Ссылки для упрощенного доступа

Коренная петербурженка борется за отнятый чердак


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Андрей Шарый: Коренная петербурженка, жительница блокадного Ленинграда Лидия Тумасова более 5 лет борется за то, чтобы жильцы ее дома вновь обрели отнятый у них чердак и снова могли там сушить белье. Получив отказы во всех российских судах, пенсионерка дошла до Европейского суда, который принял ее дело к рассмотрению. Тумасова даже встретилась с судьей Европейского суда, которая сказала ей, что дело рассмотрят в течение трех лет с момента подачи заявления.

Татьяна Вольтская: Пенсионерка Лидия Тумасова живет в самом центре Петербурга, на Малой Конюшенной, 12. Улица - пешеходная зона, дом - элитный из элитных. Когда я вошла в подъезд, рабочие спешно делали там евроремонт. Только с семьи Тумасовых денег за него не взяли. Что возьмешь с людей, живущих на пенсию?

Дом построен в 1825 году, и с этого времени жильцы на чердаке сушили белье, а в подвале хранили дрова. Потом в подвале сделали общественные туалеты, теперь и их упразднили в пользу галереи вин. А чердак тихой сапой захватили несколько человек, сделали там квартиры.

Прокуратура Центрального района еще в 1996 году отреагировала на жалобы жильцов, постановив прекратить строительные работы. Но с исполнением никто не спешил. При Анатолии Собчаке, чтобы занять чердак дома полагалось спросить разрешение у собственников квартир. Губернатор Владимир Яковлев этот порядок упразднил.

И все же сначала суды один за другим вынесли решение в пользу истцов. Тут встрепенулись ответчики и подали кассационную жалобу. После чего, по словам Лидии Тумасовой, и начались чудеса.

Лидия Тумасова: Мне нагло суды стали говорить, что якобы я давала согласие, что чердак не относится к местам общего пользования, когда есть инструкция, что единство дома считается, когда общий фундамент и общая стена.

Татьяна Вольтская: Ответчики пенсионерке Тумасовой попались непростые. Она называет их "кланом Яковлевых".

Лидия Тумасова: Мы выиграли районный суд. Наш ответчик, Яковлев-молодой, подал кассационную жалобу с просроченным сроком подачи. Городской суд, судьи, которые не выполняли арест чердака, уже новые, они взяли и восстановили ему срок подачи жалобы, а на новое рассмотрение дали Белисовой, которой тоже дали установку, чтобы в пользу ответчиков, в пользу клана Яковлевых все было.

Татьяна Вольтская: Итак, сначала суды были за жильцов, теперь стали против. Лидия Тумасова не растерялась, а подала заявление в Страсбургский суд. Она возмущена, что ее семье приходится сушить белье на кухне и в коридоре, страдая от вечной сырости. Недавно ей удалось встретиться с судьей Европейского суда по правам человека госпожой Андерсен.

Лидия Тумасова: Меня пригласил Владимир Молчанов на съемки, журналист "Частную жизнь" ведет, и я поехала. Он пригласил меня, Митрофанова из ГД и пригласил Андерсен, она заместителем работает, судьей Европейского суда. "Вы, вот все сушить белье..." А кому какое дело! Это наше имущественное право, закрепленное и Гражданским кодексом, Конституцией РФ статья 3555 и постановлением правительства. Жалоба моя принята. Она вот так говорит: "Если принята к рассмотрению, есть успех выиграть". Я надеюсь, что выиграю. Все законы на нашей стороне, жильцов дома. Спрашивали: "А сколько ждать?" "Года три". Все на меня смотрят, что я пожилая, а я улыбаюсь и говорю: "Поживем".

Татьяна Вольтская: Легко ли простому гражданину обратиться в Европейский суд? Об этом я спросила адвоката Баграта Маргвели.

Баграт Маргвели: Обязательным условием подачи заявления в Страсбургский суд является исчерпание внутригосударственных средств правовой защиты, то есть необходимо, чтобы было принято решение судом первой инстанции и решение судом кассационной инстанции. Условием для того, чтобы была жалоба признана приемлемой, является то, чтобы правоприменительными актами непосредственно были нарушены положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Татьяна Вольтская: Есть ли действительно у Лидии Тумасовой шансы выиграть дело?

Баграт Маргвели: Предположительно тут может иметь место нарушение статьи 8 Конвенции, то есть право на уважение частной и семейной жизни, и если, допустим, имущество является собственностью и они являются участниками общей долевой собственности на то имущество, где конкретно сушат белье, если это право, в принципе признанное национальным законодательством, ограничивается, тогда может иметь место нарушение статьи 1 Протокола номер 1 Конвенции - это право на уважение собственности. Если в ходе разбирательства дела судом был нарушен принцип справедливости, тогда может иметь место нарушение статьи 6 Конвенции.

Татьяна Вольтская: В ожидании решения Страсбургского суда пенсионерка Лидия Тумасова времени не теряет. Между тем, борется за то, чтобы этнографическим музеем не построили незаконно два элитных дома. А чтобы не терять форму, бывшая учительница физкультуры ежедневно подтягивается и стоит на голове.

XS
SM
MD
LG