Ссылки для упрощенного доступа

Екатеринбург - нужды города, проблемы археологов и поиск останков детей императора Николая Второго


Программу ведет Андрей Шароградский. Над темой работала Евгения Назарец. Она беседовала с председателем Екатеринбургского Центра по расследованию обстоятельств гибели членов семьи дома Романовых Вадимом Виннером, преподавателем Уральской государственной Архитектурной академии Всеволодом Слукиным и заместителем начальника отдела археологии екатеринбургского Научно-производственного Центра по охране памятников Сергеем Погореловым.

Андрей Шароградский: Найденные на месте строительства Храма-памятника на Крови в Екатеринбурге человеческие останки не имеют отношения к династии последнего русского императора Романова. Таково заключение экспертизы, результаты которой обнародованы на днях. Как считают многие ученые, в Екатеринбурге по сути продолжается уничтожение того, что связано с событиями июля 1918-го года, когда в подвале дома горного инженера Ипатьева была расстреляна семья Николая Второго. У микрофона - моя коллега Евгения Назарец:

Евгения Назарец: В 1977-м году свердловские коммунисты приняли решение снести дом Ипатьева, на подоконниках которого всегда лежали живые цветы. В конце 90-х принято решение о строительстве громадного Храма-памятника на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Это спешное строительство убило надежду историков и археологов в буквальном смысле слова "откопать" хотя бы часть правды о последних днях жизни императорской семьи. До сих пор неизвестно место захоронения еще двух детей Романовых, и это заставляет общественность волноваться всякий раз, когда на стройплощадке обнаруживается очередная необычная находка.

Останки людей при строительстве Храма на месте дома, где была расстреляна семья последнего российского Императора, находят не впервые. Когда в конце мая под ковшом экскаватора снова оказались человеческие кости, повторилась и давняя история, вопреки доводам исследователей, снова поднялся вопрос: а не могут ли это быть княжна Мария и царевич Алексей, место захоронения которых по сей день не известно? Старший научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея, доктор наук и председатель фонда "Обретение" Александр Авдонин еще в конце 70-х годов "привел" экспертов на старую Коптяковскую дорогу. Там были найдены те останки, которые уже в 90-х годах подверглись экспертизе, были идентифицированы как принадлежащие членам семьи Романовых, а впоследствии захоронены в Санкт-Петербурге. Александр Авдонин сегодня утверждает, что располагает сведениями также о месте захоронения не найденных до сих пор двух детей Романова, и эти данные ведут вовсе не в подвал дома Ипатьева, где царственные узники были расстреляны. Председатель Екатеринбургского Центра по расследованию обстоятельств гибели членов семьи дома Романовых Вадим Виннер хоть и называет фальсифицированной систему выводов на основании исследований Авдонина, но шансы найти Марию и Алексея сейчас, во время строительства Храма, тоже приравнивает к нулю:

Вадим Виннер: Если подходить к истории, то ничего удивительного нет. Мы знаем, что была старая Вознесенская церковь, которая была построена в XVIII веке. Собственно говоря, при церквях всегда делались кладбища. Мы уже имеем несколько прецедентов, когда за чертой Екатеринбурга XVIII века находят захоронения, поэтому сразу было понятно, что это не могло быть царской семьей, что это противоречило всему, начиная от следствия Соколова, включая, так сказать, нормальную здравую логику...

Евгения Назарец: Один из исследователей посетовал, что теперь всем найденным в Екатеринбурге останкам придают "романовский оттенок", и это уводит в сторону от перспективных поисков. Архитекторы-археологи утверждают, что очень далеко в сторону. Рассказывает председатель Общества уральских краеведов, преподаватель Уральской государственной Архитектурной академии Всеволод Слукин, который геофизическими методами определил местонахождение подвала разрушенного в 1977-м году дома, где расстреляли Романовых и их приближенных:

Всеволод Слукин: На месте ипатьевского дома раскопок практически не было. Там сделали два таких котлована, ничего в них не нашли. И сколько бы я ни говорил, что давайте, копать надо вот здесь, где у нас аномалии геофизические - это, знаете ли, воспринято было вяло, там что-то немножко покопали, какие-то камни нашли. Потом сказали, что камни...- это археологи все - ...что эти камни отдельные, что они не представляют кладку, хотя это была разрушенная кладка, во время разрушения дома ее разрушили... И археологи сместились на южную часть территории ипатьевского дома, где были усадьбы других хозяев, и они там превосходно стали копать, находя совершенно хорошие фундаменты, но, к сожалению, не ипатьевского дома, и те фундаменты, собственно говоря, никому не были нужны. От этого ничего не осталось, ничего найти нельзя. Сейчас там прорабатывается такое решение, чтобы создать искусственно в пределах подвала собора, искусственно такую комнату, в которой установить...установить восковые фигуры всего процесса расстрела. Вот, что там сейчас собираются сделать. Можно что было, там уже перелопатили, и никаким археологам там уже ничего нельзя делать. Что-либо рыть, связанное с ипатьевским домом, сейчас целесообразности не имеет, там ничего не сохранилось.

Евгения Назарец: Ответ на вопрос о месте нахождения останков Алексея и Марии, детей последнего российского императора Николая Романова, с точки зрения ученых открыт и закрыт одновременно. Закрыт в части поисков на месте строительства Храма на Крови в Екатеринбурге. Однако, ситуация, когда раскопки в исторической части почти трехсотлетнего города ведутся "экскаваторным методом", тревожит специалистов Научно-производственного Центра по охране памятников. Комментирует заместитель начальника отдела археологии Сергей Погорелов:

Сергей Погорелов: В 2000-м году мне удалось провести полные раскопки всей территории ипатьевской усадьбы, но, к сожалению, после этого отношения, так сказать, прекратились со строителями, и вот фактически 2 года археологический надзор не ведется. Хотя, окрестные усадьбы - они входят в исторический центр, в территорию крепости, и требуется археологическое изучение культурного слоя на этом месте, но он сносится, к сожалению. Пока мы не находим понимания у властей и у строительства, у строителей, в необходимости исследования не только вот каких-то особых исторических мест, в частности, вот ипатьевской усадьбы, а территории крепости XVIII века, территории завода или каких-то усадеб других известных людей - пока не находим понимания.

Евгения Назарец: Недавно подрядчики екатеринбургского Управления благоустройства при проведении дорожных работ "наткнулись" на остатки давних захоронений. И снова нужды развивающегося города вступили в противоречие с интересами археологов и историков. В прогнозах ученых сквозит скепсис: уж если последние свидетельства, относящиеся к убийству царской семьи, оказались безвозвратно утрачены при строительстве Храма в память о самих убиенных, то более "скромные" страницы екатеринбургской истории имеют еще меньше шансов не угодить под ковш экскаватора или дорожный каток.

XS
SM
MD
LG