Ссылки для упрощенного доступа

Российский предприниматель Каха Бендукидзе назначен министром экономики Грузии


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Георгий Кобаладзе, Максим Ярошевский и Иван Трефилов.

Андрей Шарый: Премьер-министр Грузии Зураб Жвания объявил о назначении известного российского предпринимателя Кахи Бендукидзе министром экономики страны. Это назначение всецело одобрил президент страны Михаил Саакашвили.

Георгий Кобаладзе: Премьер-министр Грузии Зураб Жвания заявил на специальной пресс-конференции, что принял решение о назначении министром экономики страны известного российского предпринимателя грузинского происхождения Кахи Бендукидзе.

Зураб Жвания: Я думаю, присоединение Кахи Бендукидзе к нашей команде будет еще одним шагом вперед, что позволит нам проводить более целенаправленную и эффективную политику.

Георгий Кобаладзе: Сам господин Бендукидзе уже дал согласие занять пост министра. Предметные переговоры между ним и премьер-министром Грузии состоялись несколько дней назад, когда Каха Бендукидзе вместе с группой российских бизнесменов участвовал в российско-грузинском экономическом форуме. Решение премьера одобрил президент Саакашвили.

Михаил Саакашвили: Я считаю, что Каха Бендукидзе - один из замечательных патриотов Грузии.

Георгий Кобаладзе: Нетрудно понять, что пригласив Бендукидзе в правительство, грузинские власти пытаются улучшить инвестиционный имидж Грузии в глазах крупного российского бизнеса. Ведь, по словам президента Саакашвили...

Михаил Саакашвили: Такие инвесторы, как вы, на улице не валяются.

Андрей Шарый: Бендукидзе - второй иностранец в грузинском правительстве. В марте на пост министра иностранных дел была назначена гражданка Франции Саломе Зурабишвили. По закону правительственные посты в Грузии могут занимать только граждане страны, однако недавно президент Саакашвили заявил, что готов предоставить гражданство всем грузинам, которые пожелают его принять. А сам Каха Бендукидзе, новый министр, сегодня рассказал о своих ближайших планах на посту министра. Он пообещал провести ультра-либеральные экономические реформы, которые коснутся всей страны. По его мнению, и российский бизнес от этих изменений выиграет.

Максим Ярошевский: Каха Бендукидзе появился на своей первой пресс-конференции в ранге министра экономики в летней майке, светлых брюках и сразу дал понять, что разговор со СМИ будет, даже учитывая всю серьезность темы, практически неформальный. В немилость в ходе беседы попали, пожалуй, лишь многочисленные фотографы.

Каха Бендукидзе: Слушайте, мужики, вам нужно, как я нос чешу, или моя фотография? Я чесал нос, это не совсем правильно для человека, когда он чешет нос или глаз, или ковыряется в носу. Понимаю, что это пикантно, но давайте будем уважать друг друга.

Максим Ярошевский: На первый же вопрос: зачем богатому и преуспевающему бизнесмену, тем более гражданину России, понадобился пост министра экономики Грузии, Каха Бендукидзе ответил так:

Каха Бендукидзе: Надо что-то сделать хорошее. Я совершенно об этом не думал, я поехал вместе с делегацией российского бизнеса, и так оказалось, что я получил предложение, от которого не смог отказаться. Я жил в двух странах, в Грузии и в России, я хотел бы, чтобы в этих странах было лучше, чем в других странах, хотя в других тоже должно быть хорошо.

Максим Ярошевский: Акционер Объединенных машиностроительных заводов и бывший глава этой компании пообещал, что в Грузии, где он не живет уже 28 лет, он намеревается провести серьезные экономические реформы.

Каха Бендукидзе: Я за либерализацию грузинской экономики и за максимально прозрачный антикоррупционный механизм принятия экономических решений. Приоритет экономической политики Грузии - это еще более жесткое и резкое урегулирование экономики, чем это могло быть в любом другом случае. Я называю это ультралиберализацией. Потому что если Грузия хочет построить достойную страну, наша экономика должна расти очень высокими темпами. У нас есть много минусов, которые заведомо усложняют ведение бизнеса в Грузии. Большинство институтов, такие как судебная система, к примеру, они слабее, чем в развитых странах. Понятно, что Грузия находится в состоянии территориальной неопределенности, что тоже ухудшает, но никак не улучшает возможности ведения бизнеса в Грузии.

Максим Ярошевский: Каха Бендукидзе успевал шутить даже во время обсуждения, казалось бы, таких серьезных экономических вопросов, как налоговая реформа.

Каха Бендукидзе: Я лично видел перевод основной части налога на налогообложение граждан. Потому что это тот путь, который позволяет гражданам становиться ответственными избирателями. Кто девушку обедает, тот ее и танцует, кто налоги платит, тот и голосует.

Максим Ярошевский: Сельское хозяйство:

Каха Бендукидзе: Что касается конкретно сельского хозяйства в Грузии, я считаю, что оно реально конкурентоспособно. Другое дело, что там, если мы говорим о производстве первичной продукции, не хватает мощностей, связанных с переработкой и с экспортом. А по качеству, поверьте, я люблю покушать и могу вам сказать, что продукция очень высокого качества.

Максим Ярошевский: Борьба с бедностью.

Каха Бендукидзе: С бедностью можно бороться только путем обогащения. Ничего другого, к сожалению или к счастью, человечество не придумало.

Максим Ярошевский: Для собравшихся журналистов Бендукидзе не поленился провести лекцию по азам экономики, в ходе которой на пальцах объяснил, как именно он собирается бороться с бедностью. Серьезно министр экономики ответил на вопрос отношения двух исторических и деловых соседей - России и Грузии.

Каха Бендукидзе: Я вообще сторонник глубокой приватизации, приватизации грузинской энергетики. Самый большой интерес может иметь российская энергетика, и не только электроэнергетика, в том числе другие энергетические компании. Крупные игроки на российском рынке, которые, как мы знаем, они заинтересованы идти в энергетику. Это могут быть и металлургические компании, и финансовые инвесторы в электроэнергетику. Я думаю, что к концу года будет возможность совершить несколько очень крупных сделок крупных объектов инфраструктуры - портовых, энергетических. Я надеюсь доказать членам правительства Грузии, парламенту Грузии, президенту Грузии, что продажа за большие деньги объектов инфраструктуры не ослабляет вопрос национальной безопасности, а наоборот, только ее укрепляет.

Максим Ярошевский: Бендукидзе намеревается в первую очередь разобраться с теми накопившимися в Грузии экономическими проблемами, с которыми есть возможность в ближайшее время справиться. В целом же он мечтает стать последним министром экономики в стране.

Каха Бендукидзе: Я хотел бы быть последним министром экономики. Потому что Министерство экономики в нормальной экономике не нужно. Моя миссия считалась бы завершенной, когда все сказали бы: спасибо, дорогой друг, больше нам министерство не нужно. Если я буду последним министром экономики Грузии - то это хорошо, если предпоследним - тоже нормально, а если будет еще долго существовать и будет много министров, значит, не сработал. Потому что это означает, что я не смог быть достаточно убедительным, чтобы другие согласились со мной.

Максим Ярошевский: Каха Бендукидзе уже завтра улетает на свое новое место. Вопрос гражданства его пока не волнует, команды, с которой можно работать, у него тоже нет. Однако энергии и желания принести как можно больше пользы для Грузии хоть отбавляй.

Андрей Шарый: Бендукидзе покинул пост председателя совета директоров холдинга Объединенные машиностроительные заводы, это российское предприятие. Несмотря на это, выбор грузинских властей называют чрезвычайно удачным. Рассказывает Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Переход Кахи Бендукидзе на работу в грузинское правительство для многих в России оказался сюрпризом. Удачливый бизнесмен, имеющий через правление Российского Союза промышленников и предпринимателей доступ в самые высокие кабинеты власти, он никак не ассоциировался с человеком, готовым бросить свое дело ради государственной службы. Теперь Бендукидзе уходит из Объединенных машиностроительных заводов, хотя и сохраняет в собственности 26% акций компании. Насколько оптимальным для Грузии может стать подобный выбор? Говорит научный руководитель Высшей школы экономики, один из идеологов российских реформ Евгений Ясин.

Евгений Ясин: Он человек очень талантливый, очень знающий, умеющий размышлять и стратегически мыслить - это точно. И в этом смысле его назначение - это хороший выбор. Потому что до сих пор у господина Шеварднадзе было такое мнение, что экономика растет из земли, как в Кахетии виноград. И он ничего не сделал за все эти годы, чтобы экономика поднялась. Конечно, в этом смысле Грузия - это непаханое поле, причем состояние тяжелейшее. Обычно бывает, что когда тяжело, тогда находят умных людей и им начинают верить.

Иван Трефилов: Каха Бендукидзе практик, который в последние годы работал в реальном секторе российской промышленности. Способен ли он, на ваш взгляд, предложить программу экономического возрождения Грузии?

Евгений Ясин: Он ведь не коммунист и не бизнесмен по образованию, он биохимик. И вошел в бизнес легко, как нож в масло. Он также хорошо разбирается в макроэкономических проблемах, он мыслитель, образованный, читающий и так далее. Не забывайте, что он профессор государственного университета Высшей школы экономики, мой коллега, причем весьма любимый студентами, пользующийся большой популярностью. Он по взглядам очень либеральный. Я так думаю, что как бизнесмен он был эгоистичен в том смысле, что понимал, что нужно для бизнеса, что нужно для его бизнеса. Может быть, государственные интересы как таковые его не очень волновали, но это и не его полномочия, это не его компетенция. Но я лично глубоко убежден, что стоит ему попасть на пост государственного деятеля, и он с этой задачей справится.

Иван Трефилов: Экономическая ситуация в Грузии сегодня достаточно сложна. Сможет ли Каха Бендукидзе в короткие сроки сделать что-то для ее заметного улучшения?

Евгений Ясин: Думаю, что в короткие сроки ничего нельзя изменить. Там уже плановая система разрушена. Обычно когда она есть, есть резервы для того, чтобы сделать быстро. А проблема главная заключается в том, что нужно убрать лишние барьеры, надо прекратить семейственность, клановость, надо создать условия для свободной конкуренции и для притока иностранных капиталов. Я думаю, что популярность президента Саакашивили и ум и таланты Кахи Бендукидзе принесут успех. Я желаю ему успеха, чтобы он добился, по крайней мере, таких же результатов, как Егор Гайдар в России.

Иван Трефилов: В российском правительстве уверены, что Каха Бендукидзе сможет помочь Грузии ускорить экономические реформы. Вице-премьер Александр Жуков и министр экономического развития и торговли Герман Греф называют это назначение весьма удачным.

XS
SM
MD
LG