Ссылки для упрощенного доступа

Президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана обсудили вопросы создания единого экономического пространства


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Сергей Козлов, Аркадий Дубнов, Георгий Кобаладзе.

Андрей Шароградский: Сегодня в рамках саммита стран СНГ президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана обсудили вопросы создания единого экономического пространства, а в числе принятых решений это план создания единой ракетно-космической корпорации.

Аркадий Дубнов: Первый день саммита СНГ в Астане посвящен проблеме создания единого экономического пространства. Поэтому правильнее сегодняшнюю встречу было бы назвать саммитом "четверки" России, Казахстана, Белоруссии и Украины. Сначала президенты "четверки" единого экономического пространства встречались в узком составе, а затем начались встречи четырех делегаций в расширенном составе, которые продолжались больше запланированного времени.

Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Александр Лукашенко и Леонид Кучма, которые в этом составе встречаются уже в третий раз, одобрили согласованный группой высокого уровня "четверки" перечень из 29 международно-правовых документов, которые должны быть подготовлены к декабрю этого года, а к июлю 2005 года подписаны президентами "четверки". Если так все и произойдет, то, как уверены лидеры "четверки", к июлю следующего года в полном объеме заработает зона свободной торговли на пространстве четырех государств.

Сегодня Владимир Путин подчеркивал в своем выступлении, что Россия внесла значительный вклад в это дело, согласившись перейти на взимание косвенных налогов в торговле между странами на поставляемые из России товары по принципу страны назначения с 1 января будущего года. То есть теперь налог на добавленную стоимость и другие косвенные налоги на российскую нефть и газ, поставляемые, скажем, на Украину будут взиматься украинской казной, а не российской, как это происходит сейчас. Цена вопроса во взаимоотношениях с Украиной составляет для России 800 миллионов долларов. Именно столько потеряет Россия от этого только в будущем году, и почти такую же сумму приобретет украинский бюджет. Такой же принцип Россия станет применять и с Белоруссией, и Казахстаном. Владимир Путин утверждает, что, несмотря на такие потери, Россия идет на это непростое решение осознанно, поскольку от этого выиграют все страны "четверки" - значительно увеличиться взаимная торговля и, в конечном счете, это скажется на благосостоянии граждан.

Сегодня президенты Украины, Белоруссии и Казахстана приняли отдельное заявление в знак солидарности с Россией в связи с чередой терактов на территории России. Три страны решили построить в Северной Осетии школу или медицинский центр.

Сегодня поздно вечером в Астане состоится встреча президентов Армении и Азербайджана Роберта Качаряна и Ильхама Алиева. Возможно, к ней присоединится и президент России Владимир Путин.

Андрей Шароградский: Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев - один из самых активных сторонников сближения бывших советских республик, и этим фактом во многом объясняется то, что нынешний саммит СНГ проводится именно в Астане.

Сергей Козлов: Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что состоявшийся в Астане саммит глав государств-участников единого экономического пространства подтвердил стремление стран "четверки" создать действительно эффективно работающее объединение. "Итоги встречи подтвердили имеющееся стремление к созданию такой организации, которая будет эффективно работать на благо всех наших стран", - отметил Назарбаев на итоговой пресс-конференции. Он подчеркнул, что повестка дня включала в себя наиболее актуальные аспекты дальнейшего развития единого экономического пространства в интересах всех участников этого объединения.

Нурсултан Назарбаев отметил также, что главы государств "четверки" детально рассмотрели реализацию договоренностей, достигнутых летом в Ялте, в первую очередь, о переходе на единые принципы взимания НДС, упрощение перемещений граждан через наши внутренние границы.

Итак, в резиденции президента Казахстана в Астане прошло очередное заседание глав-государств участников единого экономического пространства в расширенном составе. Открывший встречу президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, был, как и ранее, особенно активен и выдвигал новые инициативы. К примеру он отметил, что из 80 документов, предложенных саммиту, в первую очередь, необходимо рассмотреть только 29 соглашений. "Цель ясна, - заявил при этом Назарбаев своим коллегам, - это создание условий для свободного продвижения капиталов, технологий, формирования благоприятного делового климата, в том числе и для частного бизнеса. Все это может состояться, - продолжал он, - при условии активного участия предпринимательских кругов". А это уже был реверанс в сторону своего влиятельного окружения - мощного нефтяного и банковского лобби, в интересах которого в последнее время и работает фактически и позиция страны, и администрация президента.

Лидером Казахстана все еще владеет идея евразийского союза, создать который он надеется еще в период своего правления. Более того, Назарбаев не видит этому союзу альтернативы, и неоднократно высказывался о том, что агрессивная Европа просто поглотит части бывшего СССР, если они не сумеют объединиться в энергичный экономический и военно-политический альянс. Этим-то и объясняется активность Нурсултана Назарбаева в продвижении различных интеграционных инициатив в рамках СНГ или единого экономического пространства, а также его теория о разноскоростном объединении стран СНГ.

Андрей Шароградский: Накануне саммита было довольно много сомнений по поводу участия в нем делегации из Грузии. Однако все-таки Грузия решила принять участие в саммите. Напомню, что российско-грузинские отношения сейчас находятся в состоянии глубокого кризиса, поэтому одна из самых напряженных двусторонних встреч в Астане - это встреча между представителями России и Грузии.

Георгий Кобаладзе: Заседанию глав государств СНГ традиционно предшествуют заседания советов министров иностранных дел и глав правительств. В ходе встречи министров иностранных дел грузинская делегация предложила внести в повестку дня вопрос о нарушении Россией решения совета глав государств СНГ от 1996 года о запрещении любых контактов на государственном уровне с самопровозглашенной республикой Абхазией. Решение глав государств предусматривало также запрет на экономические связи с Абхазией до возвращения грузинских беженцев и восстановления юрисдикции официального Тбилиси. Грузинское руководство считает, что Россия нарушила эти договоренности, возобновив железнодорожное сообщение с Абхазией. Однако в ходе предварительных консультаций министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил категорически против внесения данного вопроса в повестку дня саммита. А поскольку все решения принимаются консенсусом, то предложение делегации Грузии об обсуждении данной проблемы было отвергнуто. В свою очередь это наложило отпечаток на переговоры между премьер-министрами Грузии и России. Тем не менее, Зураб Жвания и Михаил Фрадков сумели договориться о том, что Россия с 1 октября не закроет полностью свое воздушное пространство для грузинских авиакомпаний.

Острейшие проблемы в российско-грузинских отношениях никак не повлияли на работу совета глав правительств СНГ. Более того, премьер-министры решили следующее заседание провести в Тбилиси в апреле 2005 года. Правда, пока не совсем ясно, означает ли это, что в Грузии состоится и саммит СНГ на высшем уровне.

Владимир Бабурин: Тему встреч лидеров Единого Экономического Пространства и стран СНГ, обе проходят в Астане, мы обсудим с директором Института международных экономических исследований РАН Русланом Гринбергом. Президент России Владимир Путин, подводя итоги саммита единого экономического пространства, ответил на вопрос о будущем: "Мы вполне сможем перешагнуть рубеж среднестатистического, скажем, европейского гражданина по уровню жизни в достаточно обозримом будущем. У нас для этого есть все необходимое - и природные ресурсы, и интеллектуальные возможности".

У меня к вам вопрос как к экономисту. Совсем недавно перед Россией ставилась цель догнать Португалию, как считается, наименее развитую страну Европейского Союза. Те, кто видел Португалию хотя бы только по футбольным репортажам совсем недавним с Чемпионата Европы, понимают, что здесь дистанция огромного размера. Между Россией и некоторыми членами единого экономического пространства, может быть, дистанция не такого огромного размера, но тоже достаточная. Так как в таких условиях в обозримом будущем достигнуть и даже перешагнуть рубеж среднестатистического, скажем, европейского гражданина, хотя спорить совершенно невозможно, и природные ресурсы, и интеллектуальные возможности это то, что есть?

Руслан Гринберг: Во-первых, нужно сказать, что последние 5 лет в любой стране, которая входит в Единое Экономическое Пространство, хотя оно еще не заработало, темпы экономического роста выше, чем где-либо. И, конечно, это порождает определенные надежды на то, что жизненный стандарт людей точно также будет повышаться. Я думаю, что если Единое Экономическое Пространство заработает... а здесь шансы на то, что заработает, и на то, что не заработает, равны, мы имеем десятилетний опыт всяких бумажных интеграций. Здесь, по-видимому, что-то такое похожее на реальную вещь, потому что мы не начинаем с многонациональных органов, мы начинаем с конкретной заинтересованности стран. Я думаю, что сама интеграционная составляющая, которая только начинает работать, приведет к тому, что будет вносить очень серьезный вклад в экономический рост. Ну, а то, что ВВП мы быстрее достигнем… среднестатистический уровень Европейского Союза выше, чем в Португалии, значит, еще более серьезная задача.

Но я бы вообще не фетишизировал уровни ВВП на душу населения, потому что надо ясно понимать, как распределяется этот ВВП. У нас, например, очень неравномерно. В Белоруссии равномернее намного. Поэтому это проблема того, насколько действительно Единое Экономическое Пространство, то есть новое взаимодействие стран-членов ЕЭП, сможет подталкивать экономический рост. Я думаю, что это проблема, которая должна быть решена целой серией соглашений, которые в ближайшее время будут подписаны.

Пока Россия идет на уступки, хотя не спрашивали о них. Она действительно идет на уступки. Я думаю, это правильно, за интеграцию надо платить. Но это совсем не гарантирует, что и наши партнеры будут действовать адекватно. Потому что Россия пошла на уступки в НДС, Россия пойдет на уступки, наверное, в газовом комплексе, в железнодорожных тарифах. Но за это мы должны получить тоже право действовать на едином экономическом пространстве. Это значит инвестировать, куда мы хотим, приватизировать, а не все время спрашивать: можно ли что-нибудь приватизировать на Украине или в Белоруссии. В данном случае, мне кажется, ход за нашими партнерами.

Владимир Бабурин: В этой связи, если говорить о двух саммитах, экономическим приоритетом России сейчас должно быть развитие единого экономического пространства или же развитие СНГ, или, может быть, попытки сохранения СНГ?

Руслан Гринберг: Я думаю, что это такая дилемма довольно искусственная. СНГ был создан как некая новая интеграция, и надо констатировать полный провал. Но если мы хотим новую интеграцию, если нам удастся наладить какую-то координацию в рамках «четверки», а это ключевые страны СНГ, то я не сомневаюсь, что и другим будет хорошо.

XS
SM
MD
LG