Ссылки для упрощенного доступа

Екатеринбургский "Мемориал" лишается здания


Программу ведет Андрей Шароградский. Корреспондент Радио Свобода Светлана Толмачева беседует с председателем екатеринбургского общества "Мемориал" Анной Пастуховой.

Андрей Шароградский: В Екатеринбурге решается вопрос о предоставлении обществу "Мемориал" нового помещения. Здание в центре города, где более 10 лет располагался "Мемориал", будет полностью реконструировано. Администрация Екатеринбурга предложила "Мемориалу" покинуть дом, который сейчас находится в аварийном состоянии, однако помещения, где правозащитники могли бы продолжить работу, пока нет, хотя разговоры об этом с чиновниками ведутся уже далеко не первый месяц. Подробнее об этой ситуации председатель екатеринбургского общества "Мемориал" Анна Пастухова рассказывает нашему корреспонденту Светлане Толмачевой:

Светлана Толмачева: Анна, каково сейчас положение екатеринбургского "Мемориала"?

Анна Пастухова: Положение – корабль плывет, я бы назвала это так, будучи от природы символистом, несмотря на то, что происходит демонтаж того помещения, в котором мы существуем и существовали, тем не менее, работы мы не прекратили ни на одну минуту, ни по одному из наших программных уставных направлений.

Светлана Толмачева: Как строится сейчас ваш диалог с властями?

Анна Пастухова: В данный момент он не строится никак. Мы даже просто не можем какую-то звуковую связь установить, я еще сегодня, конечно, пойду в администрацию города, надеюсь, что диалог будет, и будет конструктивным. По крайней мере, мы уже имеем обещания администрации не прерывать с нами договор аренды. Есть устные пока обещания администрации подобрать нам помещение, как было сказано, приличное и достойное нашего общества и нашей просветительской работы, но вот когда все это будет? Ситуация очень обострилась, потому что дом буквально разваливается на глазах, и нужно просто спасти те ценности, которые есть в нашем помещении - библиотеку, архивы, - мы все это перенесли на склад. Но у нас есть те экспонаты музейные, которые мы просто не хотим, считаем, что мы морально не вправе, и некорректно и для администрации города предать это хранению на складе. Думаю, что настала ситуация, когда эти вещи можно было бы перенести во временное помещение, открытое для публики, может, какой-то класс в школе, может быть, какой-то библиотечный зал, где наша просветительская работа с публикой могла бы не прекращаться, тут, я думаю, уже должно поступить предложение от администрации города. У меня есть предложение даже в самой администрации города развернуть такой просветительский выставочный центр на время реконструкции нашего помещения.

Светлана Толмачева: Давайте уточним. Главная проблема на сегодня – то, что здание требует ремонта, или то, что вас выселяют из этого здания.

Анна Пастухова: Они неотделимы друг от друга как две стороны одной медали, на самом деле, нам уже как бы обещано помещение, в которое нас переселят, пока не назвали конкретные адреса. Дом уже сейчас, сегодня, начинают ломать. А между тем, карта ГУЛАГа, модель памятника по проекту Эрнста Неизвестного, дверь от камеры, уникальные реликвии, которые находятся в нашем небольшом музее, еще какие-то экспонаты, подлинники картин, это все находится у нас, и мы не знаем, куда это поместить.

Светлана Толмачева: Вы уже упомянули о том, что архивы - это не только хроника правозащитного движения на Урале последних 15 лет, но у вас хранится и макет памятника жертвам политических репрессий по проекту Эрнста Неизвестного. В 1990-м году скульптор передал его в дар властям Екатеринбурга, но памятник до сих пор не установлен. На каком этапе сейчас переговоры с властями города не только о новом помещении, но также и об этом макете?

Анна Пастухова: Мы возобновили диалог на эту тему с администрацией города. Пока мы еще не получили какого-то внятного ответа, но у нас есть совершенно конкретные предложения, которые, мы уверены, не только устроят администрацию города, но и создадут благоприятный имидж городу, который должен прославиться не только тем, что здесь убили царя, или тем, что где-то в нашем регионе Павлика Морозова убили. Что-то положительное должно произойти в нашем городе именно в духовном плане, и, может быть, "Мемориал" в этом смысле со всей своей деятельностью, и с проектом памятника, занимает ту нишу в гражданском обществе, которую ни одна другая гражданская организация, сейчас, по крайней мере, в нашем городе не занимает. Вот у нас духовная сфера отдана религиозным организациям. Мы - светская организация, которая пытается воздействовать на сознание сограждан в духе демократизации, осмысления уроков истории. И то, что сейчас происходит, опять же в силу склонности к символизму, я бы назвала словом демонтаж. Что это - демонтаж здания, или демонтаж гражданского общества, проявляющийся в одном отдельно взятом факте?..

Светлана Толмачева: Сегодня сотрудников "Мемориала" пришли поддержать родственники репрессированных. Они высказали свое мнение о том, что происходит с обществом "Мемориал". Давайте послушаем, что говорят Альберт Думановский и Нина Горелышева, екатеринбуржцы, которые активно участвовали в движении "Мемориал":

Альберт Думановский: Вообще-то, я бы на месте администрации отремонтировал бы помещение и оставил его здесь. Но чиновники же иногда делают не так, как надо, а как кому-то из них лично выгодно. Они могут это помещение кому-нибудь продать или сдать. Это просто неуважение.

Нина Горелышева: Сейчас происходят весьма драматичные события. Мы лишились дома. Всех нас волнует, как решится судьба "Мемориала". Хотелось бы, чтобы нам выделили помещение, и не где-то на окраине, а поближе к центру. Хотелось бы, чтобы отцы нашего города проявили себя по отношению к "Мемориалу" именно отцами, а не отчимами.

Светлана Толмачева: Анна, сегодня вы пакуете вещи и надеетесь на скорое новоселье - а что, если все действия властей ограничатся лишь обещаниями, и дело с выделением помещения затянется на многие месяцы?

Анна Пастухова: Ну, у меня есть большое желание собираться, как было когда-то, когда существовал городской совет - он нам предоставлял зал заседаний городского совета, ныне администрации. Мы готовы пока собираться даже там.

Светлана Толмачева: Справедливости ради надо заметить, что администрация города предлагала свой вариант разрешения конфликта. Если я не ошибаюсь, вам было предложено подвальное помещение одного из общежитий. Почему вам не понравился это вариант?

Анна Пастухова: У нас до этого помещение тоже было не идеальное. Оно, правда, было в самом центре города, но с очень крутой лестницей, но этот крутой маршрут шел вверх. Помещение, которое нам предложили - это такой же крутой маршрут, который шел вниз, и я просто подумала, что, конечно, консулов США и Великобритании я с удовольствием приглашу в такой подвал, но наших репрессированных я бы пригласить не посмела, они бы подумали, что это очередная братская могила. Я считаю, что это помещение должно быть достойным, и, может быть, это помещение могло бы стать и визитной карточкой города.

XS
SM
MD
LG