Ссылки для упрощенного доступа

Административная реформа – планы российского правительства


Программу ведет Кирилл Кобрин. Над темой работал экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов.

Кирилл Кобрин: В соответствии с поручением Владимира Путина новый премьер в течение недели после утверждения должен представить президенту план проведения административной реформы. Однако Михаил Фрадков, работавший ранее в налоговой полиции, может и не поддержать либеральные предложения предыдущего правительства. Подробнее об этом - Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Уже более года чиновники администрации президента и правительства пытаются придумать план упрощения органов исполнительной власти страны. Идеологи реформы предполагают, что система государственного управления должна быть простой, но эффективной, да при этом еще и не мешать развитию российского бизнеса. Комиссия, которую возглавляет исполняющий обязанности вице-премьера Борис Алешин, обещает, что к началу апреля доклад о тех функциях, которые должны выполнять государственные структуры, будет направлен Владимиру Путину. Этот документ должен завершить исследование эффективности органов исполнительной власти, которое проводилось в прошлом году. Говорит руководитель экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян:

Антон Данилов-Данильян: Нужен был первый этап? Да, безусловно, нужен. Благодаря нему мы смогли проинвентаризировать огромное количество функций - более 5 тысяч, некоторые называют 7 тысяч, если брать подфункции. Мы, по крайней мере, сверху разобрались с тем хозяйством, которое сейчас есть на государевой службе, какие функции, какое ведомство исполняет или пытается исполнять, или делает вид, что исполняет

Иван Трефилов: Авторы доклада признают, что такого количества чиновников, которое существует сегодня, России не требуется. Ожидается, что сокращения произойдут практически во всех федеральных министерствах и ведомствах. Как утверждает Борис Алешин, их штаты будут полностью соответствовать функциям, закрепленным за этими органами власти:

Борис Алешин: Примерно будет оставаться от 10 до 15 процентов в каждом министерстве, уже на сегодняшний день, функций, которые должны выполняться на совершенно новом, качественно новом уровне. Это функции, которые будут касаться регулирования, тарифного и нетарифного, управления имуществом, бюджетные функции, и очень небольшое количество функций, связанных с оказанием публичных услуг. В основном мы должны будем сосредоточиться на принципиально новых подходах, связанных с оказанием помощи нашему бизнесу.

Иван Трефилов: Решаясь на реформирование неэффективного государственного аппарата, российские власти собираются еще и уменьшить зависимость национального бизнеса от произвола чиновников. Борис Алешин продолжает:

Борис Алешин: Основная цель проведения административной реформы - это не только изменение структуры органов управления государственной власти. Прежде всего, это работа, связанная с освобождением от пут бизнеса, созданием конкуренции во всех абсолютно областях. Основная цель - снятие административных барьеров и административной нагрузки на бизнес.

Иван Трефилов: Но государство уже не в первый раз пытается облегчить жизнь российскому бизнесу, прежде всего мелкому и среднему. В 2001-м году в России вступили в действие законы, которые сокращают количество лицензируемых видов деятельности, а также упрощают порядок регистрации. Теперь выясняется, что справиться с чиновниками практически не получилось. Говорит председатель комитета Государственной Думы по собственности Виктор Плескачевский:

Виктор Плескачевский: Каждое ведомство, буквально каждое, воевало, стояло насмерть за то, чтобы оставить за собой лицензирование того или иного вида деятельности. Вот два года примерно к этой дате, как действует закон о лицензировании – до вступления его в силу в России было более 2000 видов лицензированной деятельности, после – 150, но это не предел. После того, как закон о лицензировании вступил в силу, количество видов лицензируемой деятельности уменьшилось, но тут же каждое ведомство увеличило количество лицензионных требований.

Иван Трефилов: Неудачи властей в борьбе с чиновниками еще более заметны самим российским бизнесменам. Заместитель генерального директора компании "Русский алюминий" Александр Лившиц утверждает, что законы не смогли ликвидировать произвол проверяющих органов по отношению к частным компаниям:

Александр Лившиц: Скоро 3 года, как вышли законы по лицензированию, проверкам и регистрации. В принципе, что хорошо - что есть эти законы, было бы хуже, если бы их не было, тем не менее, это далеко не то, чего ожидали три года назад. Мы хотели что-то одно - либо проверять, либо лицензировать, в жизни и проверяют, и лицензируют, проверяют много, часто, намного чаще, чем положено по закону. Известно, что особенно усердствует милиция, потому что у них есть закон соответствующий, и его пока изменить не удается. Вокруг лицензий целый рынок, и рынок своеобразный, вход на рынок после принятия закона стал дороже, чем до принятия.

Иван Трефилов: Теперь же комиссия по административной реформе, так и не дождавшись элементарного выполнения старых законов, предлагает еще больше упростить регистрацию бизнес-проектов. По крайней мере, правительственные чиновники готовы отменить лицензирование еще более пятидесяти видов деятельности, например, в туризме и в строительстве. Исполняющий обязанности вице-премьера Борис Алешин считает, что это будет правильно:

Борис Алешин: Совершенно очевидно, что такие операции, как лицензирование, сертификация, испытания, экспертизы, аудит, оценки всякого рода - все это должно осуществляться бизнесом на основе конкуренции. При этом, конечно, государство должно позаботиться о создании полноценной национальной системы аккредитации, работающей по единым правилам для подобного рода организаций. И, как мне кажется, это огромное поле для развития творческих возможностей предпринимательства, потому что вот будут обязательно появляться в этой сфере добросовестно конкурирующие компании.

Иван Трефилов: Федеральный центр признает, что даже добившись принятия либеральных законов, он не сможет контролировать работу местных регулирующих и контролирующих структур. Поэтому московские чиновники предлагают частным предпринимателям самостоятельно бороться за свои права. Руководитель экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян говорит, что такие возможности у них существуют:

Антон Данилов-Данильян: Есть в Уголовном кодексе статья, если мне память не изменяет, номер 159, называется "воспрепятстование предпринимательской деятельности". Там несколько очень важных тезисов содержится. Да, суды, к сожалению, практически не ведут дела по этой статье. Но можно же с чего-то начать, где-то какого-то чиновника действительно привлечь не к административной, а, подчеркиваю, к уголовной ответственности.

Иван Трефилов: В свою очередь, руководитель комиссии по административной реформе Борис Алешин обещает, что скоро у судов появятся совершенно другие заботы:

Борис Алешин: Не будет практики, в соответствии с которой министерства и ведомства, или контрольно-надзорные органы смогут останавливать в досудебном порядке работу предприятия, его каких-то подразделений, или накладывать штрафы – все только через суд.

Иван Трефилов: Либеральные предложения правительственной комиссии, практически согласованные еще прежним правительством, могут и не понравиться без пяти минут премьеру Михаилу Фрадкову. До назначения представителем России при Европейском Союзе он руководил налоговой полицией и не раз говорил о необходимости жесткого контроля государства над российским бизнесом.

XS
SM
MD
LG