Ссылки для упрощенного доступа

Правоохранительные органы России сообщают: бюджет Чечни разворовывается


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов, Сергей Слепцов, Любовь Чижова беседует с депутатом Государственной Думы от Чеченской республики Асламбеком Аслахановым.

Андрей Шарый: По данным прокуратуры Чечни, только в 2002-м году ущерб от хищений и других экономических преступлений в республике составил более 120 миллионов рублей. Депутат Государственной Думы России от Чечни Асламбек Аслаханов считает, что официальные данные о размерах хищений в республике занижены по крайней мере в десятки раз.

Олег Кусов: Заместитель генерального прокурора России в Южном федеральном округе Сергей Фридинский утверждает, что борьба с преступлениями в сфере экономики на территории Чечни ведется серьезными методами. На его пресс-конференции в Ростове побывал наш корреспондент Сергей Слепцов.

Сергей Слепцов: Сегодня в Ростове-на-Дону заместитель генерального прокурора в Южном федеральном округе государственный советник юстиции Сергей Фридинский заявил, что только за 2002-й год органами прокуратуры России на территории Чечни было расследовано и направлено в суды 628 уголовных дел, связанных с преступлениями в сфере экономики. По 126 уголовным делам были предъявлены обвинения в хищении средств, выделенных из российского бюджета на восстановление хозяйственных структур Чеченской республики. В этих преступлениях обвиняются наряду с простыми исполнителями сотрудники местных административных органов и подразделений Министерства труда, Министерства культуры, здравоохранения и строительства, где зафиксированы факты искажения отчетности и приписки.

Олег Кусов: Даже поверхностный анализ уголовных дел убеждает в том, что прокуратуру в основном интересуют проворовавшиеся чиновники из местных администраций. Создается впечатление, что более серьезные фигуры, задействованные в процессе восстановления Чечни, перед законом чисты, на федеральном уровне и вовсе якобы нет нарушений. Однако депутат Государственной Думы России от Чеченской республики Асламбек Аслаханов утверждает, что истинные размеры хищений в республике составляют миллиарды рублей. Понятно, что столь огромные суммы нельзя своровать на районном уровне. С Асламбеком Аслахановым беседовала наш корреспондент Любовь Чижова.

Любовь Чижова: По данным чеченской прокуратуры, опубликованным в "Независимой газете" от 13-го марта, только в 2002-м году материальный ущерб от хищений и других преступлений в сфере экономики Чечни составил свыше 120 миллионов рублей – таковы официальные цифры. Как вы считаете, насколько официальная статистика расходится с реальными размерами хищений и злоупотреблений?

Асламбек Аслаханов: Они вам называют цифру, которая выявлена, по которым возбуждено уголовные дела и проводится расследования. Вы помните заявление Патрушева, директора ФСБ, который месяца три назад заявил, что выявлено нецелевое использование денег свыше 700 миллионов рублей. После теракта, который был совершен в Чеченской республике, удар пришелся на Министерство финансов, где были уничтожены все документы, почему-то про эти цифры совсем молчат. Для меня лично нецелевое использование и хищения это одно и то же. Потому что, если взяли, чуть-чуть подбелили, подкрасили и потом списано миллион рублей, это же чистейшей воды хищение. Пускай не издеваются над Уголовным кодексом и над понятиями "нецелевое использование" и "хищение". Я заверяю вас, что когда настанет момент, когда органы дознания, правоохранительная система, фискальные ведомства, налоговая инспекция, когда Счетная палата сможет в спокойном режиме работать в любом населенном пункте Чеченской республики, эти хищения будут исчисляться миллиардами рублей. Я же в республике, не афиширую, а бываю там в месяц раз, в два месяца раз, я встречаюсь с людьми, которые пострадали, в районах, селах, читаю документы, где восстановили, приезжаю туда – никаких там домов не стоит. Или приходишь в школу или больницу, которую якобы восстановили, они говорят – вот поставили 15 листов шифера. Вот здесь подбелили, вот здесь подкрасили, там перетянули, а списали на это очень большие суммы денег.

Любовь Чижова: Из какой сферы чеченской экономики деньги утекают чаще всего?

Асламбек Аслаханов: Строительство. Потому что на восстановление экономики из социальной сферы, так озаглавлено это финансирование, а это означает, что нужно восстанавливать разрушенное, чтобы у людей была крыша над головой, чтобы дети могли заниматься в школах, молодежь могла заниматься в вузах и так далее. Нужно в первую очередь обеспечить людей жильем, чтобы была крыша над головой. И нужно обеспечить рабочие места, нужно обеспечить места для того, чтобы занимались люди. Это все деньги. Вы понимаете, пресловутый капитальный текущий ремонт, а придумали требовать в каждом случае проектно-сметную документацию, чтобы людей, которые занимаются сметной работой, чтобы им от 5-ти до 8% от суммы платили ни за что. Там не надо ничего проектировать, там восстанавливать и капитальный ремонт. Наверное, есть новые здания, которые построили, но единицы их. Это просто издевательство. Тендер выигрывают, а потом они должны завозить туда строительный материал. Строительный материал там же в Чечне на рынке продается в два-четыре раза дешевле, чем закупают их для восстановления экономики и строительства.

Любовь Чижова: Кроме строительства, еще какие сферы подвержены этому?

Асламбек Аслаханов: Нефтяной комплекс – загадочный. Идет добыча нефти, фонтанирующая нефть добывается и притом с грубейшим нарушением экологии. А деньги, интересно, куда уходят? На строительство дворцов в городе Грозном? Когда кругом нищета, разрушено, особняки строят. Или на что еще идут эти деньги? Сколько уже нефтепродуктов продано, а куда деньги ушли?

Любовь Чижова: По вашему мнению, кто виновен в столь масштабном расхищении средств – Москва, российские власти или чеченские чиновники?

Асламбек Аслаханов: Чеченские чиновники неоднократно говорили – направьте все финансы в Чечню. За одной организацией, за одной республикой уследить легче, чем за 26 министерств, куда распределяются деньги и распыляются деньги. Тогда хищения были бы на несколько порядков ниже. Безусловно, и там будут греть руки, на строительстве всегда так происходит, но это будут цифры гораздо меньше, и они больше будут доходить по своему целевому назначению.

Любовь Чижова: Не секрет, что Чечню называют "черной дырой" российской экономики. Как вы думаете, возможно как-то изменить ситуацию и что для этого нужно?

Асламбек Аслаханов: будет проводиться референдум. Когда референдум закончится, в первую очередь формировать парламент Чеченской республики, не затягивать, через два-три месяца. И чтобы этот парламент первоочередным поставил вопрос подготовки бюджета на следующий год. Если будут созданы соответствующие институты власти Чеченской республики и будут бюджет принимать парламент, то эти деньги целевым порядком пойдут в Чеченскую республику. Тогда уже будет какая-то возможность, когда правоохранительная система, фискальные органы федерального центра и Чеченской республики будут контролировать расходование этих средств по своему назначению, там больше порядка будет.

Любовь Чижова: А вы как депутат Государственной Думы можете как-то повлиять на ситуацию?

Асламбек Аслаханов: Я в силу своих возможностей, несмотря на страшное сопротивление и из Москвы, и из Чечни, пытаюсь что-то, делать мне ничего не дают, но пытаюсь вещи называть своими именами. У меня очень много данных о том, что творят с этими деньгами, и я полагаю, что при ближайшей возможности я дам ход всему этому.

Олег Кусов: Пока документами Аслаханова о небывалых хищениях в Чечне интересуются только журналисты, но не представители правоохранительных органов.

XS
SM
MD
LG