Ссылки для упрощенного доступа

Учредители комитета "2008: свобода выбора" намереваются создавать в России широкий политический фронт


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие: корреспондент Радио Свобода Никита Татарский, лидер СПС Борис Немцов – с ним беседует Михаил Соколов, писатель-сатирик Виктор Шендерович и правозащитница Елена Боннер.

Андрей Шарый: В России должен быть создан широкий демократический фронт, считают учредители комитета "2008: свобода выбора". Свои цели и задачи учредители новой организации, среди которых и лидер "Союза правых сил" Борис Немцов, руководитель фонда "Открытая Россия" Ирина Ясина и главный редактор "Московских новостей" Евгений Киселев, разъясняли во вторник журналистам.

Никита Татарский: По словам председателя комитета, 13-го чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, комитет объединяет людей, обеспокоенных положением демократии в России. Тем более что в последнее время, по его мнению, причин для беспокойства более чем достаточно.

Гарри Каспаров: "Комитет-2008" не является партией и даже не является прообразом партийной организации. Мы не ставим перед собой никаких конкретных задач превращения в избирательный блок и продвижения каких-либо кандидатур на выборах не то, что в 2004-м году, но и в 2008-м году. Наша задача - создать как можно более широкое объединение людей, которые обеспокоены тем, что происходит в России с демократией в целом и с демократическими процедурами в частности. Достаточно очевидно, что демократия на всех уровнях, на уровне от муниципального до федерального, превращается просто в ширму, которая закрывает произвол исполнительной власти. Совершенно очевидно, что власть взяла курс на ликвидацию института выборов как нормального демократического способа смены власти и обсуждения тех проблем, которые накапливаются в обществе. Последние выборы продемонстрировали всем, что власть не гнушается ни использованием административного ресурса по полной программе, и готова идти на все, вплоть до прямой фальсификации выборов.

Никита Татарский: Учредители комитета убеждены в предопределенности президентских выборов 2004-го года в России. Выборы должны быть свободными, избиратели должны иметь альтернативу. Добиться этого - главная задача комитета. Говорит один из его учредителей, главный редактор газеты "Московские новости" Евгений Киселев.

Евгений Киселев: На мой взгляд, одна из задач нашего комитета - обеспечить площадку и возможность для содержательной дискуссии по поводу реальных проблем, которые стоят перед демократическими силами в России в самом широком смысле этого слова. Перечень этих проблем назван для того, чтобы эти разговоры на все перечисленные темы не уходили на кухню. К сожалению, одна из проблем, с которыми, на мой взгляд, сталкивается наше общество, это отсутствие такой содержательной дискуссии между самыми различными силами. И я считаю, что в этом смысле наш комитет абсолютно открыт для всех, кто поддерживает базовые принципы, базовые ценности, прежде всего речь идет о защите демократии. Прежде всего речь идет о том, чтобы в 2008-м году у нас были подлинно демократические выборы.

Никита Татарский: На сегодняшний день в состав комитета вошли лидер СПС Борис Немцов, руководитель фонда "Открытая Россия" Ирина Ясина, писатель Виктор Шендерович, журналист Виктор Пархоменко и многие другие. Декларация комитета открыта для подписания всеми желающими.

Андрей Шарый: Теперь подробнее о позициях учредителей комитета "2008: свободный выбор". Говорит один из учредителей организации, писатель-сатирик Виктор Шендерович.

Виктор Шендерович: Если говорить о потенциальном демократическом электорате, то это в любом случае 10-15 миллионов граждан российских. Широкий слой людей, приверженных демократическим ценностям, которые понимают, что уровень свободы и демократии, и жизненный уровень - это вещи связанные. Это вовсе не только электорат СПС и "Яблока", это и те, кто были выброшены из политики, люди, которые многие годы не ходили на выборы или голосовали "против всех". И чем туже будет завинчиваться гайка властная, федеральная гайка, тем больше будет естественная потребность в получении реальной информация. Мы собирались два раза, этих двух раз хватило, чтобы констатировать общность понимания ситуации и общность цели, сформулировать цель, что было очень важно. Мы будем собираться, мы будем решать организационные вопросы и вопросы ближайших конкретных акций, мероприятий, задач, того, что мы будем делать. В большой степени это зависит от того, кто придет к нам. Наш комитет строится по людскому принципу, а не корпоративному. То есть каждый человек может к нам прийти как гражданин.

Андрей Шарый: О том, для чего создан комитет "2008: свобода выбора", удастся ли эта попытка консолидации демократических сил России, в студии Радио Свобода Михаил Соколов говорил с известным российским политиком, лидером партии "Союз правых сил" Борисом Немцовым.

Михаил Соколов: Борис Ефимович, ваша декларация - это фактически приговор четырем годам президента Владимира Путина. Такое ощущение, что президент России, в вашем понимании, в понимании членов комитета - это главная угроза будущему демократической России. Действительно так, с вашей точки зрения?

Борис Немцов: Да, действительно, мы создали этот комитет. Комитет имеет стратегическую задачу избрать нового президента в 2008-м году, причем избрать его в режиме все-таки честных выборов и открытых выборов, каковых у нас уже давно нет. Задача эта пятилетняя, но начинать нужно сейчас, потому что необходимо будет объединять все здоровые демократические силы, которые понимают, что только в свободной России есть шанс, что большинство людей будут жить достойно, что удастся преодолеть и запредельную преступность, и запредельную бюрократизацию нашего общества. Этот комитет, действительно, состоит из самых разных людей, но, тем не менее, все мы считаем, что нынешний президент за четыре года своей деятельности кроме укрепления своей личной власти, кроме превращения России в однопартийную страну а-ля Казахстан или Белоруссия, кроме прекращения независимого правосудия, установления цензуры в политически значимых средствах массовой информации, в общем-то ничем особенным не отличился. Мы создаем комитет в условиях тотальной поддержки президента Путина. И уровень доверия связан, на мой взгляд, с двумя факторами. Первый фактор - это высокие цены на нефть, и как следствие - экономический рост России, и, как следствие - огромные золотовалютные резервы, и, как следствие - выплаченные вовремя заработные платы и проиндексированные вовремя пенсии. Но это, я должен сказать, не заслуга президента Путина, а это заслуга мировых рынков на наше сырье и в первую очередь на нефть. И вторая причина его бешеной, я бы сказал, азиатской популярности - это цензура. Эти два фундамента доверия и такой бесконечной любви к президенту, на мой взгляд, не очень прочный фундамент. Во-первых, потому, что рынки нефти могут рухнуть в одночасье, например, если будет в Ираке и Венесуэле в конце концов наведен порядок. Во-вторых, потому что выяснится, рано или поздно, что провинция нищает, коммунальные проблемы в стране никто еще не отменял. Мы считаем, что создание комитета даже на уровне такой запредельной поддержки президента - это очень своевременное дело, хотя и отдаем себе отчет, что мы находимся сейчас в меньшинстве.

Михаил Соколов: Борис Ефимович, но получается так, что вы рассчитываете на то, что ситуация может ухудшиться или глаза могут у людей раскрыться. А что, собственно, вы будете делать?

Борис Немцов: Мы не на это рассчитываем. Что сейчас делает Путин? Путин, уничтожив парламентаризм, создав однопартийную систему, упразднив правосудие и установив цензуру, семимильными шагами движется по пути Казахстана и Белоруссии. Я задаю вопрос: для большинства граждан нашей страны это действительно путь к созданию новых рабочих мест, к повышению заработных плат, к повышению пенсий? Или все-таки это путь "третьего мира", который ведет в тупик? Большинство участников нашего комитета, да практически все, говорят, что это путь Латинской Америки, это путь таких стран, как Филиппины и Индонезия, это путь среднеазиатский, а-ля Казахстан, Узбекистан, не дай бог, Туркмения, и Россия достойна лучшего. Дальше: я знаю, что большинство граждан, сторонников президента Путина, не видят связи между свободой и кошельками. В то же время такая связь существует. Не дай бог, если на предстоящих президентских выборах президент Путин получит 80, если не 90%...

Михаил Соколов: А вы сомневаетесь, что он получит?

Борис Немцов: Я считаю, что такой карт-бланш, данный народом, дает возможность власти как осуществлять позитивные преобразования в стране, так и творить произвол.

Михаил Соколов: Путин сказал, что новый этап реформ будет, преобразования на ускорение экономического роста, усиление борьбы с бедностью и совершенствование инфраструктуры, в первую очередь, социальной. Вы что, против?

Борис Немцов: А кто мешал ему делать последние два года?

Михаил Соколов: Ну как же, коммунисты в Думе были, вы тоже палки вставляли в колеса.

Борис Немцов: Должен сказать, что, во-первых, мы всячески содействуем и являемся авторами всех экономических реформ в России. Что касается коммунистов, то они находились и в прошлой Думе, а уж в нынешней и подавно, в абсолютном меньшинстве. Кто, например, мешает президенту провести реформу армии и сделать армию профессиональной? Вот сейчас, когда случился этот кошмар в Магадане, когда молодой человек Березин погиб, а десятки его сверстников находятся в больнице, вместо того, чтобы, во-первых, наказать теперь уже преступников, которые над ребятами издевались, вместо того, чтобы сделать вывод о том, что без контрактной армии мы никогда издевательств в армии не преодолеем, мы видим межведомственное выяснение отношений. Кто мешает президенту Путину проводить, например, административную реформу, выгнав из власти проворовавшихся чиновников, которые занимают свои посты для того, чтобы заниматься бизнесом и обогащаться? Кто ему мешает это делать? Наконец, кто мешал президенту Путину проводить серьезную, а не на словах, судебную реформу? Вместо этого мы видим полное подчинение правосудия исполнительной власти. Пиночет все-таки старался жить по законам, пусть и жесточайшим, а Кремль живет "по понятиям". Именно "по понятиям" преследуются предприниматели из компании "ЮКОС", именно "по понятиям" проходят выборы в России. Политическая лояльность ставится во главу угла, а честность не имеет никакого значения. Путинский режим - это режим на укрепление бюрократии, в том числе и укрепление коррумпированной бюрократии. Я думаю, что Россия достойна чего-то лучшего.

Должен сказать, что "Комитет-2008" - это общественная организация и не партия. Главная его задача - это содействовать объединению всех здоровых демократических сил и заниматься просветительской деятельностью. Согласитесь, когда Виктор Шендерович собирает тысячные залы во всех уголках нашей страны, то это хорошая возможность даже в условиях цензуры провести те идеи, которые мы сейчас не можем донести до людей, используя государственные телеканалы.

Кстати, вчера, когда я был в Санкт-Петербурге, встречался с общественностью демократической, очень многие люди выразили желание создавать подобный "Комитет-2008" в Петербурге. Я не исключаю, что подобного рода комитеты спонтанно, без всякой указки из Москвы, могут создаваться в регионах. По сути, это на некотором новом витке комитет напоминает московскую трибуну, клуб "Перестройка", клуб "Реформа", которые были в конце 80-х годов. И сам тот факт, что непартийные люди, как Гарри Каспаров, Виктор Шендерович, Евгений Киселев, Ирина Ясина, Сергей Пархоменко, Ирина Латынина, вошли в состав этого комитета, на мой взгляд, является примером для других людей, которые не хотят вступать ни в "Союз правых сил", ни в "Яблоко", считают, что такая непартийная деятельность не менее важна, чем партийная. "Комитет-2008", действительно, может стратегией заниматься, и такой целенаправленной и жесткой критикой действий властей по базовым направлениям, таким как распад вооруженных сил, таким как убийство более пяти тысяч наших солдат и офицеров в Чечне, таким как коррупция в высших эшелонах власти, таким как централизация денег и власти в Москве, таким как забвение проблем здравоохранения и народного образования. Короче говоря, Комитет может заниматься исследовательской, просветительской и политической деятельностью, не имея груза проблем, которые есть у политических партий.

Андрей Шарый: Известная российская правозащитница Елена Боннер разделяет выдвинутую участниками только что созданного Комитета идею консолидации демократических сил страны. Однако Боннер призывает граждан России, российских политиков бойкотировать президентские выборы.

Елена Боннер: Мне кажется неприемлемым и политически неверным, даже безграмотным, что наши политики принимают каждый вызов правительства, несмотря на то, что о многих таких вызовах знают заранее, что предрешен результат. Мне кажется, что это сбивает с толку, я бы сказала, и избирателей, и их самих. Я вполне принимаю на сегодня, когда уже это сделано, тактику разговора с населением на площадке для кандидатов в президенты. И считаю, что три кандидата, это все-таки люди, заслуживающие уважения - это Рыбкин, Хакамада и Харитонов. Но принимать окончательно участие в выборах, мне кажется, неправильным, потому что каждый из них только раздраивает общество. Мы нуждаемся в консолидации той его части, которая, каждый человек сам по себе, противопоставляет себя нынешнему пути развития страны, соответственно, нынешней власти.

Андрей Шарый: Елена Георгиевна, в этой связи как вы оцените образование нового неформального политического объединения - комитета "2008: свободный выбор"?

Елена Боннер: Если бы я знала в момент его образования, я думаю, я бы присмотрелась, не вступить ли мне в этом сообщество. Тем более, что это не партия, в каком-то смысле это свободный клуб. А вчера мне позвонил Виктор Шендерович. Я дала свое согласие, но тут же испугалась, честно. Потому что Немцов и СПС призвали к голосованию за Хакамаду. Но нельзя, какая-то политическая чесотка в наших молодых политиках существует, и мне кажется, это абсолютно ложный ход. Я не знаю, как будут развиваться события четыре года. Я не считаю, что в той ситуации, которая сейчас сложилась, проиграли СПС и "Яблоко". Проиграли, во-первых, все три партии, кроме "Единой России", вошедшие в Думу. Потому что сегодня их продемонстрируют, да уже продемонстрировали на первом пленарном заседании как абсолютную никчемность, способную только получать зарплату и, простите за грубость, молчать в тряпочку. Вот они проиграли и в общественном уважении, и в общественном положении, если под общественным положением понимать влияние на общество и на его развитие, а не привилегии сидельцев в Думе.

XS
SM
MD
LG