Ссылки для упрощенного доступа

Подозрения в коррупции в адрес высшего руководства Азербайджана


Программу ведет Андрей Шароградский. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Аркадий Дубнов, Ялчин Таир-Оглу и Юрий Жигалкин - он беседовал с профессором Маршаллом Голдманом, содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета.

Андрей Шароградский: Американские правоохранительные органы ведут расследование деятельности сотрудника юридической фирмы "Фон Мейс и партнеры" Ханса Боднера. Боднер обвиняется в том, что он является ключевой фигурой в выплате в конце 90-х годов многомиллионных взяток высшим руководителям Азербайджана за предоставленную клиентам фирмы "Фон Мейс" возможность принять участие в приватизации азербайджанских предприятий. Рассказывает Аркадий Дубнов:

Аркадий Дубнов: По данным Радио Свобода, полученным из осведомленных источников в США, около недели назад в Сеуле был задержан гражданин Швейцарии Ханс Боднер сотрудник юридической фирмы "Фон Мейс и партнеры". Его арест был произведен по запросу судебных властей Южного федерального округа Нью-Йорка в связи с возбужденным там делом по обвинению Боднера в причастности к выплатам крупных взяток в размере десятков миллионов долларов четырем представителям азербайджанского руководства в конце 90-х годов. В распоряжении Радио Свобода имеется полный текст обвинительного заключения по делу Ханса Боднера. В этом закрытом документе объемом в 25 страниц подробно описывается деятельности швейцарского адвоката. Он представлял интересы созданного в конце 90-х инвестиционного консорциума в составе нескольких компаний и инвестиционных банков, часть из которых зарегистрирована на Виргинских островах, но основным местом деятельности был Нью-Йорк. И если эта деятельность была незаконной, то она подпадала под действие американского закона о противодействии иностранной коррупции. Консорциум же был создан для участия в приватизации государственной нефтяной компании Азербайджана, и его целью было получить контрольный пакет акций компании. В обвинительном заключении указывается, что господин Боднер, пытаясь заручиться поддержкой руководства Азербайджана в процессе приватизации, организовал схему незаконных выплат его представителям. В документе имена этих представителей азербайджанского руководства не названы. Они зашифрованы обозначениями "высокопоставленный азербайджанский руководитель, обладающий правом принимать окончательные решения по вопросам приватизации в стране"; "один из руководителей компании, имеющий влияние как на приватизацию компании, так и на первого упоминаемого выше руководителя", а также два руководителя бывшего комитета по госимуществу.

Из этих обозначений легко вычитываются имена президента Азербайджана Гейдара Алиева, его сына Ильхама, ныне премьер-министра, а в описываемое время - вице-президента нефтяной компании. То, что это именно так, подтверждают Радио Свобода и американские источники, близкие к проводимому расследованию. Что касается зашифрованных имен двух других чиновников, то это бывший глава Госкомиущества Азербайджана Надир Нахибов и его заместитель Барат Нуриев.

В обвинительном заключении указывается, что взятки осуществлялись различными способами, как наличными долларами, так и акциями компаний консорциума и аукционами, а еще различного рода услугами, к примеру, оплатой учебы в американском университете сына одного из азербайджанских руководителей. Теперь, в случае, если Ханс Боднер начнет сотрудничать с американскими следователями, можно ожидать и продолжения разоблачительных деталей, иллюстрирующих размеры коррупции в Азербайджане.

Андрей Шароградский: Азербайджанская оппозиция требует разоблачения махинаций руководства республики, в бакинских газетах дело Ханса Боднера называют "азергейтом", а окружение Алиева сведения о вовлеченности семьи президента в скандал не комментирует. Из Баку передает Ялчин Таир-Оглу:

Ялчин Таир-Оглу: Дело о получении взяток высшими должностными лицами Азербайджана в процессе приватизации впервые появилось в октябре прошлого года и сразу же было взято на вооружение оппозиционной прессой. Тогда кампания затихла после того, как бывший руководитель государственного комитета по приватизации обратился в суд с иском, требуя выплаты компенсаций - около 100 тысяч долларов - со стороны оппозиционной газеты "Ени Мусават" за распространение клеветы. Газета штраф не выплатила, но публикации на эту тему приостановила.

Нынешняя кампания стала настоящим подарком для азербайджанской оппозиции, участвующей в беспощадной агитационной борьбе с властями накануне президентских выборов. Несмотря на то, что в обвинительном акте, направленном в окружной суд южного Нью-Йорка, имена четырех высших должностных лиц не раскрываются, все та же газета "Ени Мусават" утверждает, что кроме двух бывших руководителей Госкомприватизации речь идет от Гейдаре и Ильхаме Алиевых, дружно баллотирующихся на пост президента страны. Информация, распространяющаяся на эту тему, стала неотъемлемой частью предвыборной кампании кандидатов от оппозиции, которые резко сменили акценты своих предвыборных выступлений. Если в течение последнего месяца больше говорилось о якобы незаконной передаче власти со стороны Гейдара Алиева своему сыну Ильхаму и о неомонархизме, то теперь отец и сын Алиевы представляются, как главные коррупционеры, проходящие по скандальному делу международного масштаба. Официальные власти Азербайджана предпочитают не реагировать на появившиеся сообщения. По мнению наблюдателей, Баку таким образом старается продемонстрировать что не относится к этому серьезно. Другая возможная причина молчания – желание не способствовать затягиванию кампании.

Андрей Шароградский: Как Белый Дом может отнестись к тому, что президент Азербайджана и премьер-министр страны, кандидат в президенты, могут оказаться одними из основных действующих лиц дела о коррупции, разбираемом в американском суде? Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с профессором Маршаллом Голдманом, содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета:

Юрий Жигалкин: Профессор Голдман, прежде всего, что нам известно об истории подкупа азербайджанских официальных лиц?

Маршалл Голдман: Мы знаем, что западные советники, индивидуальные инвесторы, инвестиционные фонды потратили миллионы долларов для того, чтобы оказать влияние на высших правительственных чиновников во время процесса, предшествовавшего приватизации национальной нефтяной компании Азербайджана. Если верить новым обвинениям, сын президента Алиева и сам глава государства были среди получателей взяток.

Юрий Жигалкин: Но в данный момент это лишь обвинения, которые могут и не подтвердиться?

Маршалл Голдман: Арест в Сеуле, я думаю, подтверждает многие из давних подозрений. Дело в том, что я лично знаком с некоторыми американскими инвесторами, желавшими вложить средства в азербайджанский нефтяной сектор. Они действовали через чешского гражданина выпускника Гарварда Виктора Кожани, который организовал в Праге инвестиционный фонд, а позже был обвинен в мошенничестве. На его удочку попались уважаемые американцы, среди которых, например, бывший сенатор Митчелл. Они дали деньги, как они считали, на приобретение контрольного пакета акций богатых нефтяных месторождений.

Юрий Жигалкин: Может ли эта история отразиться на американо-азербайджанских отношениях, известно, что Белый Дом традиционно ставил на тесные отношения с азербайджанским руководством?

Маршалл Голдман: Белый Дом наверняка знает об этом деле, и он оказался в исключительно сложной ситуации. Соединенные Штаты в течение десятилетия тесно сотрудничают с Азербайджаном, пытаясь помочь ему превратиться в надежного поставщика нефти на мировой рынок. Масса американских компаний инвестировала в нефтяной сектор, Азербайджан играет ключевую роль в транспортировке каспийской нефти через Грузию и Турцию в обход России. Если во время суда над щвейцарским гражданином Хансом Боднером всплывут факты, неопровержимо доказывающие причастность президента Азербайджана и премьер-министра к истории с получением взяток, то Белый Дом будет вынужден отреагировать на них. Как, в какой форме – сейчас сказать чрезвычайно трудно. Для президента Буша это будет серьезнейщим испытанием, поскольку если он оставит без внимания это дело, он будет наверняка обвинен оппонентами в следовании двойным стандартам. С другой стороны, отказ от тесных отношений с азербайджанским руководством чреват серьезными осложнениями для американской стратегии в регионе и, не исключено, стабильности в Азербайджане. Но все эти опасности, как показвывает опыт последнего десятилетия, неизбежное зло, когда имеешь дело с лидерами в данной части мира, и этот случай лишь добавляет нам печального опыта.

XS
SM
MD
LG