ограничения у нас действовать не будут. Критерии, любые оценочные критерии, во-первых, увеличивают только те же самые взятки, и во-вторых, поощряют то, что ни в коем случае нельзя стимулировать. Пьянство за рулем должно быть под категорическим запретом в нашей стране! Другое дело, что надо создавать механизмы, обеспечивающие этот запрет.

К сожалению, господин Федоров, будучи длительное время руководителем ГАИ, ничего не сделал для того, чтобы реформировать эту службу в нужном для общества направлении. То, что он предлагает, - это, с моей точки зрения, далеко от магистрального направления развития нашей страны по пути формирования подлинно правового государства и обеспечения безопасности людей, которые участвуют в дорожном движении.

Андрей Шароградский: Мнение руководителя Ассоциации автомобилистов России депутата Государственной Думы Виктора Похмелкина.

Корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова поговорила с московским наркологом Александром Немцовым. Выяснилось, что врачи за то, чтобы пьяные водители лишались прав. Хотя Александр Немцов почти уверен, что эта мера лишь увеличит размеры взяток, которые даются сотрудникам ГИБДД.

Александр Немцов: Ответственность за пьяное состояние при вождении автомобиля так велика, в отношении лишения прав на 1,5 года - это настолько сильное лишение возможностей водителя, что взятки возрастут непомерно. И все равно встанет перед водителем дилемма - либо платить, скажем, 5 тысяч, чтобы открутиться от лишения прав на 1,5-2 года, либо лишаться этих прав. И то, и другое, в общем, для дорожного движения, для его безопасности значительно лучше, чем то, что существует теперь. Я не за взятки милиции, ясное дело.

Любовь Чижова: В Европе водителям разрешается водить машину в легкой степени опьянения. Почему Россия не идет по пути Европы?

Александр Немцов: Я думаю, что это правильно она делает. Потому что в Европе совершенно другая культура вождения автомобиля и вообще другая культура - та самая культура, которая заставляет водителя пропустить пешехода перед машиной, что в России встречается чрезвычайно редко. В Европе очень часто вы стоите на переходе - машина останавливается, и шофер еще вам машет ручкой, чтобы вы переходили улицу, он вас подождет. Ничего подобного в России нет, нет этой вот культуры и вообще, и дорожной культуры в частности, с одной стороны.

С другой стороны, Россия лидирует по потреблению алкоголя, поэтому опять-таки несравнимые условия. Есть довольно жесткая зависимость: чем выше потребление алкоголя, тем, соответственно, точно пропорционально выше все негативные последствия в связи с этим, в частности - нелады на дорогах. Поэтому любые ограничения в этом плане я бы приветствовал.

Любовь Чижова: По вашим данным, достаточно ли в России и у милиции, и у наркологов средств определения стадии опьянения, степени опьянения водителя? И насколько современны эти средства, насколько они точны?

Александр Немцов: Вот я единственное не знаю, насколько это широко распространено. Но вообще технология сейчас очень хорошо разработана. Есть приборы под названием "Алкометр", которые по выдыхаемому воздуху достаточно точно могут определить уровень алкоголя в крови водителя, поэтому тут никаких проблем быть не может. Каждый водитель имеет право потребовать, - если его задерживают и обвиняют в том, что он пьян, а он считает, что он трезв, - у него есть право потребовать проследовать в милицию или, скажем, в пункт, где можно провести исследование. Таких пунктов довольно много в Москве, а вот как на периферии - я плохо знаю.

Полина Ольденбург: Законодательство ФРГ в крайне ограниченной степени разрешает потребление спиртных напитков для водителей. Допустимые нормы алкоголя за рулем, отличавшиеся по степени строгости в восточных и западных землях Германии после ее объединения, не так давно были унифицированы. Однако сторонники полного запрета алкоголя за рулем не оставляют надежд на более радикальную реформу дорожных правил. С подробностями корреспондент Радио Свобода Евгений Бовкун.

Евгений Бовкун: Статистика дорожных происшествий в Германии фиксирует в этом году некоторое сокращение количества несчастных случаев, в том числе и в результате управления машиной в нетрезвом виде. Но зато резко увеличилась в последние годы доля участия молодежи в таких авариях. Ежегодно на дорогах ФРГ жертвами автомобильных катастроф из-за потребления алкоголя и наркотиков становятся семьдесят тысяч молодых бюргеров. Поэтому дискуссии о том, сколько можно выпить перед тем, как сесть за руль, не прекращаются, а проверки на автотрассах становятся чаще.

На протяжении всех послевоенных лет водителям в Германии разрешалось управлять машиной, выпив два бокала пива или небольшую рюмку шнапса. Три года назад эта норма была почти вдвое сокращена и составляет сейчас ноль пять так называемых промилле. Концентрация алкоголя в легких не должна превышать двадцати пяти сотых долей миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Первичное превышение этой нормы влечет за собой двести пятьдесят евро штрафа, лишение водительских прав на месяц и запись четырех очков в единый штрафной регистр во Фленсбурге, где накапливаются грехи владельцев автомобилей. По мере повторяемости подобных нарушений размеры и качество материального наказания увеличиваются. А страховые компании даже при первом случае управления транспортным средством в нетрезвом виде могут воспользоваться своим правом расторгнуть договор о страховке, чтобы вновь заключить его на менее выгодных условиях для владельца машины.

Водитель может не согласиться подуть в трубочку по требованию дорожной полиции, настаивая на том, чтобы ему сделали клинический анализ крови. Если же он вообще откажется проходить какую-либо проверку, чиновники при составлении протокола смогут исходить из того, что допустимая доза алкоголя превышена втрое. Дорожные правила в отношении нетрезвых водителей в последние годы заметно ужесточились, но, несмотря на это, многие представители общественности, политики и работники органов здравоохранения требуют введения полного запрета на потребление алкоголя для всех, кто садится за руль.

Часть политиков добивается принятия единых правил дорожной безопасности в рамках Европейского Союза. Когда это может произойти, пока неясно.

XS
SM
MD
LG