Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Путин назначил новое правительство


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Иван Трефилов, Анна Качкаева, Виталий Портников, Михаил Соколов, Ян Рунов и Мумин Шакиров.

Андрей Шарый: 9 марта президент России Владимир Путин подписал указы о назначении министров в новом правительстве. Вот что он сказал, выступая перед членами нового Кабинета.

Владимир Путин: Рассматриваю назначаемых сегодня членов правительства как тот самый коллектив, который в случае моей победы на выборах президента России 14 марта возьмет на себя всю полноту ответственности, отнесенную Конституцией к компетенции правительства Российской Федерации.

Андрей Шарый: Владимир Путин не скрывает, что назначение нового кабинета министров - это этап его предвыборной кампании. Вот как прокомментировал назначение новых членов правительства глава кабинета министров Михаил Фрадков.

Михаил Фрадков: Подбор кандидатов осуществлялся на основе профессионализма, человеческих качеств, исходя из опыта работы и, если так можно сказать, заряженности на активные действия.

Андрей Шарый: В новом правительстве будет 15 министерств вместо 30, плюс два руководителя. Обязанности вице-премьера возложены на Александра Жукова. Итого вместе с Фрадковым в кабинете 17 человек.

Четыре обозревателя Радио Свобода, каждый в рамках своей профессиональной компетенции, анализируют состав правительства России. В новом кабинете министров за содержание проведения хозяйственных реформ будут отвечать Александр Жуков, Алексей Кудрин, Герман Греф.

Иван Трефилов: Президент Владимир Путин и новый премьер Михаил Фрадков не решились кардинально менять руководителей российского правительства, отвечающих за проведение экономических реформ. Единственным вице-премьером, как и сообщалось ранее, стал бывший первый вице-спикер Государственной Думы от партии "Единая Россия" Александр Жуков. Ожидается, что в новом составе Кабинета он будет курировать не только денежно-кредитную политику государства, но и всю макроэкономику.

Два ключевых для страны министерства сохранили своих руководителей. Алексей Кудрин, потерявший в процессе реорганизации должность вице-премьера, останется министром финансов, а Герман Греф - руководителем Министерства экономического развития и торговли. Тем самым, с одной стороны, в правительстве сохранились фигуры, которые сегодня ассоциируются с либеральной направленностью реформ. Однако с другой, новому премьеру, а, может быть, скорее, его единственному заместителю, придется разбираться с давними противоречиями, существующими между Кудриным и Грефом.

В частности, речь идет о темпах изменения действующего налогового законодательства. Герман Греф настаивает, чтобы ставки российских налогов снижались быстрее. Это, по его словам, придаст необходимую динамику экономическим реформам. Алексей Кудрин же, как и подобает министру финансов, в первую очередь думает о накоплении государственной казны. Как утверждают эксперты, эти разногласия и не позволили кабинету Михаила Касьянова принять решение о первоочередных изменениях налоговой политики государства.

Другие назначения в экономическом блоке правительства России в целом также вполне объяснимы. Министром промышленности и энергетики назначен Виктор Христенко, а министром сельского хозяйства и рыболовства Алексей Гордеев. По сравнению с прежним составом кабинета их статус несколько понизился. В этом смысле непонятна судьба одного из авторов административной реформы Бориса Алешина, которого многие эксперты прочили на место, занятое сегодня Виктором Христенко.

Отлучен от правительства и его долгожитель Александр Починок. Его Министерство труда объединили с Министерством здравоохранения. Главой нового ведомства стал бывший руководитель Пенсионного фонда Михаил Зурабов. Впрочем, в новом правительстве появились и люди, приход которых на высокие должности экспертами не планировался. Губернатор Пермской области Юрий Трутнев назначен министром природных ресурсов, а бизнесмен, заместитель генерального директора компании "Северстальтранс", Игорь Левитин - министром транспорта и связи страны.

Андрей Шарый: Новое супер-министерство во главе с Александром Соколовым будет руководить развитием культуры, журналистами и сферой массовых коммуникаций.

Анна Качкаева: Культуру и информацию слили. Судя по тому, что в название министерства вынесено слово "информация", а не более современное понятие "массовая коммуникация", получается, что на свет появилось министерство культурной информации. Единое министерство возглавил профессор, доктор искусствознания, ректор Московской консерватории Александр Соколов. Премьер Михаил Фрадков представил нового министра как сильного менеджера. Три года назад, когда бывший министр Михаил Швыдкой отстранил от должности тогдашнего ректора Московской консерватории Михаила Овчинникова за нарушение финансово-хозяйственной дисциплины, проректора по науке и бывшего секретаря парткома Александра Соколова назначили исполнять обязанности ректора Московской консерватории. И в Минкульте тогда не скрывали, что назначение Соколова - временная и дежурная необходимость. К тому же старые педагоги консерватории хотели не какого-то научного, а настоящего творческого лидера и объясняли свое желание просто: за более чем столетнюю историю Московской консерватории ею действительно руководили выдающиеся музыканты. Тем не менее, в 2001-м году, несмотря на депутации консерваторских активистов к министру Швыдкому, за Александра Соколова проголосовали, и он ненадолго занял пост ректора. И вот теперь возглавил объединенное министерство, которое будет курировать культуру и всю огромную отрасль информационной индустрии. Хотя министерство по делам печати, по логике демократических реформ, было бы проще ликвидировать вовсе, чем сливать с принципиально отличающейся культурной сферой.

Видимо, у Александра Соколова появятся два заместителя по культуре и информации. Но вряд ли ими будут отставленные со своих постов министры Лесин и Швыдкой. Теперь вся интрига сводится к тому, согласятся ли полновластные хозяева министерств в прошлом быть на вторых или третьих ролях. Среди претендентов на пост замов Михаила Соколова по линии информации называют в том числе сенатора Дмитрия Мезенцева и секретаря Генерального совета "Единой России" Валерия Богомолова.

Один из бывших высокопоставленных чиновников аппарата правительства еще при Ельцине сказал мне сегодня, что новые назначения вызывают у него два чувства. Первое: чем меньше ярких персонажей - тем лучше; второе, концептуальное: главные министерства и их главы сохранены, что в том числе можно трактовать и по классической известной басне: "А вы, друзья, как ни садитесь...".

Андрей Шарый: Новый министр иностранных дел России Сергей Лавров возвращается в Москву из Нью-Йорка, где он занимал пост российского представителя в Организации Объединенных Наций. Лаврова считают сторонником более жесткой линии в российско-американских отношениях.

Виталий Портников: В назначении руководителя дипломатического ведомства наблюдатели нередко стараются увидеть не только причины личностного характера, но и то, из какой, собственно, страны прибыл дипломат, которому доверили руководить Министерством иностранных дел. Когда недавно на Украине менялся руководитель Министерства иностранных дел, никто и не сомневался - новым министром станет посол этой страны в Соединенных Штатах. Как, впрочем, и то, что предшествующий министр до своего назначения возглавлял представительство Украины при Организации Объединенных Наций, тоже никого не удивляло.

Нью-Йорк и Вашингтон - вот те два центра, в которых работают сегодня не просто высококвалифицированные дипломаты, но дипломаты, которым предстоит во главе своих министерств главное внимание уделять глобальному или американскому направлению. Сергей Лавров в этом смысле не исключение, он скорее подтверждает общее правило. Вспомним: Андрей Громыко, многолетний министр иностранных дел Советского Союза, еще в молодые годы был послом в Соединенных Штатах, преемником министра иностранных дел СССР Максима Литвинова, тоже возглавлявшего посольство в Америке. Секретарь КПСС Анатолий Добрынин, курировавший международную политику в горбачевские времена, тоже в течение нескольких десятилетий возглавлял посольство в Вашингтоне. Ситуация с этой традицией была несколько прервана с назначениями Евгения Примакова и Игоря Иванова, но уже сегодня все возвращается на круги своя.

Сергея Лаврова наблюдатели называют более жестким дипломатом, чем его предшественника. Но правда состоит и в том, что, по мнению многих, Лавров куда точнее разбирается в хитросплетениях американской политики, в отношениях Москвы и Вашингтона, и в той роли, которую Москва могла бы играть в ООН, чем уходящий в Совет Безопасности Игорь Иванов. И все вместе взятое говорит еще и о том, что российское руководство стремится сегодня куда более внимательно присматриваться к тому, что происходит на американском направлении российской внешней политики.

Андрей Шарый: Сохранили свои посты в правительстве министры силового блока. Сергей Иванов задержал за собой пост министра обороны, Рашид Нургалиев с поста исполняющего обязанности министра внутренних дел назначен министром. Сергей Шойгу, вопреки многим предсказаниям, сохранил свои позиции во главе Министерства по чрезвычайным ситуациям. И еще об одном заметном изменении в структуре российского правительства. Руководитель предвыборного штаба Владимира Путина Дмитрий Козак в новом Кабинете министров займет пост руководителя аппарата федеральных министров. Кремль тем самым обеспечивает себе полный контроль над деятельностью кабинета.

Михаил Соколов: Перемещение Дмитрия Козака с поста первого заместителя главы администрации президента на должность руководителя аппарата правительства - знаковое. И дело не только в том, что питерцы укрепляются, рассаживаясь волей Путина буквально повсюду - как бы ни сливались министерства, ни создавались функциональные структуры, разделяющие исполнение государственных функций и надзора, например, неизменным остается главное - сила, находящаяся в Белом доме, аппарат. Эксперты уже поняли: система всеобъемлющего контроля министерств и ведомств, визирующая все мало-мальски значимые решения, числом в 700 чиновников, сохраняется практически в неизменном виде. Наблюдатели уже обратили внимание: ключи к работе правительства Михаила Фрадкова не попадут в руки креатуры самого премьера, как это было при позднем Михаиле Касьянове, когда ему удалось сплавить в Кремль с должности руководителя аппарата волошинского ставленника Игоря Шувалова. Именно от Дмитрия Козака будет зависеть так называемый документооборот кабинета министров.

Вообще, образуется эффективный чиновничий тандем. Из кабинета в Кремле через структуры Старой площади подлинную стратегию действий исполнительной власти будет определять глава администрации президента Дмитрий Медведев. А в Белом доме соответствие конкретных шагов по реализации указаний президента кабинетом Фрадкова-Жукова будет контролировать главный президентский юрист Дмитрий Козак. Снимаются личностные противоречия. Ведь Михаилу Касьянову удавалось аппаратными методами блокировать массу как полезных, так и бесполезных новаций, генерировавшихся кремлевскими мудрецами от политики и экономики. С 9 марта 2004-го года это в прошлом. Тандем Медведев-Козак на ключевых для бюрократии постах фактически приводит к постепенной унификации аппаратов администрации президента (наследника ЦК КПСС) и правительства (аппарата Совмина) в нечто единое, в настоящее бюрократическое средостение.

Андрей Шарый: Итак, кадровые клеточки в правительственном кроссворде заполнены, теперь нужно трудоустраивать тех, кто в правительство не попал. Владимир Путин подписал указ об освобождении Виктора Казанцева от должности полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе, а другим указом назначил на эту должность Владимира Яковлева, бывшего вице-премьера правительства, а еще прежде мэра Санкт-Петербурга. Американские специалисты по России еще не вполне понимают всех перестановок в Кабинете министров, устроенных Путиным, однако положительно относятся, по крайней мере, к замене Игоря Иванова на Сергея Лаврова на посту министра иностранных дел. Рассказывает Ян Рунов:

Ян Рунов: Вот мнение американского историка и специалиста по России Ричарда Пайпса:

Ричард Пайпс: Я считаю, что это к лучшему, потому что Игорь Иванов был достаточно агрессивным по отношению к Западу. Лавров, кажется, довольно популярен, он хорошо говорит по-английски, и, думается, будет менее агрессивным, чем Иванов, который бывал недостаточно дипломатичен по отношению к США и Западу вообще, особенно в вопросах, касающихся Ближнего Востока. Хотя лично, как человек, Иванов очень симпатичный, я встречался с ним в Нью-Йорке. Очень культурная внешность, но в политике слишком агрессивный.

Ян Рунов: Прибавит ли эта перестановка популярности Путину?

Ричард Пайпс: Путин не нуждается в популярности внутри России. Но ему не помешает популярность за пределами своей страны - на Западе, в Америке. Он очень хитрый политик, вообще, но для политика это плюс.

Ян Рунов: Содиректор Института Российских исследований в Гарварде, профессор Уэсли-колледжа Маршалл Голдман так оценивает сообщение из Москвы:

Маршалл Голдман: Это интересные изменения, и наиболее значительная перетасовка кресел в кабинете министров. Назначение Лаврова для меня оказалось неожиданным, но абсолютно бесспорным. Он, как мне кажется, очень способный дипломат. Те, с кем он работал в ООН и в Нью-Йорке, оценили его опыт и его умение приспосабливаться к ситуации. Он умело защищал политику России, но делал это, не создавая лишней напряженности, вроде того, как это делалось 20-30 лет назад. Он опытен, у него хорошее чувство юмора. Я думаю, это положительный ход – назначение такого человека как Лавров. Иванов тоже был неплох на этом посту, и было бы странно, если бы он был просто уволен. Но его назначили секретарем Совета Безопасности, что тоже очень важная должность. Но я не думаю, что Путин распустил старое правительство только ради замены Иванова Лавровым. То, что президент оставил на местах некоторых старых сторонников экономических реформ, не позволяет понять, почему он уволил премьер-министра Касьянова и распустил правительство. Замену Иванова Лавровым можно попытаться объяснить желанием изменить не суть, но язык общения с Западом, особенно с США. У Лаврова, конечно же, более положительный образ в глазах США, чем у Иванова, который, впрочем, тоже не был так уж враждебен по отношению к нам. Он тоже проявлял гибкость, умел приспосабливаться. Но Лаврова, проработавшего в Америке 10 лет, мы успели лучше узнать. С ним, как с министром иностранных дел, работать будет приятнее, чем с Ивановым.

Ян Рунов: Означает ли эта перестановка, что Путин думал об улучшении дипломатического климата в российско-американских отношениях?

Маршалл Голдман: Так можно интерпретировать смену министра иностранных дел. Но это одно никак не объясняет, почему надо было распускать все правительство и менять премьер-министра. За этим стоит некая стратегия. Путин дал понять, что новые задачи требуют нового правительства. Но если взять отдельно замену министра иностранных дел, то с американской точки зрения, я думаю, это более положительный признак.

Андрей Шарый: Итак, предвыборная кампания в России идет своим чередом. В тот день, когда стал известен состав нового Кабинета министров, безработный провинциал из Татарстана одержал победу на конкурсе плакатов на тему президентских выборов. Рассказывает Мумин Шакиров:

Мумин Шакиров: Безголовая арестантская рубашка в полоску, на груди пришит белый лоскуток ткани с номером 140304 - дата очередных президентских выборов в России, внизу надпись: "Он выбирал порядок". Этот черно-белый китч победил на конкурсе предвыборных плакатов, посвященных текущей избирательной кампании. Такого отношение к главному политическому событию года у 42-летнего безработного из Набережных Челнов Евгения Груздева.

Евгений Груздев: Дело в том, что я живу уже 40 лет в этой стране, 20 лет назад были примерно такие же выборы. Тем более, я живу в Татарстане, где Минтимер Шаймиев, я его не выбирал, бойкотировал, только не было конкурса. Профанацию надо игнорировать. Даже заготовил такую речь: "В первую очередь я хотел бы поблагодарить дорогого Владимира Владимировича, так как только благодаря мудрой политике Владимира Владимировича, честнейшим выборам Владимира Владимировича мне удалось стать победителем в конкурсе плакатов, посвященном выборам нашего Владимира Владимировича".

Мумин Шакиров: Второе место занял компьютерный инженер из Москвы Антон Зимин. На его фотоколлаже изображены: герой сериала "17 мгновений весны" профессор Плейшнер, стоящий на фоне серой стены, и президент России Владимир Путин на фоне кремлевских курантов. Надпись: "Явка провалена". Трудно представить себе эти политические плакаты сегодня на улицах Москвы или других городов России, но их можно увидеть на сайте Интернет-газеты "Грани. Ру", там и зародилась идея этого конкурса. Оценивать 450 присланных работ взялись известные журналисты, художники и писатели. Среди них дизайнер и публицист Андрей Бильжо.

Андрей Бильжо: Я отбирал плакаты как художник-дизайнер, как психиатр - два, и как карикатурист - три. Мне нужно было, чтобы там был креатив, лаконичность и неординарность идей. Таких плакатов было не очень много. В целом мне понравилось, что художники находятся все в оппозиции к власти, и это приятно. Поэтому плакат "Перезагрузка" и зайчик, проткнувший себя морковкой, "против всех" - это плакаты, которые мне понравились.

Мумин Шакиров: Известный журналист радио "Эхо Москвы" Александр Плющев также оценивал работы художников и пришел к выводу, что авторам плакатов гарантирован как успех, так и запрет на профессию.

Александр Плющев: Креатив - это такая штука, которая хорошо, на самом деле, продается и покупается. И сами по себе плакаты - они вряд ли бы нашли какое-то применение, но, тем не менее, люди, которые генерируют эти идеи, вполне могли бы найти себе работу. И вообще, здорово получилось, что человек, который был признан первым, он безработный. Возможно, это поможет найти ему работу и устроиться каким-то образом. Хотя в нашей стране все возможно, возможно, как раз эта победа закроет ему навсегда работе в этой области, кто знает.

Мумин Шакиров: Недостатки этого конкурса - очень много посредственных работ, безжалостно эксплуатирующих тему ГУЛАГа, КГБ, колючей проволоки и "Вождя Сталина". Наиболее привлекательным мне показался плакат: двойное изображение героя фильма "Матрица" в шпионских черных очках, явно напоминающего президента Владимира Путина, а не американского актера Киану Ривса. Слоган "Перезагрузка" говорит сам за себя.

XS
SM
MD
LG