Ссылки для упрощенного доступа

"ЮКОС" не намерен сворачивать свои социальные программы


Программу ведет Кирилл Кобрин. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Лиля Пальвелева и Михаил Саленков.

Кирилл Кобрин: Несмотря на преследования со стороны властей, нефтяная компания "ЮКОС" не намерена сворачивать свои социальные программы. Более того, ежегодно "ЮКОС" увеличивает свои затраты на благотворительность на 10-15 процентов - утверждает первый вице-президент компании Михаил Трушин. Репортаж московского корреспондента Радио Свобода Лили Пальвелевой:

Лиля Пальвелева: Поддержкой разного рода общественных организаций, в том числе и политических, а также щедрой благотворительностью в "ЮКОСе" занимались последние 5 лет. Однако долгое время такого рода деятельность не слишком афишировалась. Грантополучатели считали публичное упоминание своих благодетелей дурным тоном. О мотивах скромного поведения крупного бизнеса остается только догадываться. С тех пор, как "ЮКОС" стал опальной компанией, ее руководители, то ли желая вступить таким образом в заочный диалог с властью, то ли заботясь о корпоративном имидже, все охотнее и чаще стали рассуждать о социальной ответственности бизнеса. Для нас социальная ответственность, - утверждает первый вице-президент "ЮКОСа" Михаил Трушин, - это не только благотворительность.

Михаил Трушин: Прежде всего, крупный бизнес и его социальная ответственность - это те налоги, которые компании платят государству. За прошлый год нефтяная компания "ЮКОС" в бюджеты всех уровней заплатила 165 миллиардов рублей налоговых платежей. Чуть более 5 миллиардов долларов. Давайте представим, что это такое - это все затраты бюджета по стране на культуру, науку и высшую школу вместе взятые.

Лиля Пальвелева: Вместе с тем, из чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов, "ЮКОС", как утверждает Михаил Трушин, на свои социальные проекты тратит в год более 100 миллионов долларов.

Михаил Трушин: Это средства, которые мы тратим на развитие социальной сферы в регионах своей основной деятельности, прежде всего, в тех моногородах, где мы работаем, преимущественно это города, находящиеся в условиях Крайнего Севера, с большим количеством проблем, связанных с развитием инфраструктуры, социальной инфраструктуры.

Лиля Пальвелева: Как подчеркивает Михаил Трушин, такого рода затраты - дело сугубо добровольное.

Михаил Трушин: Могла бы компания не тратить эти деньги? Да, конечно, могла бы не тратить. Более того, мы понимаем, что эти деньги – деньги, которые принадлежат акционерам. Я не имею в виду контрольных акционеров "ЮКОСа". Я имею в виду всех акционеров и, прежде всего, миноритарных. И каждый раз на совете директоров, когда мы утверждаем бюджет будущего года, нам приходится достаточно подробно объясняться с независимым советом директоров нефтяной компании "ЮКОС", зачем эти инвестиции мы как менеджеры считаем необходимым делать? Надо сказать, что мы находим поддержку со стороны совета директоров. Понятно, что до тех пор, пока объем добычи растет, пока цены на углеводородное сырье находится на достаточно высоком уровне, до тех пор, пока мы получаем в значительной степени сверхприбыль за счет цены, мы считаем должным и необходимым поделиться с населением регионов, в которых мы работаем, частью своего успеха и частью своей прибыли.

Лиля Пальвелева: Среди партнеров "ЮКОСа" по социальным программам британская общественная организация "Charitas Aid Foundation". Слово ее директору Ольге Алексеевой:

Ольга Алексеева: В этом году конкурс посвящен экологии города, благоустройству города. Это тоже, мне кажется, очень важный шаг, потому что, честно вам признаюсь, экологические программы, что, в общем, мне кажется, стыдно для России, в 90-е годы поддерживали в основном зарубежные фонды. И получается, что страна с огромными природными ресурсами, страна с огромным потенциалом полагалась на международные гранты исключительно в защите окружающей среды. Мы очень рады, что российские компании, прежде всего, компания "ЮКОС", которая оказывается первой во многих этих вещах, обращают внимание на такую тему. В рамках конкурса будут поддержаны десятки программ в этих городах, программ, которые сами жители придумывают, сами жители будут воплощать, будут поддерживаться и некоммерческие организации и инициативные группы, например, совет подъезда, совет дома, когда люди собираются вместе, школьники, которые собираются вместе и делают какую-то программу.

Кирилл Кобрин: А вообще за последние несколько лет отношения власти и бизнеса в России изменились и не в лучшую для предпринимателей сторону - такого мнения придерживаются российские политологи, политики и бизнесмены. Во вторник они собрались за круглым столом фонда "Единство во имя России", чтобы обсудить, как исправить создавшуюся ситуацию. Рассказывает Михаил Саленков:

Михаил Саленков: Бывший министр экономики России, а ныне научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что в стране создалась парадоксальная ситуация: российская экономика развивается рекордными темпами, в то время как между властью и бизнесом, и особенно крупным бизнесом, серьезный конфликт. В основе конфликта два события: первое - выборы в Государственную Думу в конце 2003-го года, куда не прошли правые либеральные партии, естественные представители интересов бизнеса, второе - дело нефтяного гиганта "ЮКОС" и арест его руководителя Михаила Ходорковского. Евгений Ясин полагает, что крупный бизнес в России теряет завоеванные в начале 90-х годов позиции.

Евгений Ясин: Сама по себе идея, что можно арестовать бизнесмена за то, что он стал слишком влиятельным и "пришить" ему любые обвинения - это как раз то, что лишает бизнес какого бы то ни было независимого политического влияния. Так быть не должно. Мы должны строить демократическое общество, политическую конкуренцию так, чтобы не допускать произвола бюрократии.

Михаил Саленков: Евгений Ясин считает, что противостояние власти и бизнеса или даже победа одного из соперников над другим не принесут никакой пользы стране. Мнение Евгения Ясина разделяет исполнительный секретарь Российского Союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. По его мнению, конфликт между властью и бизнесом возник после удаления из страны Владимира Гусинского и Бориса Березовского.

Игорь Юргенс: 2001-2002-й год был очень характерный в том, что менялось и внутреннее, появлялось то самое, что Рябушинский когда-то назвал "богатство обязывает". Вот понимание этого от заседания к заседанию, от совместной конференции к конференции, от встречи к встрече, оно ощущалось именно в связи с тем, что так вела себя сторона власти, под которую подстраивается все население, включая самых крупных бизнесменов.

Михаил Саленков: С этих пор, говорит Игорь Юргенс, и началась столь популярная в народе борьба против олигархов, вершиной которой стал арест Михаила Ходорковского.

Игорь Юргенс: Ситуация повлияла негативно, пик развития событий. Из нее стали стороны искать выходы - это видно. Ходорковский свой шаг сделал. Письмо, объясняющее позицию, довольно адекватно говорящее о том, что я буду делать и как я буду делать, я не угроза государству, а я его хочу сделать его таким. То есть это вполне политическая заявка. Не вижу в нем покаяния, но вижу очень цивилизованный способ сказать противоположной стороне, что если эти принципы подходят, то я на них могу договариваться. Мне, как гражданину, интересно, чем на это ответят.

Михаил Саленков: Результатом противостояния власти и бизнеса, вероятно, станет усиление позиций тех компаний, в которых свою долю имеет государство, частные компании могут быть вытеснены на второй план. Так думает руководитель Центра политических технологий Игорь Бунин.

Игорь Бунин: Новая схема, которая создается, новый механизм взаимодействия между государством и бизнесом, государство, видимо, будет оказывать больше поддержки своим родственным компаниям, таким как "Роснефть", таким как "Газпром", больше им прощать. Это не означает, что они сделают ставку, но просто это родственные, социально близкие компании.

Михаил Саленков: Вы считаете, что до настоящего времени этого не было?

Игорь Бунин: До настоящего времени оказывалась поддержка скорее олигархическим компаниям крупным, поскольку они имели доступ к власти, больший доступ, чем сейчас.

Михаил Саленков: Исполнительный секретарь Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс сообщил также, что вскоре должна состояться встреча представителей РСПП с премьер-министром страны Михаилом Фрадковым, а вслед за ним и с президентом Владимиром Путиным. Российские бизнесмены возлагают на эти встречи большие надежды.

XS
SM
MD
LG