Ссылки для упрощенного доступа

Беседа с уральскими геофизиками


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец, которая беседует с профессором Ниязом Гадымовым и заведующим кафедрой геофизики, доктором наук Александром Талалай.

Кирилл Кобрин: В Уральской горно-геологической академии сейчас проходит пятое заседание молодежной научной школы по геофизике. Если мэтров геофизической науки интересует происхождение Уральских гор и влияние радиации на жизнь людей, то молодые ученые подготовили доклады о геомагнитных бурях, предсказании землетрясений и городских сейсмо-шумах. Среди организаторов конференции в горно-геологической академии профессор Нияз Гадымов и заведующий кафедрой геофизики, доктор наук Александр Талалай. В екатеринбургской студии Радио Свобода с ними беседовала Евгения Назарец.

Евгения Назарец: Научная школа по геофизике - это конференция, которая работает уже пять лет. Доктор минералогических наук Александр Талалай начал разговор с рассказа о том, где была геофизика еще несколько лет назад.

Александр Талалай: Советский Союз был единый, и было много различных структурных подразделений, где физика была ведомой. А сейчас у нас получилось так, что у нас нет кадрового потенциала. Пять лет назад прекрасно это поняли и договорились с Пермским госуниверситетом, с Академией наук, российским отделением Академии наук, Уральской государственной горно-геологической академией и Евроазиатским геофизическим обществом. Идея такая появилась, чтобы готовить специалистов высшей квалификации из той молодежи, которая есть, и приглашать мэтров.

Евгения Назарец: А что подразумевается - специалист высшей квалификации применительно к геофизике, к геофизической науке?

Александр Талалай: Это специалисты высшей квалификации.

Нияз Гадымов: Есть система образования - бакалавры, инженеры, магистры, после магистра как раз аспирантура.

Евгения Назарец: А их назначение в жизни, они учат кого-то, становятся учеными, преподавателями?

Александр Талалай: В основном, это те люди, которые могут проанализировать полностью задачу от начала до конца, геологическую и геофизическую. Знают, какой должен получиться результат. Это все-таки самый главный управленец, он - "супервайзер".

Евгения Назарец: Темы конференций, которые нынче были, это и предсказание землетрясений, и магнитные бури, и гипотеза происхождения Уральских гор, и значение гео-шумов - все это интересует обычных людей. Это часто выносится на первые полосы таблоидов, "желтой" прессы, то есть это на слуху. Ваши научные работы имеют прикладное применение?

Александр Талалай: Конечно, имеют. Постоянно идут дискуссии. Большинство стратегических объектов в России и за рубежом строятся, как правило, на разломах тектонических. Всегда идет обсуждение, например, атомная станция стоит на разломе, и завтра там произойдет что-нибудь такое страшное и глобальное. Геофизика, конечно, здесь помогает, те же самые нефтепроводы - рвутся трубы, потом выясняется, почему это происходит, что это связано, прежде всего, с природными явлениями. Возьмем наш метрополитен, почему подтапливает ту или иную станцию - потому что вовремя не воспользовались геофизикой. Много вопросов, которые увязаны с нынешней ситуацией. Это, конечно, геотектоника, это землетрясения, они напрямую завязаны. Даже, например, если обследование делали в одном из городов Западной Сибири по радиационной характеристике, оказалось, что все детские сады, клубы и так далее, они находятся в самых аномальных точках.

Нияз Гадымов: Просто наиболее благоприятные места с точки зрения визуальной. Церковь почему ставят на холме? Как правило, аномальные точки, которые не только глаз радуют, но и природу тоже.

Евгения Назарец: Вернемся к сегодняшней конференции. В ней много участников, для трехдневного события это, по-моему, весьма и весьма солидно. Кого бы из них вы отметили и среди молодых, ваших учеников, и среди мэтров?

Александр Талалай: Отметить кого-то одного-двух нельзя, потому что, как правило, сюда приезжают лучшие. И каждый раз приглашаем мэтров на ту или иную тему, которая актуальна. Сейчас приехали из Карелии, из Санкт-Петербурга, уже неоднократно приезжает Иосиф Хайкович - это известный специалист, профессор, доктор физико-математических наук. Он готовит громаднейший материал для радиоэкологической ситуации в России, он называет это экологическая геология.

Евгения Назарец: Те, кто участвует в этой конференции, кто показывает хорошие результаты, каким-то образом их Горно-экологическая академия отмечает?

Нияз Гадымов: У нас есть Совет молодых ученых, будет Уральская горно-промышленная декада, естественно, горная академия их отмечает. Например, в прошлом году в Санкт-Петербурге выиграли грант наши студенты, мы их отправили в Санкт-Петербург, в Москву.

Евгения Назарец: Я хотела поговорить о Горно-экологической академии уральской. Она воспринимается как вуз, который в основном готовит специалистов для геологоразведки, которые ищут месторождения. Верно ли это?

Александр Талалай: Это самый первый и старейший вуз на Урале. Он по указу императора Николая Второго произошел. Сейчас горная академия не только готовит специалистов в области горного дела, геологоразведки. Это такие дефицитные специальности, которых нет нигде - городской кадастр, художественная обработка камня. Обычно горняки, все считают, что это мужланы, но я так не считаю. Сейчас есть три кафедры, которые занимаются экологическими проблемами. Я думаю, что нет ни одного предприятия по Свердловской области, где бы горная академия не выполняла ту или иную работу. Это сто процентов.

Евгения Назарец: И все-таки, если иметь в виду геологоразведку, разведку новых месторождений, технологии в последнее время меняются, предлагает ли наука что-то новое? И насколько эти технологии востребованы в России и за рубежом?

Александр Талалай: В свое время, где-то в 1991-92-м годах известные компании мировые, которые захватили бывшие страны Советского Союза, я имею в виду, захватили с точки зрения геофизики, геологии, например, Казахстан, Узбекистан, частично вошли в Татарию, они пришли на Урал, в Западную Сибирь и решили, что они и здесь будут первыми. Но не тут-то было. Технологии, которыми на данный момент времени владеет, в том числе и горная академия, просто не то, что выше, не на порядок, но раза в два, в три выше западных. Есть очень уникальные технологии и патенты.

Евгения Назарец: В стране, которая до сих пор базирует свою экономику на продаже сырья, такие вузы, как Горно-экологическая академия, не должны бедствовать, а еще к тому же, вы говорите, нет отрасли, где бы не нужны были ваши специалисты. Сказывается ли это как-то на вашем материальном положении?

Александр Талалай: Конечно, сказывается, но сказывается сравнительно медленно. Нам инвесторы не нужны, мы любую работу можем сделать и с хорошим качеством, так как я уже сказал, что у нас довольно хороший потенциал. Просто на данный момент времени геологоразведка, если говорить именно о геологоразведке, она у нас находится в удручающем положении в целом по России. Но те заказы, которые проходят, те тендеры, которые проходят в рамках округа, наверное, процентов на 60-70 - это наши объемы. Но они пока недостаточны, мы в целом по объемам имеем порядка 30 миллионов в год, хотя по потенциалу должны иметь порядка трехсот. По сравнению с другими вузами это хороший показатель.

XS
SM
MD
LG