Ссылки для упрощенного доступа

В Грузии начинается предвыборная президентская кампания


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Георгий Кобаладзе и Светлана Рейтер, Никита Татарский беседует с вице-президентом грузинского землячества в Москве Давидом Бериташвили.

Андрей Шароградский: Центральная избирательная комиссия Грузии начинает процедуру регистрации кандидатов на пост президента страны. Заявления уже подали 15 человек, реальными претендентами на должность главы государства обозреватели называют лидера "Единого национального движения" Михаила Саакашвили и бывшего губернатора Имеретии Тимура Шашиашвили. Предвыборная кампания в Грузии проходит на фоне новых акций протеста. Рассказывает Георгий Кобаладзе:

Георгий Кобаладзе: Во вторник в центре Тбилиси на проспекте Руставели состоялись два митинга с взаимоисключающими лозунгами. Часть грузинских беженцев из Абхазии потребовали отставки председателя Верховного совета Абхазской автономной республики Томаза Надаришвили. Его обвиняют в том, что во время революции он активно поддержал Эдуарда Шеварднадзе и участвовал в заседаниях Совета Безопасности под председательством бывшего президента. Другая часть беженцев, наоборот, категорически требует, чтобы Томаз Надаришвили, выступающий за силовое решение абхазской проблемы, остался на своем посту. Полиция едва сумела развести противоборствующие стороны. Во время выступления на митинге самого Томаза Надаришвили в здание парламента, расположенное неподалеку, поступило сообщение о бомбе, заложенной на проспекте. Части специального назначения МВД перекрыли все подступы к парламенту, но тщательный поиск взрывного устройства завершился безрезультатно.

Тем временем, в 18 часов 2 декабря истек срок подачи заявлений кандидатов на президентский пост. Как известно, президентские выборы состоятся 4 января 2004-го года. В ЦИК, по последним данным, поступило 15 заявлений. Однако большинство кандидатов совершенно незнакомы общественности и среди них есть анекдотические фигуры. Например, один из кандидатов заявил, что хочет стать президентом Грузии, чтобы предотвратить Страшный суд и Второе пришествие. Единственным серьезным конкурентом лидера "Национального движения" Михаила Саакашвили можно считать бывшего губернатора региона Имеретии Тимура Шашиашвили. Что касается бывшего министра госбезопасности Игоря Георгадзе, обвиненного Генеральной прокуратурой Грузии в организации покушения на жизнь Эдуарда Шеварднадзе 29 августа 1995-го года, то хотя его супруга Кетеван и внесла заявление в ЦИК, председатель Центральной избирательной комиссии заявил журналистам, что, согласно Конституции, кандидат в президенты последние пять лет должен жить в стране, тогда как Игорь Георгадзе уже восемь лет находится за границей.

Андрей Шароградский: Сегодня на совещании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Маастрихте в Голландии было принято решение выделить Грузии более пяти миллионов евро на проведение президентских и парламентских выборов. Рассказывает Светлана Рейтер:

Светлана Рейтер: Финансовая поддержка грузинскому народу от Организации безопасности и сотрудничества в Европе составит шесть миллионов в евровалюте, из которых половина средств будет потрачена на организацию президентских выборов, а еще половина на проведение выборов парламентских. Помимо этого Шейфер пожелал Нино Бурджанадзе и всему грузинскому народу успехов в достойном деле преобразования их родной страны. Директор департамента ОБСЕ по правам человека и демократическим институтам посол Кристиан Строхал сообщил участникам совещания, что Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе будут направлены в Грузию соответствующие наблюдатели. Причем 30 из них направятся в страну наблюдать за ходом выборов на длительный срок, а 450 - на короткий. В своем выступлении временно исполняющая обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе поблагодарила участников ОБСЕ за поддержку, сказав, что "в это серьезное и трудное время Грузия как никогда нуждается в финансовой помощи, и что народ Грузии сделает все возможное, чтобы предстоящие президентские и парламентские выборы стали по-настоящему демократическими и свободными".

Напомним, что исполняющая обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе встретилась во вторник с Госсекретарем США Колином Пауэллом в кулуарах совещания ОБСЕ по вопросам проведения досрочных президентских выборов. Вместе с Нино Бурджанадзе в Маастрихт прибыл кандидат в президенты Грузии, лидер "Национального движения" Михаил Саакашвили.

Андрей Шароградский: Итоги поездки Нино Бурджанадзе и Михаила Саакашвили в Маастрихт на заседание ОБСЕ свидетельствуют о том, что после отставки Эдуарда Шеварднадзе Грузия делает шаг в сторону Европейского сообщества. Так считает вице-президент грузинского землячества в Москве Давид Бериташвили, с которым беседовал корреспондент Радио Свобода Никита Татарский.

Никита Татарский: О нескольких заявлениях Нино Бурджанадзе. Она сказала, что Россия подрывает суверенитет Грузии, поддерживая сепаратистов, и к тому же российские политики не могут расстаться с имперским прошлым.

Давид Бериташвили: Я думаю, что сейчас настало в Грузии время таких политиков, которые стараются быть принципиальными, в отличие от Эдуарда Амвросиевича, который сильно маневрировал. И принципиальность совершено не означает враждебности. До сих пор осуществлялась такая политика, как будто у Грузии в Грузии не было своих интересов, а были только интересы Москвы в Грузии. На самом деле, ясно каждому, что Грузия хочет быть целостным государством. Мне кажется, что такая политика, - я цитирую Караганова, - когда используется только кнут, и никогда не используется пряник - очень архаична и ведет в тупик. Выкармливать сепаратистские режимы в самый трудный момент для Грузии вместо того, чтобы оказать поддержку новому руководству, которое не виновато в распаде Советского Союза, как Эдуард Амвросиевич, и начинать сразу с такого нагнетания, напряжения... Вся Грузия сконцентрировала свое внимание на этой недружественной встрече в Москве. Всякий раз все труднее и труднее каким-то образом выстраивать аргументы, что в Чечне происходит одно, а в Абхазии совершенно другое. Когда чеченские боевики с российскими паспортами, российские граждане появляются в Панкисском ущелье, поднимается шум на весь мир и протесты, и ноты, и даже бомбить грозят. Но то же самое, когда российские граждане на территории Грузии с оружием в руках находятся в Абхазии, МВД или армия абхазская - это российские граждане, у которых в кармане российские паспорта, и которые с оружием в руках находятся на территории Грузии. Конечно, это видит грузинский народ и очень сильно обижается.

Никита Татарский: Можно ли сказать, что Россия сейчас как-то пытается политически сыграть на недавних событиях в Грузии?

Давид Бериташвили: Она все время пытается это сделать, но, может быть, настало время попробовать предпринять какие-то устраивающие Грузию шаги , а не то, что вызывает раздражение не только правящих кругов Грузии, но и вообще всего грузинского народа.

Никита Татарский: На взгляд некоторых наблюдателей сложилась схема: Запад поддерживает Саакашвили, а Россия поддерживает Абашидзе. Насколько эта схема отвечает реальному положению дел?

Давид Бериташвили: Запад придерживается каких-то принципов. Мне кажется, что если бы Саакашвили фальсифицировал голоса на выборах, если бы у него была такая возможность, то Запад ему бы отказал в поддержке. Просто для московского руководства это все несущественно, но Запад свою помощь дает в пакете: а придерживаешься ли ты таких принципов, которые соответствуют ОБСЕ? Саакашвили заслужил помощь и доверие Запада, потому что, во-первых, он обошелся без крови, а во-вторых, потому что это было по очень справедливому поводу - была искажена воля народа. Что касается Аслана Абашидзе, то это не единственная фигура, на которую делается ставка. В свое время это был Джумбер Патиашвили, бывший первый секретарь, и Игорь Георгадзе, его тоже нельзя сбрасывать со счетов. Мне кажется, что общая схема давления на Грузию, которая сейчас вырисовывается, такова: если вы выберете кого-то из них в качестве президента Грузии, например, то тогда вопросы с Абхазией, с Южной Осетией, конечно же, решатся. Но, по-моему, кредит доверия к таким обещаниям в Грузии уже исчерпан. Потому что была масса подписанных договоров, соглашений и так далее, которые нарушались. На этот раз такая ловушка не сработает. В трех автономиях, которые контролирует сейчас Москва фактически, к сожалению для Москвы, не проходит ни одна нефтяная и газовая магистраль, там нет таких гигантский портов, как, например, Потийский порт. И, видимо, хочется получить путем различных политических идей еще какие-то рычаги влияния на Грузию.

Никита Татарский: Как будут развиваться события дальше?

Давид Бериташвили: Времена все равно будут тяжелые, потому что есть нечего, наверное, будут проблемы с энергоснабжением, платить нечем. Но, с другой стороны, начинает образовываться какая-то консолидация грузинского общества. Я думаю, что даже жители Аджарии почувствуют некую фальшь в поведении своего лидера. Пока единственный капитал - вера народа в то, что из этой 15-летней тяжелейшей жизни можно будет как-то вылезти к нормальному будущему.

XS
SM
MD
LG