Ссылки для упрощенного доступа

Cитуация в Грузии и Абхазии


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Наталья Шульгина, Георгий Кобаладзе, Олег Кусов.

Кирилл Кобрин: Главная тема этого часа нашей программы - ситуация в Грузии и Абхазии. В Абхазии ситуация остается крайне напряженной и неопределенной. Основные кандидаты в президенты, Рауль Хаджимба и Сергей Багапш, по-прежнему оспаривают друг у друга победу на прошедших выборах. Сегодня сотрудники республиканкой телерадиокомпании прекратили работу после того, как телецентр был захвачен сторонниками Багапша. Утром в районе телецентра произошел взрыв, однако никто не пострадал.

Наталья Шульгина, Сухуми: Распоряжением премьер-министра Нодара Хашба, в связи с обстановкой вокруг абхазской Гостелерадиокомпании временно приостановлен выход в эфир передач абхазского радио и телевидения. Министерству внутренних дел поручено обеспечить организацию правопорядка и создания условий для нормального функционирования телецентра. Небольшая группа журналистов, которые во время выборов освещали предвыборную кампанию и ход выборов кандидата в президенты Хаджимба, отказалась работать на абхазском телевидении, заявив, что сторонниками Багапша захвачено телевидение, и нет условий для выхода в эфир. На консультацию в Москву были приглашены и Сергей Багапш, и Рауль Хаджимба.

Кирилл Кобрин: О том, как видится ситуация в Абхазии из Грузии, наш корреспондент в Тбилиси Георгий Кобаладзе.

Георгий Кобаладзе: В Абхазии сохраняется крайне напряженная обстановка. По последним данным, поступающим в Тбилиси из столицы республики, здание парламента Абхазии окружено сторонниками кандидата партии власти и фаворита Москвы Рауля Хаджимбы. Они требуют от абхазского парламента рассмотреть предложение тяжело больного президента Владислава Ардзинбы о назначении новых выборов главы государства.

Дело в том, что парламент - последняя легитимная структура, способная хоть как-то повлиять на зловещее развитие событий, чреватое, по словам президента Ардзинбы, началом гражданской войны. Верховный суд и Центральная избирательная комиссия, по сути, приняли противоречивые взаимоисключающие решения после президентских выборов 3 октября. Но и в высшем законодательном органе нет единого мнения о том, следует ли согласиться с указом президента о назначении новых выборов либо признать победу в первом же туре оппозиционного кандидата Сергея Багапша, которого партия власти обвиняет в прогрузинских симпатиях.

Одновременно нарастает напряженность в обществе. Власти республики, несмотря на протест журналистов, приняли решение закрыть абхазское телевидение. Во всяком случае, под надуманным предлогом наиболее интересные и популярные программы уже несколько дней не выходят в эфир. Журналистское сообщество Абхазии также разобщено, оппозиционные журналисты обвиняют власти в насаждении диктатуры. В то же время Министерство обороны Абхазии предупреждает об опасности вторжения грузинской армии в республику, но это утверждение уже опровергнуто грузинскими властям.

В любом случае, последнее слово за парламентом Абхазии. И если законодательный орган в течение нескольких дней не сможет принять решения, то, по словам лидера оппозиции Сергея Багапша, вся ответственность за тяжелые последствия будет возложена на власти страны.

Кирилл Кобрин: Итак, официальный Тбилиси не признал выборы президента Абхазии легитимными, но при этом выразил готовность обсуждать с будущим лидером непризнанной республики пути решения грузино-абхазского конфликта. Об этом заявила и председатель парламента республики Грузии Нино Бурджанадзе, находящаяся с кратким визитом в Москве.

Олег Кусов: Президентские выборы в Абхазии не признаны международным сообществом. Однако официальная Москва продемонстрировала свою особую позицию. На это обстоятельство обратила внимание председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе. При этом она отметила, что Тбилиси готов к поиску политического компромисса с человеком, которого абхазское общество выберет своим лидером.

Нино Бурджанадзе: Не только Тбилиси не признает, весь мир не признает. Хотя Россия сделала заявление, что выборы там прошли демократично. Мы готовы разговаривать с любым человеком, который будет разговаривать на справедливой основе, который будет пытаться искать пути мирного разрешения конфликта. Да, мы не признаем выборы и это, по-моему, нормально, поскольку две трети населения просто выдворены из этой территории и лишены права выбора. Но, тем не менее, факт остается фактом, де-факто существует в Абхазии режим, который там действует. И если та часть населения, которая осталась в Абхазии, выберет одного из кандидатов своим лидером, мы готовы с ним разговаривать, но готовы разговаривать именно на основе современного международного права и международных стандартов. Мы готовы предоставить и абхазскому населению, и осетинскому населению все права, которые только существуют для любого этнического меньшинства в мире. Мы готовы уважать их интересы, их права, но они также должны уважать интересы и законные права других людей, которые проживали испокон веков на этой территории. Так что с нашей стороны мы готовы искать компромисс, но, не уступая легитимные и национальные интересы грузинского народа.

Олег Кусов: Как считает Нино Бурджанадзе, абхазские выборы и некоторые другие события вновь продемонстрировали, что Россия по-прежнему оказывает поддержку сепаратистам Грузии, при этом она уже много лет борется с сепаратизмом на своей территории.

Нино Бурджанадзе: К сожалению, несмотря на то, что у нас были большие надежды, что удастся радикально изменить то ненормальное русло, в котором эти отношения оказались, сложности очень большие. И, мне кажется, что нужно много общаться и искать пути выхода из ситуации, притом желание должно быть обоюдное, чтобы отношения стали нормальными. Главное здесь учитывать законы и интересы друг друга. И Россия должна учитывать интересы, которые есть у Грузии. Конечно, мы готовы уважать законные интересы России.

У нас часто такое впечатление складывается, что в России не хотят понимать всю сложность проблем, перед которыми Грузия уже достаточно давно стоит. Это в первую очередь проблемы нашей территориальной целостности, проблемы урегулирования наших взаимоотношений с Россией и проблемы решения конфликтов, где Россия может сыграть ключевую роль. Грузия никогда не просила и не просит Россию за нас решать эти проблемы. Но мы вправе ожидать от России, как от посредника в конфликте, чтобы Россия играла позитивную роль в этом конфликте. Мы очень ценим заявления президента Путина, которые делаются относительно поддержки территориальной целостности Грузии. Но, с другой стороны, мы видим, как открывается железная дорога Сухуми-Москва, даже не спрашивая нас, грузинское руководство, об этом. Мы видим и слышим, как делаются официальные заявления относительно демократичности выборов в Абхазии, хотя никто в этом мире не признает легитимность и демократичность этих выборов. Мы видим, как нашим гражданам, проживающим на территории двух конфликтных зон, в Абхазии и в Южной Осетии, предоставляется российское гражданство в одностороннем порядке. То есть здесь, к сожалению, вынуждены говорить в определенном смысле о двойных стандартах, когда, с одной стороны, Россия борется с сепаратизмом на своей территории, но иногда подпитывает ее на территории Грузии.

Олег Кусов: Нино Бурджанадзе заявила, что Грузия заинтересована, чтобы отношения между Тбилиси и Москвой перешли в нормальное русло.

XS
SM
MD
LG