Ссылки для упрощенного доступа

В Свердловской области создается первый центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства


Программу ведет Кирилл Кобрин. С председателем правления Союза правозащитных организаций Свердловской области Владимиром Поповым беседовала Светлана Толмачева.

Кирилл Кобрин: В Свердловской области создается первый центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства. Указ об этом губернатор области подписал еще 3 года назад. Когда центр начнет работать, чиновники из министерства социальной защиты точно сказать не могут – еще не закончен ремонт в том помещении, где планируется разместить бомжей. Тем временем в Екатеринбурге официально регистрируется бюро по трудоустройству для бездомных. Одним из организаторов этого необычного проекта является председатель правления Союза правозащитных организаций Свердловской области Владимир Попов. С ним в екатеринбургской студии Радио Свобода беседует моя коллега Светлана Толмачева:

Светлана Толмачева: Владимир Иванович, вы получили грант от департамента международного развития Великобритании для организации бюро по трудоустройству для лиц без определенного места жительства. Как будет работать бюро?

Владимир Попов: Оно уже работает, мы в стартовой позиции, как всегда на старте очень много такой работы, которая кажется мелкой, например, разработка анкет. Первое, что нужно - получить информацию, чем мы можем быть полезными этим людям, узнать о том, чем они занимались в прошлом, как давно потеряли работу, а значит утрачены какие-то трудовые навыки. У нас небольшая команда, это две девушки-юристки, которые будут, в основном, заниматься работой по регистрации, ведению баз данных, подготовке документов для заключения договоров, но не останавливается работа Юрия Потапенко, поскольку люди у него работают. Он по-прежнему подбирает людей, освобождающихся из мест заключения, которым некуда деваться, подбирает людей, которых просто находит на улице, и бригада у него работает, время от времени он прибегает к ней, и говорит: "вот, нужен сварщик, надо искать"... В этом плане опыт большой.

Светлана Толмачева: Юрий Потапенко – личность в Екатеринбурге достаточно известная. Он уже давно носится с идеей организации Бюро по трудоустройству. Подробнее об его инициативе расскажет мой коллега Олег Вахрушев:

Олег Вахрушев: В Екатеринбурге действует самодеятельная биржа труда для людей, которые попали в сложные жизненные обстоятельства. Бюро по трудоустройству для лиц без определенного места жительства и бывших осужденных нигде не зарегистрировано. Организовал его Юрий Потапенко. О том, как появилась эта идея, Юрий Иванович рассказывает так:

Юрий Потапенко: Я находился в местах лишения свободы более 30 лет. Последние 4 года нахожусь на свободе. Помотался по всей России-матушке в поисках жилья и работы, потому что квартиру потерял еще давно, попробовал устроиться на работу, на работу меня нигде не берут - нет регистрации, нет прописки, нет места жительства, ну, туда-сюда помыкался и решил заняться такими вопросами. Собирал бедолаг с вокзалов, людей без определенного места жительства, освободившихся, и так далее, договаривался с заказчиками...

Олег Вахрушев: По статистике, с помощью двух приемников-распределителей, которые действуют на территории Свердловской области, за прошлый год трудоустроено 39 человек. Частное бюро Потапенко единовременно охватывает до 50. Сейчас на городских стройках разнорабочими трудятся три десятка бездомных, среди них Евгений Корзанов:

Евгений Корзанов: На стройке я работаю подсобником, выходит в месяц до 6-7 тысяч, сам я воспитывался в интернате на севере области, перешел черту закона и сел на 11 лет и 6 месяцев. Закончился срок три месяца назад, прежде, чем мне освобождаться, я обращался в одну биржу, они посмотрели, что я отбывал свое наказание, и сказали: "Нам такие люди не нужны".

Олег Вахрушев: Юрий Потапенко наладил связи с попечительским советом одной из колоний на территории Свердловской области. Если становится известно, что освобождается человек, которому некуда пойти, Потапенко встречает его у ворот колонии и забирает к себе.

Юрий Потапенко: Мы со своими собратьями по несчастью откладываем денежки, у нас продукты есть, кое-какие вещи, как бы НЗ. Бедолагу с вокзала привезли, или человек освободился – ему же ни одеться, ни обуться...

Олег Вахрушев: Поскольку бюро не имеет юридического адреса и не платит налогов, работодатели заключают с Птапенко устные договоры. Один из них, пожелавший остаться неизвестным, прокомментировал, что рынок постоянно нуждается в неквалифицированной рабочей силе, и, по большому счету, ему все равно, какое прошлое у нанимаемых им разнорабочих. Сейчас Потапенко мечтает официально зарегистрировать свое бюро и создать социальную гостиницу, где его подопечные могли бы жить до тех пор, пока не смогут снять жилье.

Светлана Толмачева: Владимир Иванович, что дальше. После того, как вы разработаете анкеты, после того, как вы поймете, сколько людей вы реально можете принять в бюро, чтобы обеспечить их работой?

Владимир Попов: Сколько человек – мы это не ограничиваем. Мы будем принимать заявки в неограниченном количестве. Другое дело – сколько мы сможем переварить и найти. Мы и сами пока этого не знаем, поскольку это наш первый опыт. Естественно, сейчас одна из главных задач - выход на службы занятости, мы хотим как бы процедить те базы, которые у них есть, нас интересуют те рабочие места, где есть возможность одновременно получить и жилье какое-то, но главная цель наша, конечно, создание полноценного реабилитационного центра.

Светлана Толмачева: Тот грант, который вы получили, предусматривает развитие социальной гостиницы при вашем бюро? Все-таки не так много предприятий в Свердловской области, которые могут предоставить и жилье, и работу одновременно?

Владимир Попов: Нет, к сожалению, этот грант достаточно ограничен, предусмотрена только эта структура, профинансированная работой ассистентов и работой того же Потапенко, и практически все. И там даже на оборудование, вот, скажем, компьютер - выделены деньги недостаточные для его приобретения, мы сейчас думаем, что на них можно купить и где.

Светлана Толмачева: Все-таки насчет гостиницы, будет ли она, хотя бы в перспективе?

Владимир Попов: Конечно, без нее я даже не мыслю дальнейшее развитие центра. Мы как раз и думали, что минимальный срок, даже для нашего контингента - полгода, как минимум человек должен там пребывать, чтобы ему восстановить трудовые навыки, получить дополнительную квалификацию. Мне кажется, это очень узко, если смотреть так, что вот, найти какую-то работу неквалифицированную. Ведь там значительное количество людей со средним образованием, и так далее. Надо показать человеку в жизни перспективу, показать: "Господи, вот, смотри, Потапенко с его семью классами образования и 30 годами за решеткой смог, это менеджер, у него будет компьютер, человек выплыл в этой жизни, а почему ты сложил крылья? Вперед!" Эта задача раскрывает более широкий спектр профессий, на которые надо ориентироваться.

XS
SM
MD
LG