Ссылки для упрощенного доступа

Конфликт властей и оппозиции после парламентских выборов в Грузии


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе и обозреватель Грузинской службы РС Нино Гелашвили.

Андрей Шарый: В Грузии у здания Центральной избирательной комиссии проходят акции протеста сторонников оппозиции, требующих справедливого подсчета голосов, поданных в ходе состоявшихся 2 ноября парламентских выборов. Министр внутренних дел Грузии в среду заявил о возбуждении уголовных дел против лидеров оппозиции за организацию массовых беспорядков. Из Тбилиси сообщает корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе:

Георгий Кобаладзе: В среду в государственной канцелярии Грузии состоялось заседание Совета национальной безопасности под председательством Эдуарда Шеварднадзе. Оно было полностью посвящено ситуации в стране в связи с массовыми акциями протеста оппозиции. Как известно, оппозиционеры предъявили ультиматум президенту: признать до четверга победу оппозиции в ходе состоявшихся второго ноября парламентских выборов. Оппозиция недовольна тем, что, согласно официальным данным центральной избирательной комиссии, после подсчета более двух третей голосов лидирует пропрезидентская коалиция "За новую Грузию", оппозиционное "Единое национальное движение" лишь на втором месте, а некоторые другие оппозиционные партии оказались у черты семипроцентного барьера.

Выступая на митинге объединенной оппозиции, лидер "Единого национального движения" Михаил Саакашвили заявил, что если президент не пойдет на уступки, то "в Грузии начнется революционный процесс, и Шеварднадзе будет свергнут, на радость всем, кто устал от его 30-летнего правления". Сразу после заседания Совета национальной безопасности министр внутренних дел страны генерал Коба Нарчемашвили подтвердил, что против Михаила Саакашвили и других лидеров оппозиции возбуждены уголовные дела за призывы к насильственному свержению власти и организацию массовых беспорядков. Очень важным фактором в процессе развития событий стало то обстоятельство, что один из самых влиятельных и авторитетных грузинских политиков, глава Аджарской автономной республики Аслан Абашидзе однозначно поддержал президента Шеварднадзе и назвал оппозиционеров, требующих отставки президента, фашистами. Следует отметить, что, несмотря на бурные эмоции, до столкновений пока дело не дошло, хотя внутренние войска по-прежнему размещены у государственных учреждений, в том числе у резиденции Э.Шеварднадзе и Центральной избирательной комиссии. Оппозиция намерена продолжить акции протеста.

Андрей Шарый: Сейчас у микрофона Радио Свобода рядом со мной обозреватель Грузинской службы РС Нино Гелашвили. Нино, скажите пожалуйста, кто победил на парламентских выборах в Грузии? Можно сейчас об этом сказать более-менее определенно?

Нино Гелашвили: Определенно сказать трудно. Если официально разделить - правительственный блок получил, по сегодняшним данным, около 26 процентов, остальное у оппозиции - тогда победила оппозиция. Но сейчас разговор идет о проблеме единства в оппозиции, потому что есть несколько серьезных причин, которые мешают единству. Я вам скажу конкретно, кто чего хочет в самой оппозиции. Саакашвили заявляет, что он хочет признания правительством его победы - он, по официальным данным, сейчас второй, и ближе всего к правительственным результатам. Там есть блок "Бурджанадзе-демократы", у которых сейчас больше 9 процентов, и Жвания, один из лидеров этого блока, заявляет что он хочет, чтобы результаты выборов были аннулированы. Это, конечно, не устраивает Саакашвили. Он заявляет, что если не признают его первенство, президент должен подать в отставку. В этой ситуации, если заявление серьезно, по конституции первым человеком становится спикер парламента, это Бурджанадзе сегодня.

Андрей Шарый: А Саакашвили это совершено не нужно?

Нино Гелашвили: Конечно. Ситуация такова, что там нет единства. Призывают людей выйти на улицу, а потом говорят: "Пока посмотрим, что решит правительство, а потом мы вас опять позовем," - и разъезжаются по регионам.

Андрей Шарый: Нино, я задам вам несколько вопросов и попрошу дать на них короткие ответы, "да", "нет", для того, чтобы слушатели, которые не следят ежедневно за ситуацией в республике, более-менее понимали, о чем речь. Скажите, какая-нибудь из этих крупных политических сил может пойти на политический союз с проправительственным блоком, и тем самым помочь сформировать правительство с работоспособным парламентом?

Нино Гелашвили: Это возможно и, скорее всего, так и будет.

Андрей Шарый: Когда Нино Бурджанадзе стала спикером парламента, о ней говорили, как о дочери своего отца Анзори Бурджанадзе, который, если я точно помню, возглавлял организацию под названием "Грузия-Хлеб". О Бурджанадзе-старшем говорили, как о личном друге Эдуарда Шеварднадзе, и поэтому дочь рассматривали как экспонента Э.Шеварднадзе. Сейчас ситуация изменилась?

Нино Гелашвили: Если говорить о дружбе, о семьях Бурджанадзе и Шеварднадзе, то, наверное, не изменилась. Я не могу определить однозначно, потому что и Саакашвили, и Бурджанадзе, и Жвания вышли из его гнезда, и Э.Шеварднадзе вчера им это напомнил. Так что сейчас происходит просто соревнование амбиций, большой разницы между ними я не вижу.

Андрей Шарый: Нино, о Саакашвили в российских средствах массовой информации, видимо, чтобы упростить картину, говорят как о "грузинском Жириновском", это правда или нет?

Нино Гелашвили: Наверное, такое сравнение возможно из-за его эксцентричности.

Андрей Шарый: Это серьезный политик или популист, за словами которого ничего нет?

Нино Гелашвили: Если говорить о серьезности: когда человек популярен, то он уже серьезный.

Андрей Шарый: Скажите пожалуйста, насколько ситуация находится под контролем властей, и, как вы считаете, у Грузии последнего десятилетия не очень положительный опыт, связанный с народными выступлениями, знавал Тбилиси народные революции, несколько таковых. Есть ли шанс, что сейчас все опять кончится погромами или столкновениями?

Нино Гелашвили: Я не думаю что ситуация станет экстремальной. Да, силовики сказали, что если понадобится, они применят силу, но не думаю, что они пойдут на это. Может, некоторые политики и хотят, но я в этом не уверена, что у них такой серьезный протест.

Андрей Шарый: Как нынешняя ситуация связана с президентскими выборами? Можно сказать уже, кто из политиков будет выставлять свои кандидатуры?

Нино Гелашвили: Говорят опять о Саакашвили.

XS
SM
MD
LG