Ссылки для упрощенного доступа

Проблема утилизации российских подводных лодок


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Максим Ярошевский и Андрей Королев.

Андрей Шарый: Из состава российских военно-морских сил выведено 193 атомных подводных многоцелевых лодки, они утилизированы. Еще около трех-четырех миллиардов долларов нужно на утилизацию кораблей, которые ждут своей очереди. Проблема утилизации российских подводных лодок - одна из очень серьезных проблем, она стала главной на международной двухдневной конференции "Глобальное партнерство стран Большой Восьмерки против распространения оружия и материалов массового уничтожения", эта конференция сейчас проходит в Москве.

Максим Ярошевский: Россия ежегодно выделяет на утилизацию субмарин 70 миллионов. Говорит заместитель главы министерства по атомной энергии России Сергей Антипов.

Сергей Антипов: Самостоятельно России решить проблему в ближайшие годы не удастся. Потому что ожидать многократного увеличения финансирования за счет российского бюджета нам, к сожалению, не приходится. Нам здесь как воздух нужна международная помощь. Целью международной помощи является консолидация как интеллектуальных, так и материальных ресурсов на этом направлении.

Максим Ярошевский: Большую опасность вызывает отработанное ядерное топливо, оставшееся после утилизации подводок. В руках террористов оно может стать основным компонентом для создания так называемой "грязной бомбы".

Сергей Антипов: Топливо осталось по-прежнему высокообогащенным, и в качестве материалов, в качестве потенциального сырья для террористов оно является очень привлекательным материалом. Из 193 лодок, которые выведены из эксплуатации, большинство имеют на борту по два реактора, соответственно, это более 300 активных зон реакторов. Если мы сюда приплюсуем еще сто зон, которые хранятся на береговых технических базах, то мы увидим, что речь идет о многих десятках, а может быть, и сотнях тонн высокообогащенного материала. Вдумайтесь, какое это количество, и какая потенциальная опасность от него может исходить.

Максим Ярошевский: Сергей Антипов считает, что правовая база для сотрудничества с иностранными партнерами в рамках программы по утилизации подводных лодок практически сформирована. На сегодняшний день с Россией уже сотрудничают США, Великобритания, Норвегия, Япония, Швеция и Канада. Однако большинство из этих стран заинтересовано в утилизации подводных лодок, базирующихся на северо-западе России. Из 193 уже выведенных из эксплуатации субмарин 117 приходится на Северный флот и лишь 76 на Тихоокеанский. О том, как утилизируются подлодки в Мурманске, рассказывает корреспондент Радио Свобода Андрей Королев.

Андрей Королев: Начиная с 1994 года, когда в очереди на утилизацию стояло 140 подводных кораблей, Министерства обороны Соединенных Штатов, Великобритании и Норвегии выделили более 150 миллионов долларов на осуществление программы сокращения ядерной угрозы. С этого момента несколько судоремонтных заводов, расположенных на Кольском полуострове, разделали на так называемые "иголки" всего 30 подлодок. В начале 2000 года правительство соседней Норвегии высказало свои претензии российской стороне, усомнившись в целевом использовании средств, направляемых официальным Осло на функционирование программы утилизации. В частности, в рекламации было сказано, что Норвегия вложила в утилизацию, переработку, транспортировку и хранение радиоактивных отходов, изъятых с подводных крейсеров, более 250 миллионов норвежских крон. Российское Министерство обороны, отвечая на претензии норвежцев, уменьшило эту сумму вдвое и призвало западных партнеров деноминировать финансирование программы утилизации.

После этого в спор вступили американская и британская стороны. Министерство обороны США официально заявило, что намерено прекратить финансирование программы, только согласие российского военно-морского флота завезти в док самого крупного в Европе судоремонтного завода "Нерпа", расположенного в Мурманской области, очередную атомную подводную лодку класса "Дельта-3" усмирило страсти. Однако местные журналисты успели заметить, что операция по утилизации этого атомохода осталась в секрете. Да и, собственно, была ли "Дельта"? На этот вопрос не может ответить даже главный инженер "Нерпы", который в четверг принимал очередную делегацию из Великобритании. Те осмотрели другую лодку класса "Виктор" и остались довольны. Представители британского правительства отказались сотрудничать с военными и выгрузку ядерного топлива из реакторов "Виктора" доверили специалистам Мурманского морского пароходства.

Максим Ярошевский: Итог подводит заместитель главы Министерства по атомной энергии России Сергей Антипов.

Сергей Антипов: Успех или неуспех в этой области будет зависеть от множества факторов, как международных, так и внутри самой страны. Несомненно одно: главным, определяющим фактором этого успеха будет являться четкая, прозрачная и прагматичная позиция России. Решение проблемы осуществляется на ее территории, на ее правовом поле, с участием ее предприятий и персонала.

Максим Ярошевский: Российская сторона уже сейчас ведет переговоры о сотрудничестве в программе по утилизации подлодок с правительствами Италии и Германии. Крупнейший проект заключен и с Японией, подписано соглашение об утилизации подводной лодки класса "Виктор". На рассмотрении находится проект по выведению из эксплуатации еще сорока списанных атомных субмарин, которые базируются на Дальнем Востоке.

XS
SM
MD
LG