Ссылки для упрощенного доступа

Развитие курорта "Красная Поляна"; льготы для правительственных чиновников в России и на Западе


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Евгений Бовкун, Никита Ваулин, Гагик Карапетян и Геннадий Шляхов.

Андрей Шарый: На рассмотрение в Министерство экономического развития и торговли России направлены проекты по усовершенствованию инфраструктуры уже ставшего знаменитым горнолыжного курорта "Красная Поляна" под Сочи, где любит проводить время президент России Владимир Путин. На развитие курорта будет выделено почти 100 миллионов долларов - такую сумму готовы вложить в проект российские олигархи во главе с главой холдинга "Интеррос" Владимиром Потаниным. Рассказывает наш корреспондент в Сочи Геннадий Шляхов:

Геннадий Шляхов: "Красная Поляна" - поселок, он же горно-климатический курорт, Мекка для любителей лыжного спорта. Владимир Путин и Александр Лукашенко по достоинству оценили местные горнолыжные трассы, регулярно бывают здесь. "Красная Поляна" была среди претендентов на проведение Зимних Олимпийских игр 2002-го года. Тогда не получилось. Однако, теперь шансов будет больше. Проект развития "Красной Поляны" уже два года на контроле у правительства России. На днях в Москве премьер-министр Михаил Касьянов провел очередное рабочее совещание на эту тему. Министерству природных ресурсов дано поручение в месячный срок разработать положение о предоставлении на конкурсной основе территории северного склона горы Аига, части национального парка, наиболее подходящей для горнолыжного спорта. Речь идет о прокладке 100 километров трасс, строительстве подъемников, кемпингов, гостиниц. Министерству природных ресурсов также поручено составить заключение государственной экологической экспертизы, которая даст проекту "зеленый свет".

Существуют три проекта развития данной территории. Министерству экономического развития и торговли России на совещании у премьер-министра дано поручение в трехмесячный срок согласовать эти три проекта, объединив их в один. Интерес к проекту развития "Красной Поляны" проявили крупнейшие холдинги страны: "Русский алюминий", АФК "Система", "Интеррос" и Внешторгбанк. Последний будет участвовать в проекте либо собственными вложениями, либо открытием кредитной линии. На совещании у Михаила Касьянова руководителем дорожной службы России Игорем Слюняевым были даны гарантии на строительство туннеля в обход скального участка дороги Адлер - Красная Поляна, которое будет завершено по плану в декабре 2004-го года. Это намного сократит время, необходимое, чтобы добраться на горнолыжные трассы.

Андрей Шарый: Подробнее о специальном заседании российского правительства и о конкретных вкладах олигархов в развитие президентского курорта расскажет наш обозреватель Гагик Карапетян:

Гагик Карапетян: С полуслова понимали и поддерживали друг друга ключевые участники засекреченного совещания в кабинете премьер-министра: Михаил Касьянов, председатель правления РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс, и глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин решили ускорить строительство горнолыжного курорта в "Красной Поляне". Между прочим, именно Потанин два года назад впервые уговорил Путина провести очередные выходные с родными на Красной поляне. Чуть раньше семью тогдашнего премьер-министра России стал опекать заслуженный тренер, руководитель Федерации горнолыжного спорта страны Леонид Тягачев, впоследствии возглавивший Олимпийский комитет России.

Хотя Касьянов уверяет, что освоил горные лыжи раньше, чем Путин, и без столь маститого наставника, генплан строительства элитного курорта был взят под личный контроль главы российского правительства после восторженной рецензии президента. Тем не менее, три официальных ведомства - Госкомспорт, министерства экономического развития и природы - поручение премьера провалили. Вместо них за свои деньги, потратив миллион долларов, Потанин при содействии специалистов из Австрии и Канады уже передал Касьянову концепцию развития "Красной Поляны", поэтому неудивительно, что глава "Интерроса" создал пул не только равноудаленных от Кремля, но и равноувлеченных олигархов-горнолыжников. В частности, Чубайс пообещал в будущем году завершить строительство Сочинской ТЭЦ, обеспечить элитный курорт электричеством. Представитель Газпрома, на чьи средства работает пока единственный высококлассный "Пик отель", пообещал в нынешнем году завершить строительство второй очереди гостиницы и, естественно, газификацию поселка. Чтобы высокопоставленные спортсмены тратили всего 30 минут, а не битый час на трассе из аэропорта на горные склоны, Касьянов распорядился дополнительно выделить Федеральному дорожному фонду в бюджете 2004-го года полтора миллиарда рублей. Кроме перечисленных в число равнодопущенных к Президентской, простите, Красной Поляне вошли главы финансовой корпорации "Система" Владимир Евтушенков, холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска, Внешторгбанка Андрей Костин. В связи с чем, как можно догадаться, пустой формальностью окажется проведение через месяц конкурса среди потенциальных инвесторов. Тем более, что Потанин объявил: он и его партнеры по пулу готовы вложить в ближайшие два-три года 40 миллионов долларов только на укатку снега и подъемники, и еще 50 миллионов в последующие 4 –5 лет. Для сравнения: согласно постановлению российского правительства на подготовку документации инвентаризации земель и развитие инфраструктуры "Красной Поляны" будет выделено более 40 миллионов, но не долларов, а лишь рублей.

Ориентировочный срок окупаемости столь дорогостоящего, почти полтора миллиарда долларов, бизнес-проекта - 12 лет. Судя по всему, среди кураторов строительства окажется Госкомспорт, где на должность заместителя руководителя был заблаговременно внедрен Дмитрий Зеленин, ранее занимавший должность первого вице-президента компании "Норильский никель", входящей в "Интеррос". В Госкомспорте Зеленин курирует вопросы инвестиционной политики. Вышеупомянутые миллионы долларов инвестиций не идут ни в какое сравнение с теми политико-экономическими дивидендами, которые получит группа Потанина и других олигархов при освоении "Красной поляны". Это, так сказать, взгляд с одной стороны. А с другой - руководитель президентского совета по физкультуре и спорту подтвердил итоги своеобразной пересортицы высокопоставленных болельщиков России.

Андрей Шарый: Вопрос о том, где и как отдыхают российские чиновники, всегда вызывал общественный интерес. Наверное, потому, что отчасти каждый налогоплательщик чувствует свою причастность к этим каникулам. Тем более что бесплатные путевки - не единственная статья расхода на сервис-услуги должностных лиц, оплачиваемая из федерального бюджета. Над темой работал наш корреспондент Никита Ваулин:

Никита Ваулин: В федеральном законе о государственной службе Российской Федерации и денежном содержании государственных служащих статьи о предоставлении чиновникам различных льгот - квартир, дач, путевок в элитные санатории не существует, однако, как известно, такие услуги оказывает Управление делами президента, которое зачастую обслуживает также членов семей высших должностных лиц. Общая стоимость российской и зарубежной недвижимости, принадлежащей этой организации, оценивается в сотни миллионов долларов. Управление делами президента - крупнейший российский собственник, владеющий принадлежавшими прежде ЦК КПСС дачами, медицинскими центрами, оздоровительными комплексами и санаториями по всей России. Самый известные: в Подмосковье - дома отдыха Завидово, Ватутинки, "Загорские дали", на черноморском побережье - элитные сочинские курорты "Русь", "Сочи", "Бочаров ручей", санаторий "Валдай" в Новгородской области, и другие. Не каждому дано воспользоваться привилегиями, а только избранным. И хотя многие чиновники вынуждены тратить на отдых собственные средства, услуги им зачастую оказываются по сверхльготным ценам. Например, ежемесячная аренда шикарной дачи на Рублевском шоссе, принадлежащей управделами, при удачном раскладе обойдется депутату в 50 долларов, к слову, средняя зарплата депутата - 500 долларов. Факты подобных злоупотреблений несколько раз уже устанавливались в ходе проверки деятельности управделами. В 1999-м году этим занималась упраздненная Федеральная служба налоговой полиции, в 2001-м - Счетная палата России. О последовавших за этим санкциях ничего не известно. Некоторые специалисты считают, что масштабы проблемы сильно преувеличены. По этому поводу я беседовал с первым проректором Высшей школы экономики Львом Якобсоном, специалистом по реформированию государственной службы.

Лев Якобсон: Дело все в том, что практически эти льготы касаются сверхузкого слоя высших должностных лиц. Квартиру сейчас, в общем, почти никому не дают, даже, скажем, далеко не каждый заместитель федерального министра может рассчитывать, что ему дадут квартиру. Дачи опять же предоставляются крайне узкому слою. Вообще, реально - какие льготы оказываются значимыми - с уровня заместителя федерального министра, или что-то похожее. Ну, может быть, начальнику департамента перепадает не дача, а льготная путевка, что, конечно, тоже ценно, и лечение в приличной поликлинике. Но это даже не десятки тысяч, это, скорее, тысячи людей. Соответственно, масштаб проблемы не надо преувеличивать, вообще лучше все это переводить в денежную форму, в оклад или в денежное содержание. Почему? Потому что это выгоднее для всех. Приведу только один пример: транспортное обслуживание тех немногих, очень немногих чиновников, которым положена служебная машина, на самом деле, плохо организовано, дорого, потому что вне конкурентной среды. Конкурирующие автохозяйства делали бы то же самое дешевле и лучше.

Никита Ваулин: Соблазн отдохнуть за государственный счет возникает не только у российских чиновников. Зарплата государственных деятелей в западных странах, конечно, выше, чем в России, однако, на первоклассный отдых, к которому многие привыкли, ее так же не хватает. О том, как эту проблему решают в Германии, рассказывает корреспондент Радио Свобода в Бонне Евгений Бовкун:

Евгений Бовкун: Зарплата депутата или министра в Германии не выше заработка зубного врача. При восьмидесятичасовой рабочей неделе парламентария такой доход считается не слишком высоким. Но зато политики пользуются многими мелкими, хотя и строго регламентированными льготами. Каждый парламентарий имеет право на казенную квартиру в Берлине, за небольшую дополнительную плату. Он может бесплатно ставить личную машину в казенный гараж, бесплатно пользоваться туалетами Бундестага в течение рабочего дня, после чего их закрывают. Услуги парламентского врача тоже бесплатны. Затем бесплатный транспорт для казенных нужд и парламентская столовая с дотациями, где цены существенно ниже ресторанных. Оплата отдыха на курортах в этот список не входит, каждый обязан относить эти расходы исключительно на счет семейного бюджета. Казенных дач у политиков нет. Бывший канцлер Гельмут Коль много лет подряд проводил каникулы вместе с женой на горном курорте в Австрии, снимая на лето небольшой домик на берегу озера. Нынешний министр иностранных дел Йошка Фишер предпочитает Лазурный Берег Франции. Канцлер Шредер арендует бунгало на Майорке или на юге Италии. Многие политики совершают с женами и по одиночке круизы на теплоходах, у некоторых есть за рубежом личные виллы, но никаких дотаций на организацию и проведение отпуска никто не получает.

Столь же строгие правила существуют в отношении подарков. Есть неофициальный черный список подарков и услуг, запретных для высокого представителя власти. Политик может принимать цветы или мелкие сувениры, но не имеет право позволить оплатить себе поездку на отдых в Бразилию. Премьер-министр Нижней Саксонии Глоговский вынужден был уйти в отставку, когда выяснилось, что он принимал подачки от промышленников. Они оплатили ему дорогую экскурсию по Красному морю. Аналогичная судьба постигла баварского премьера Штрайбла. Министр обороны ФРГ Шарпинг вынужден был уйти, поскольку пользовался самолетами бундесвера для полетов на курорт к своей новой подруге. Использование казенного транспорта в личных целях неоднократно становилось причиной крупных скандалов в правительстве и парламенте. Наказуемым считается также получение гонораров за публичные выступления. Некоторые виды злоупотребления служебным положением находятся на грани дозволенного. Йоханнес Рау, будучи премьером Северного Рейна-Вестфалии, праздновал дни рождения, приглашая за казенный счет много гостей и журналистов. Но все ограничилось общественным порицанием. Иными словами, жизнь политика за пределами его служебного распорядка дня подчинена особому регламенту, свободному от каких-либо привилегий. По крайней мере, теоретически. Целиком застраховаться от злоупотреблений невозможно даже в условиях демократии.

Никита Ваулин: Российские чиновники тоже любят летать за чужой счет. Можно вспомнить хотя бы поездку минувшим летом делегации из 15 российских депутатов на чемпионат мира по футболу в Японии и Корее, которая была оформлена как официальный визит по линии межпарламентских связей и оплачивалась за казенный счет. Стандартный пакет из трех билетов на отборочные матчи стоил 1400 долларов, а авиаперелет до Японии - еще тысячу. Япония считается одной из самых дорогих стран в мире. И все-таки поездка не прошла даром. В ходе этого официального визита российские политики в неофициальном товарищеском футбольном матче с японскими коллегами в преддверии отборочной игры "Россия-Япония" оказались значительно сильнее. В Японии эта российская победа так и осталась единственной. На примере Германии видно, что злоупотребления европейских чиновников не ограничиваются лишь шутками и порицанием, а имеют серьезные последствия. В России использование льгот чиновниками - капля в море других злоупотреблений, куда более ощутимых для бюджета.

XS
SM
MD
LG