Ссылки для упрощенного доступа

Политическая ситуация в Грузии


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Юрий Вачнадзе, Георгий Кобаладзе и Олег Кусов.

Андрей Шарый: Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил о том, что не будет выставлять свою кандидатуру на президентских выборах в 2005-м году. Шеварднадзе отметил, что выборы эти, и выборы в парламент Грузии, которые должны состояться грядущей осенью, станут важным опытом демократической смены власти в республике. Из Тбилиси сообщает наш корреспондент Георгий Кобаладзе:

Георгий Кобаладзе: В ходе торжественных мероприятий по случаю Дня независимости Грузии - главного государственного праздника страны - президент Шеварднадзе вновь заявил, что будущие парламентские и президентские выборы будут иметь для Грузии судьбоносное значение. Как известно, уже 2 ноября 2003-го года состоятся парламентские выборы, а в апреле 2005-го - президентские. И, несмотря на то, что времени, особенно до президентских выборов, осталось довольно много, Эдуард Шеварднадзе счел необходимым именно в День независимости несколько раз в разных аудиториях призвать население проявить высокую ответственность в преддверии демократической смены власти в стране. Причем Шеварднадзе, как и несколько дней тому назад, подчеркнул, что у Грузии нет традиции мирной смены власти. Президент отверг любые предположения о том, что он намерен бороться за внесение изменений в Конституцию и, якобы, попытается занять высший государственный пост в результате президентских выборов 2005-го года. Причем во время встречи президента с группой грузинских журналистов, в том числе корреспондентом Радио Свобода, президент отметил, что в апреле 2005-го года у Грузии будет новый президент, однако, сказал глава государства: "Это не означает, что я равнодушен к тому, какую политику будет проводить следующий президент. Демократическая смена власти не должна привести к смене политического курса государства, в том числе изменению стратегии на сближение с НАТО и евроатлантическими структурами". Эти заявления президента стали свидетельством того, что Грузия действительно находится на пороге новой эпохи, и процесс смены власти начнется уже осенью - в результате парламентских выборов.

Андрей Шарый: Заявление президента Грузии мой коллега Олег Кусов попросил прокомментировать тбилисского журналиста и историка Юрия Вачнадзе:

Олег Кусов: Эдуард Шеварднадзе, отказавшись от участия в предвыборной кампании 2005-го года, какие может преследовать цели? Шеварднадзе не из тех политиков, кто сдается раньше времени и сдается без боя. Можно ли считать, что заявления Эдуарда Шеварднадзе - всего-навсего предвыборный ход?

Юрий Вачнадзе: Думаю, что в заявлении Шеварднадзе совмещено все то, что вы задали в своем вопросе. До недавнего времени президент не делал таких резких заявлений, категоричных заявлений по поводу своего будущего. Подобные заявления он стал делать несколько месяцев тому назад. Дело в том, что президент, если мне память не изменяет, по грузинской Конституции не должен стоять во главе ни одной политической партии. Шеварднадзе был председателем так называемого "Союза граждан", который правил страной на протяжении последних лет. Затем он демонстративно ушел с этого поста – с поста председателя партии - мотивируя это тем, что он должен стоять над политическими силами, над схваткой, и быть именно неким консолидатором в стране. Но это произошло ближе к тому времени, когда "Союз граждан" стал буквально разваливаться на глазах. И многие в Грузии поговаривали о том, что президент, почуяв неладное, решил вовремя уйти.

"Союз граждан" благополучно развалился на несколько частей, и большая его часть ушла в оппозицию во главе с Зурабом Жвания,Михаилом Саакашвили, и так далее. Была некоторая пауза, а затем Шеварднадзе, призвав к себе нынешнего госминистра, господина Джорбенадзе, поручил ему воссоздать партию и вновь практически стал во главе этой партии. Так что, все эти маневры шеварднадзевские обусловлены текущим моментом.

Хотя Шеварднадзе уже во второй или третий раз категорически отрицает свое участие в будущих президентских выборах, однако, он недавно бросил такую фразу: "Я буду сидеть в своем кабинете до конца последнего дня моего правления. Пусть никто не надеется, что я спущу кому-либо их провинности. Я буду сидеть до конца". Заявление в некоторой мере настораживающее. Дело в том, что Грузия - это президентская республика. Однако, оппозиция, во всяком случае, достаточно основательная ее часть, давно уже требует преобразования ее в парламентскую республику. А реформы парламента уже намечаются. Он должен стать двухпалатным. В этом случае президент будет лишь номинальной фигурой, и появится, а к этому идет дело, фигура новая - председателя совета министров, либо просто премьера, как вам угодно. И тут может произойти неожиданное - Шеварднадзе может стать в этих условиях премьер-министром. Конечно, это просто домыслы, но такой вариант не исключен, и тогда в руках премьера вновь сосредоточится вся власть в стране.

Олег Кусов: Есть ли у него на сегодняшний день реальные соперники, которые могли бы поспорить с ним за пост главы то ли исполнительной власти, то ли главы государства?

Юрий Вачнадзе: Зачастую задается тут же оппонентами контрвопрос: кто бы ни был, что может быть хуже того, что сейчас в Грузии? Конечно, и первое положение, и второе несколько преувеличены, но одно несомненно: то, что в области внешней политики Шеварднадзе достиг многого - это и ООН, и Евросовет, и взаимоотношения с США, планы вступления в НАТО, и так далее. А что касается внутренней политики - здесь можно говорить буквально о крахе. Народ бедствует. Прогнозировать возможность прихода некоей новой фигуры в условиях Грузии чрезвычайно трудно, хотя, кажется, президент подыскивает фигуру, подобную той, которую Ельцин нашел в России, которая, прежде всего, обеспечит безопасность ему самому, его семье, всей его команде, но такого пока, видимо, он не нашел.

XS
SM
MD
LG