Ссылки для упрощенного доступа

В Санкт-Петербурге экологи выражают обеспокоенность ухудшением природоохранной ситуации в городе


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свободы Дмитрий Казнин и Виктор Резунков, который беседует с руководителем петербургского отделения "Гринпис" Дмитрием Артамоновым.

Кирилл Кобрин: В Санкт-Петербурге экологи выражают обеспокоенность деятельностью местных властей, которые, по их мнению, ухудшат природоохранную ситуацию в городе. Среди таких действий - строительство автодороги вокруг города без соответствующей экологической экспертизы, транспортировка радиоактивных отходов по территории Петербурга.

Виктор Резунков: У нас в гостях руководитель петербургского отделения "Гринпис" Дмитрий Артамонов. Прежде, чем начать с ним беседу, давайте послушаем материал корреспондента Радио Свобода Дмитрия Казнина.

Дмитрий Казнин: В Петербурге и масштабные, и локальные стройки ведутся без экологического мониторинга, разрушая городскую экосистему. Об этом заявил руководитель департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России Сергей Якуцени. Например, при строительстве кольцевой дороги незаконно вырубается лес, что уже нанесло ущерб лесному хозяйству в пятьсот миллионов рублей, а также ведется незаконная добыча песка, в результате чего в карьерах и ямах образуются свалки, что наносит огромный вред экологии. Ничего не меняется и на еще одном долгострое - дамбе: там тоже ямы, свалки и другие опасные для экосистемы явления, так и оставшиеся нетронутыми, несмотря на проверки и указания ситуацию исправить.

Еще одна экологическая проблема в Петербурге - сбор, вывоз и переработка мусора, твердых бытовых отходов. По мнению Сергея Якуцени, решению этой проблемы препятствует криминальный мусорный бизнес. Серьезный вред городу наносит уплотнительная застройка, которая чаще всего идет вообще без экологической экспертизы. Жильцы домов организуют митинги и акции протеста, ищут справедливости у городских властей, а в это время уничтожаются целые скверы, детские площадки, вырубаются деревья. При этом остановить уплотнительную застройку сразу нельзя. В настоящее время в различной стадии строительства находится около тысячи адресов уплотнения, а, значит, только через несколько лет можно будет говорить о возможном решении проблемы.

Еще одна, совсем новая угроза экологии всего региона - ввоз в Россию через Петербург и Ленинградскую область радиоактивных грузов, отработавшего ядерного топлива. По мнению экологов, из-за террористических угроз следует рассмотреть вопрос о транспортировке и хранении опасных грузов вне Петербурга.

Виктор Резунков: Дмитрий, давайте сразу по очереди - кольцевая автодорога и то, что заявляют представители департамента природопользования и охраны окружающей среды. Насколько, по вашему мнению, ситуация такая катастрофическая, что нет никакой экспертизы, и дорога строится незаконно?

Дмитрий Артамонов: Ситуация значительно более катастрофическая. Действительно, дорога строится без экологической экспертизы самого проекта. А ведь экологическая экспертиза как раз нужна именно для того, чтобы оценить возможный ущерб окружающей среде и избежать его. И "Гринпис" участвовал в проверке кольцевой дороги, которую инициировал департамент и, действительно, огромное количество фактов совершенно незаконных действий, захоронения отходов, вырубки лесов, нарушения водотоков и так далее. Удивительно, что руководитель департамента просто говорит о том, что проблема есть, что это проблема нашей исполнительной власти города. Дело в том, что сам департамент для того и создан, чтобы пресекать такие вещи, у него есть все полномочия для того, чтобы приостанавливать строительство без всяких разговоров. По закону это должно быть именно так. Однако по каким-то внутренним договоренностям все-таки строительство продолжается, департамент высказывает свое мнение, хотя совершенно ясно, что это строительство должно быть приостановлено до тех пор, пока экологическая экспертиза не пройдет.

Виктор Резунков: Все-таки, Дмитрий, дорога нужна для города, потому что экологическая обстановка в городе при помощи такой дороги может измениться.

Дмитрий Артамонов: Безусловно, дорога абсолютно необходима городу, но любой проект, даже самый крупный, нужно делать в соответствии с законом. И если те генподрядчики, которые производят работы, нарушают закон, значит, именно они должны решать эти проблемы. Это не вопрос города и не вопрос департамента, нужно просто останавливать строительство и штрафовать всех, кто виновен в этом.

Виктор Резунков: Следующий вопрос - вывоз и переработка мусора. Очень многие жалуются на то, что город буквально завален мусором, огромные кучи везде складываются и так далее. Вы сегодня проводили перед Смольным акцию, поздравляли Валентину Матвиенко, губернатора Петербурга с 8 марта своеобразным способом. Расскажите несколько слов.

Дмитрий Артамонов: Действительно, мы поздравляли Валентину Ивановну. Но суть акции заключалась не в этом, а в том, что мы предлагаем в максимально быстрые сроки начать реализацию селективного сбора отходов, то есть раздельного сбора отходов в Петербурге и их переработки. Ведь проблема мусора в подъездах - это одна часть, мы ее видим, мы ее чувствуем, но это проблема решается технически просто своевременным вывозом и уборкой. Есть значительно более серьезная проблема - это загрязнение окружающей среды этими отходами, когда они идут на свалки. Ведь свалки - это мертвые зоны, и они переполняются, появляются новые территории, при этом на старых уже очень долго ничего расти не будет. Весь достаточно развитый мир уже перешел на переработку отходов, переработке поддается около 80% всех отходов и именно в эту сторону необходимо в первую очередь двигаться. А для того, чтобы переработка развивалась, должен быть селективный сбор отходов. То есть два или три бачка, в один кидают стекло, в другой пластик и так далее. Это все абсолютно реализуемо, у нас уже более полутора лет идет эксперимент в Московском и Василеостровском районах, несколько площадок таких стоит, это работает. Главное, что люди готовы селективно разбирать мусор, и дальше мы только ждем решения властей.

Виктор Резунков: Скажите пожалуйста, Дмитрий, руководитель департамента государственного контроля в сфере природопользования Сергей Якуцени заявил о том, что через Петербург провозятся радиоактивные отходы. Проясните эту ситуацию, насколько это серьезно и может угрожать безопасности петербуржцев?

Дмитрий Артамонов: Насколько я понимаю то, что имел в виду Сергей Якуцени, - он говорил в первую очередь о транспортировке отходов, которые образуются в Петербурге в различных научных, научно-исследовательских организациях и так далее. Эта проблема существует, но она не столь велика, как возможные проблемы, с которыми мы столкнемся, если в Россию начнут ввозить ядерные отходы из других государств. Я напомню, что около двух лет назад Россия стала единственной в мире страной, которая была готова принимать чужие ядерные отходы на хранение. Переработкой занимаются и другие страны, но хранение на своей территории, то есть фактически отдача своей территории на то, чтобы на ней располагались столь опасные для человека и природы вещества, - Россия стала первой такой страной. И Петербург, Петербургский порт включен в список портов, через которые разрешена транспортировка ядерных отходов. Дума этот закон приняла, Путин этот закон подписал, и сейчас Минатом всячески пытается договориться с иностранными государствами о том, чтобы за деньги принимать эти отходы. Пока что массового ввоза нет, но если он начнется, это будет действительно очень серьезной проблемой. Здесь нужно говорить не о том, что пускайте отходы вокруг Петербурга, а о немедленном прекращении действия этой поправки в закон и о запрете ввоза в Россию ядерных отходов.

Виктор Резунков: "Гринпис" будет протестовать, если начнутся такие поставки?

Дмитрий Артамонов: Безусловно, всеми законными способами будем с этим бороться.

Виктор Резунков: Скажите, уплотнительная застройка, тысячи петербуржцев протестуют, мы недавно говорили об этом. Какие-то существуют нормы для проведения экологических экспертиз, что-то можно изменить в этом плане?

Дмитрий Артамонов: Можно изменить. На самом деле, в большинстве случаев протесты жителей связаны с уничтожением зеленых насаждений вблизи их домов именно под уплотнительную застройку. "Гринпис" участвовал в разработке законопроекта о защите зеленых насаждений, достаточно долго эта работа велась. Но, несмотря на то, что Законодательное собрание два раза принимало, первый раз его отклонил Беглов, второй раз его отклонила Матвиенко. Мы надеемся, что все-таки Законодательному собранию удастся преодолеть вето, либо все-таки какой-то компромисс с губернатором. Закон направлен на то, чтобы зеленые насаждения сохранялись, он четко прописывает порядок возможной их вырубки, и так далее. При этом параллельно существует такой институт, как Государственная экологическая экспертиза, абсолютно необходимый по закону. Нас очень удивило высказывание господина Якуцени о том, что необходимо отказаться от обязательной широкомасштабной государственной экологической экспертизы. Это совершенно непонятно, потому что руководитель такого органа не имеет права делать такие высказывания.

XS
SM
MD
LG