Ссылки для упрощенного доступа

Принятие нового российского УПК


Программу ведет Петр Вайль. Над темой работала Татьяна Валович. Говорят заместитель главы администрации президента России Дмитрий Козак и руководитель Российского комитета адвокатов в защиту прав человека Юрий Шмидт.

Петр Вайль: С сегодняшнего дня в России вступили в силу новые редакции двух кодексов - Уголовно-процессуального и Кодекса об административных правонарушениях. Если первый в целом либеральнее своего предшественника, то второй, по мнению наблюдателей, ужесточает подход к административной ответственности. Слово - Татьяне Валович:

Татьяна Валович: Новый проект УПК обсуждался с 1994-го года. В 1997-м году он был принят в первом чтении. К июлю 2001-го года к разрабатываемому проекту УПК было подано 3,5 тысячи поправок. Обсуждение кодекса проходило в острейшей дискуссии между различными ветвями правоохранительных органов и до сих пор вызывает неоднозначную оценку со стороны многих специалистов. Однако, как отметил заместитель главы администрации президента России Дмитрий Козак, дальше откладывать введение нового УПК было невозможно:

Дмитрий Козак: Процесс обсуждения был бы бесконечным. Нам надо, в конце концов, научиться принимать решения, потому что пределов совершенству нет, и мы могли бы обсуждать еще пять лет этот кодекс, он от этого лучше бы, я вас уверяю, не стал бы. Но мы еще пять лет жили бы при допотопных правилах, поэтому, на мой взгляд, было принято единственное верное решение: максимально учесть итоги того семилетнего обсуждения этой проблемы, которое было, принять этот закон и заставить по нему работать.

Татьяна Валович: Как неоднократно заявляли разработчики нового УПК, его основная цель - обеспечить гарантии соблюдения прав человека в России, защитить российского гражданина от преступных посягательств и произвола чиновников. Вот как прокомментировал основные положения нового кодекса заместитель главы администрации президента России Дмитрий Козак:

Дмитрий Козак: Такая потенциальная угроза того, что каждый из нас в силу стечения обстоятельств, либо в силу злого чьего-то умысла может в эту сферу попасть, в сферу уголовной юстиции - что в этой ситуации меняется? Первое: арест, обыск в квартире - все это только с санкции суда. Не прокурор вне всякой процедуры самостоятельно принимает решение заключить вас под стражу, а вы знаете, когда принимаются решения о заключении под стражу по решению чиновника, есть же факты, когда сидят, ожидают суда по 4 года, по 5 лет, поэтому здесь недопустима монополия прокуратуры. Вот эта монополия разрушается с 1 июля. Второе: в случае задержания гражданина ему гарантировано право свидания с адвокатом до первого допроса. Не менее, чем двухчасовое свидание с адвокатом, наедине и конфиденциально. Далее: у нас гражданин по одному и тому же делу может находиться всю жизнь на подозрении. Потому что без ограничения всяких сроков председатель суда, прокурор может бесконечно в течение 20 лет выносить протесты на принятые судебные решения, в том числе на оправдательный приговор, возобновлять судебное следствие по этим вопросам. В соответствии с новым УПК, всякий вступивший в силу приговор суда не может быть пересмотрен вышестоящим судом, не может быть опротестован, с точки зрения ухудшения положения осужденного. Если в процессе двух судебных следствий гражданин оправдан, то больше не смейте таскать его по судам.

Татьяна Валович: Кроме этого произойдет изменение и в процедуре предварительного следствия, так, все составы преступлений будут разделены на две категории, где тяжкие расследуются в форме предварительного следствия, а нетяжкие - по упрощенной системе, при которой в течение 15 дней следователь должен произвести дознание и представить обвинительный акт прокурору. Также новый УПК исключает возможность привлечения общественного защитника, так как профессиональному обвинению должен противостоять профессиональный адвокат, полномочия которого значительно расширены и усилены. Именно поэтому с 1 июля вступил в силу и новый закон об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации. Всем ведомствам, от которых зависит, чтобы новый УПК заработал в полную силу, предоставлены необходимые материальные ресурсы, штатная численность работников, и речь идет просто о расторопности и организации соответствующей работы. Хотя, как отметил Дмитрий Козак, на первой стадии введения нового УПК возможны различного рода недочеты:

Дмитрий Козак: Будет достаточно сложный переходный период. Мы должны мужественно весь это организационный период пережить в течение полугода, и после того, как кодекс начнет реально работать, неизбежно наступит необходимость внесения еще каких-то поправок. Если взять примеру других стран, тех же США, то такие процедуры - просто законом установлено, что они должны ежегодно обновляться. В Германии все кодексы изготовлены в виде съемных листов, которые постоянно дополняются, процедуры должны совершенствоваться, и мы должны тоже этому следовать, учитывая, что это новый совершенно закон.

Татьяна Валович: А вот как прокомментировал вступление в действие нового УПК руководитель Российского комитета адвокатов в защиту прав человека Юрий Шмидт:

Юрий Шмидт: Конечно, он не свободен от некоторых недостатков, но это только живет мечта об идеальном законе, я идеальных законов не знаю и не видел, вообще никогда. В идеале тут вообще независимость, и решается все исключительно по внутреннему убеждению с учетом представленных сторонами доказательств... Конечно, наследие прошлого - это перекос, и в сознании, и перекос в нашей повседневной жизни - очень велик, поэтому, как говорят, Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, чтобы сменились два поколения. Боюсь, что чтобы наша судебная система стала соответствовать всем принципам цивилизованного государства, двух поколений будет недостаточно. Но, по крайней мере, в становлении независимого суда, в развитии демократических ценностей этот кодекс, несомненно, со временем сыграет свою положительную роль.

Татьяна Валович: Юрий Маркович, с какими сложностями на ваш взгляд, в первую очередь, может столкнуться реализация нового УПК?

Юрий Шмидт: Я боюсь, что в ближайшее время мы столкнемся, образно говоря, с бунтом правоохранительных структур, в первую очередь, МВД, налоговой полиции, силовых структур, которые будут доказывать, что они не могут вести борьбу с преступностью в условиях действия этого кодекса. И я не исключаю, что будут создаваться искусственным образом определенные случаи, чтобы потом сославшись на то, что кодекс невозможно исполнять, что не хватает ни материальных, ни людских ресурсов, попытаться совершить какой-то откат. Но я очень надеюсь, что и исполнительная власть, настоявшая на принятии этого документа, и Государственная Дума, и Совет Федерации не поддадутся на возможный шантаж, и сумеют отличить зерна от плевел, понять, что является результатом плохой работы и плохой организации, и что является действительно, может, какими-то органическими пороками кодекса.

XS
SM
MD
LG