Ссылки для упрощенного доступа

Желающих сменить казарму на гражданскую работу набралось чуть менее 250 человек


Кирилл Кобрин: Впервые в этом году любой россиянин призывного возраста мог самостоятельно выбрать, служить ему в Вооруженных силах или выбрать альтернативную гражданскую службу. В весенний призыв, который заканчивается завтра, желающих сменить казарму на гражданскую работу набралось чуть менее 250 человек.

Максим Ярошевский: 206 человек сегодня уже работают на гражданских должностях, заменяя таким образом службу в Вооруженных силах. Еще 42 призывника успели подать заявления и ждут распределения на работу. Столь невысокая численность желающих пройти альтернативную воинскую службу ничуть не смущает многочисленные общественные организации, которые решили следить за судьбами первых российских альтернативщиков. Говорит руководитель гуманитарно-благотворительного центра "Сострадание" Сергей Кривенко.

Сергей Кривенко: Список тех организаций, которые представили заявки и которые утвердил Минтруд, довольно мал, всего входит сейчас, на данный момент, 700 организаций, большинство из которых представило заявки на осенний призыв. Даже Минтруд столкнулся с большой проблемой формирования плана-направления вот для этих 200 человек. В Минтруде было принято решение направлять АГСников только в пределах своего федерального округа, при формировании плана-направления исходят из того, что они каждому АГСнику предлагают 2-3 варианта рабочих мест, решать конкретно уже должна призывная комиссия. Невозможность согласовать и профессию, и как бы более хорошие условия, и так далее. Поэтому предлагается одно место в районе проживания человека, одно более-менее приближенное по возможности к профессии.

Максим Ярошевский: В течение весеннего призыва, он начался 1 апреля, в 25 регионах России прошли проверки готовности военкоматов к нововведению. Специально созданная коалиция "За демократическую альтернативную гражданскую службу", в которую входят 20 общественных организаций, проверила более сотни военкоматов. О результатах рассказывает Сергей Кривенко.

Сергей Кривенко: Конституция Российской Федерации висит в 30 военкоматах из 100, я имею в виду Статью 59-ю, и причем только в 16 военкоматах висит все три пункта, третий касается альтернативной гражданской службы. Информация об АГС хоть какая-то висит в 13 военкоматах. Проверка вот этих ответов выявила следующее, что огромный разброс мнений, даже в пределах одного города. Один военкомат очень правильно и очень подробно все отвечает, вплоть до того, что если человек убежден, то с доказательством проблемы не будет, он просто расскажет и обоснует, другой говорит о том, что надо доказывать, только для религиозных.

Максим Ярошевский: По принятому закону любой пожелавший призывник может выбрать альтернативную гражданскую службу. Для этого требуется написать заявление, где указать причину, по которой человек не желает служить в армии. Самое на сегодняшний день распространенное - отказ по религиозным мотивам. Однако, как говорит эксперт Института прав человека Лев Левинсон, комиссия по приему на альтернативную граджанскую службу может и отказать призывнику.

Лев Левинсон: Закон предусматривает, что заявитель должен обосновать наличие у него убеждений или вероисповедания, которое препятствует прохождению военной службы. С другой стороны, право комиссии отказать только в случае, если имеются доказательства того, что гражданин, заявивший о своих убеждениях, представил неверную информацию. Иными словами, груз доказательственности ложится не на гражданина, а на комиссию. Именно комиссия должна доказать, что гражданин дезинформирует, что он на самом деле состоит в вооруженном формировании или привлекался за совершение насильственных действий. Или, например, он заявил, что состоит в религиозном объединении, но религиозное объединение это отрицает.

Максим Ярошевский: Сотрудники коалиции "За демократическую альтернативную гражданскую службу" подводят предварительные итоги нынешнего новаторского призыва. Однако уже сейчас они отметили, что больше желающих пройти альтернативную гражданскую службу в южных регионах России - Ростовской, Краснодарской области и Дагестане. Объясняется это большим количеством различных сект и религиозных объединений в этих районах. Правда, пойти на альтернативную службу можно не только по этой причине.

Сергей Кривенко: Есть случаи, когда ребята доказывали свое убеждение в суде, что именно по политическим основаниям, заявляли о том, что "война в Чечне - неправедное дело, я в ней участвовать не буду", и им присуждали судебное решение о том, что они доказательства предъявили, что их убеждения соответствуют Конституции. Даже просто такое убеждение, что "моя служба в армии нарушит мою личность".

Максим Ярошевский: Коалиция "За демократическую альтернативную гражданскую службу" подготовила специальную брошюру для призывников с набором основных советов. Суть сводится к одному: не действуй в одиночку, в военкоматах могут обмануть, лучше сразу ищи в своем городе общественную организацию, которая могла бы оказать необходимую правовую помощь и моральную поддержку. Говорит сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Людмила Бахнина.

Людмила Бахнина: Мы хотели бы, чтобы во всех регионах, где представители коалиции есть, другие организации знали, к кому направить людей в своем регионе. В тех же регионах, где нет еще представителей коалиции, ну, хотелось бы, чтобы наши коллеги по защитному движению, чтобы они знали наши контактные телефоны, чтобы они могли направить соискателей туда, где они получат консультации более подробные.

Максим Ярошевский: Весенний призыв окончится 30 июня. После этого дня и до начала осеннего призыва никто не вправе забрать человека в армию - ни милиция, ни военкоматы. Но, стремясь набрать необходимое количество призывников, военные комиссариаты идут на нарушения всех возможных законов. О том, как собирают будущих солдат в Москве и Подмосковье, рассказывает сотрудница Комитета солдатских матерей Татьяна Кузнецова.

Татьяна Кузнецова: Призыв очень страшный, хуже его еще не было, подтверждает все наши слова. Брать в армию некого. Недаром мы все время говорим, настало время профессиональной армии, то есть военкоматы, они сами не скрывают. Особенно вот сейчас ребята, работающие в Министерстве обороны, сказали, что в Москве выполняется призыв только за счет учащихся, особенно учащихся средних учебных заведений, то есть по-старому это техникумов и колледжей. Причем мальчика они стараются забрать обязательно в 18 лет, хотя все знают, что призыв у нас с 18 до 27 лет. И начинают дергать. Осталось 2-3 месяца, у человека самое тяжелое положение, он сдает сессию, он пытается куда-то поступить в институт. Нет, его вызывают в военкомат, пугают, издеваются, приходят с наручниками, то есть никакой нормальной человеческой жизни гражданина России. То есть для военных закон о воинской обязанности в военной службе первично. Здесь отметается Конституция, здесь отметается право на образование и так далее.

Максим Ярошевский: Пока что нет точных данных, на какие именно работы попали первые альтернативщики России. Единственный пример - баптист из Казани, который уже в пути в Москву, где будет работать электриком в штабе Московского военного округа. Своей очереди уже в ходе осеннего призыва ждет еще около тысячи желающих поработать, а не послужить.

XS
SM
MD
LG