Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Фрадков вновь назначен премьер-министром


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Иван Трефилов и Наталья Судленкова, которая беседует с первым заместителем председателя правления Центрального банка России Татьяной Парамоновой.

Андрей Шарый: Президент России подписал указ о переназначении Михаила Фрадкова председателем правительства. По словам Фрадкова, теперь в составе кабинета и его структуре могут произойти незначительные изменения. Об экономической программе правительства и об экономическом состоянии России говорится предостаточно, и не только в Москве. В Праге состоялась конференция "Европа в XXI веке. Перекресток цивилизаций". Ее организовали Центр национальной славы России и чешский центр "Россия". Среди участников дискуссии была и первый заместитель председателя правления Центрального банка России Татьяна Парамонова. Рассказывает Наталья Судленкова:

Наталья Судленкова: Представляя Татьяну Парамонову, обычно острый на язык бывший председатель чешского правительства Милош Земан сказал: "Даю слово самой опытной женщине-экономисту России". Татьяну Парамонову называют финансовым кризисным менеджером. Парамонова вернулась в Центробанк в сентябре 1998-го года, чтобы, как она сама говорит, ликвидировать последствия дефолта. Поэтому один из первых вопросов, который мы и задали, касался именно последствий финансового коллапса 1998-го года. Когда руководству Центрального банка стало ясно, что выход из кризиса уже начался?

Татьяна Парамонова: Первые признаки выхода из кризиса появились в первом квартале 1999-го года. Они были очень слабые, но они были уже ясные, потому что до этого мы как по лезвию бритвы ходили каждый день. Каждый день я приходила, занималась вопросами денежно-кредитной политики, и мы каждый день стояли на лезвии.

Наталья Судленкова: Татьяна Парамонова утверждает, что улучшение экономической ситуации началось еще до начала роста цен на нефть на мировом рынке. В одном из докладов о состоянии банковской системы первый заместитель председателя правления Центробанка сказала, что в первом полугодии 2000-го года впервые после девальвации и дефолта банковская система получила незначительную чистую прибыль. Позже рост цен на нефть подержал этот процесс. Уже в конце 2000 - начале 2001-го года ситуация в банковском секторе стала достаточно устойчивой. По мнению первого заместителя председателя Центрального банка России, финансовый сектор развивается также успешно. И задача Центрального банка на этом этапе - обеспечивать устойчивость этого развития. Однако чем более интегрирована в мировую экономику будет экономика России, тем больше она будет зависеть от внешних факторов, колебаний на мировых рынках валют, сырьевых ресурсов и товаров. Независимым оказывается и финансовый сектор. Задача Центрального банка, как подчеркивает Татьяна Парамонова, состоит также и в том, чтобы предвидеть возможное развитие событий и пытаться сгладить негативные эффекты. Немаловажное значение в этом имеют золотовалютные резервы страны, которые сейчас превышают 80 миллиардов долларов.

Татьяна Парамонова: Валютные резервы должны быть неприкосновенными, поскольку они являются своего рода элементом, способствующим устойчивости финансовой системы.

Наталья Судленкова: Золотовалютные резервы используются для различных целей, в том числе и для того, чтобы предотвратить значительное колебание национальной валюты. Но многие промышленники и экономисты считают резервы омертвленными деньгами. Они неоднократно предлагали использовать резервы Центрального банка для поддержки промышленности, кредитования новых отраслей и новых проектов. В феврале этого года с таким предложением к Владимиру Путину обратились члены Российского Союза промышленников и предпринимателей. Предлагалось использовать резервы Центрального банка для инвестирования в создание и приобретение крупных предприятий в России и за рубежом. Татьяна Парамонова убеждена, что это недопустимо.

Татьяна Парамонова: Можно задаваться вопросом необходимой достаточности резервов Центрального банка. Но резервы использовать на эти цели, которые предлагаются, нельзя. Возможно, надо нам найти другие методы и способы, каким образом перераспределить не валютные резервы Центрального банка, а ту валютную выручку, которая приходит в страну, и использовать все для целей внутреннего инвестирования и накопления.

Наталья Судленкова: При выполнении каких условий можно ставить вопрос о необходимости перераспределения валютной выручки?

Татьяна Парамонова: Если в определенный период времени страна будет испытывать очень сильный приток иностранной валюты в виде выручки или иностранных инвестиций, и это будет оказывать, скажем, серьезное давление на рынки, с одной стороны, а с другой стороны, уровень резервов у нас будет достаточным для того, чтобы обеспечивать такие финансы, вот тогда можно рассматривать вопрос, каким образом, перераспределяя валютную выручку, использовать ее на другие цели.

Наталья Судленкова: Уровень достаточности и структуры валютных резервов зависят от многих составляющих. Как формируется структура резервов?

Татьяна Парамонова: Как говорят мои коллеги в западных странах и во многих странах, - это искусство. Искусство понимать, предвидеть, оценивать последствия. Это очень сложно охарактеризовать. На этом построена работа всех финансовых рынков.

Андрей Шарый: Золотовалютные резервы Центрального банка России в апреле сократились почти на один процент до восьмидесяти двух миллиардов шестисот миллионов долларов. Это означает, что финансовые власти страны продолжают проводить политику плавного снижения курса рубля, не допуская при этом резких колебаний на валютном рынке. Рассказывает Иван Трефилов.

Иван Трефилов: Центральный банк России в последние месяцы ведет непростую борьбу, пытаясь сохранить относительное спокойствие на внутреннем валютном рынке. В конце прошлого и в начале нынешнего года ему пришлось решать весьма сложную проблему – успешные продажи российских энергоресурсов и повышение инвестиционной привлекательности страны привлекли на рынок значительное количество иностранной валюты, прежде всего, долларов. Избыток предложения, в случае бездействия российских финансовых властей, неизбежно бы привел к резкому падению котировок американской валюты и, как следствие, к заметному укреплению рубля.

Для российского рынка такую ситуацию никак нельзя признать выгодной – все национальные производители при сильной местной валюте просто не смогли бы на равных конкурировать с иностранными компаниями. Естественно, что Центральный банк вынужден был сглаживать резкие курсовые колебания, скупая на рынке долларовые излишки. Отсюда рекордные показатели золотовалютных резервов, но и угроза ускорения темпов инфляции. Ведь чтобы покупать лишнюю валюту, банк выпускал в оборот крупные рублевые активы.

Таким вот образом, балансируя между сдерживанием чрезмерного укрепления национальной валюты и борьбой с инфляцией, Центральный банк дождался выступления президента, также озабоченного темпами усиления рубля. К этому времени, правда, конъюнктура рынка оказалась к чиновникам благосклонной. В апреле на валютных биржах наблюдался сезонный недостаток рублевых запасов компаний, да и на мировых рынках все говорили о грядущих мерах Европейского Союза и США, направленных на достижение относительного паритета доллара и евро. Поэтому в конце прошлого месяца курс американской валюты по отношению к рублю начал расти. В этой ситуации банку даже пришлось продать часть своих долларовых запасов. Впрочем, это не означает, что на российском валютном рынке наступила стабильность – поэтому Центральному банку и впредь придется ослаблять рубль в то время, когда он объективно силен.

XS
SM
MD
LG