Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Путин обсуждает с Нурсултаном Назарбаевым проблему Байконура и другие вопросы российско-казахстанских отношений


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Аркадий Дубнов и директор Казахской редакции Радио Свобода Мерхат Шарипжан.

Андрей Шароградский: Сегодня проходят переговоры между Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым.

Аркадий Дубнов: Первый раунд официальных переговоров в Астане между руководством России и Казахстана закончился около получаса назад. Формальный повод для переговоров - открытие Года России в Казахстане. Тем не менее, результативность этих переговоров очевидна: были подписаны 11 российско-казахстанских документов, из них четыре документа подписали президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Это совместное заявление, документ, касающийся решения пограничных вопросов и два документа, оговаривающих условия сотрудничества на космодроме Байконур. Здесь является главным вопросом сроки аренды. До сих пор в казахстанской прессе возникали утечки информации из официальных источников, согласно которым Астана стремится увеличить арендную плату за Байконур со 115 миллионов долларов в год до 200 миллионов долларов. Однако заместитель главы российского авиационного космического агентства Александр Кузнецов опроверг Радио Свобода эту информацию. Данный вопрос на переговорах казахстанской стороной не ставился. Господин Кузнецов дал понять, что для России это неприемлемо. Другое дело, сказал он, что возможное совместное инвестирование двух стран в создание совместных комплексов на Байконуре с разделением доходов от их эксплуатации. Имеется в виду создание стартового комплекса для запуска новой ракеты "Ангара". Что же касается увеличения сроков аренды России Байконура, которая по соглашению 1994-го года составляет 20 лет, то сегодняшними документами решено, что срок аренды увеличен до 2050-го года.

Среди других документов, подписанных сегодня в Астане, пожалуй, самым дорогим в буквальном смысле может оказаться соглашение между российской компанией ЛУКОЙЛ и Казмонайгазом о сотрудничестве в разведке нефтяных месторождений на казахстанском участке северного Каспия. Как заявил глава ЛУКОЙЛа Вагит Алексперов, если запасы нефти окажутся промышленными, то ЛУКОЙЛ готов инвестировать в этот проект до трех миллиардов долларов. Для сравнения: за последние восемь лет инвестиции российского ЛУКОЙЛа в казахстанский нефтяной сектор составляли полтора миллиарда долларов.

Кроме того, сегодня президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал поручение правительствам четырех стран об ускорении создания единого экономического пространства, которые были подписаны сначала в Керчи в конце прошлого года президентами России и Украины и на днях подписаны президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Таковы первые основные итоги визита Владимира Путина в Казахстан.

Андрей Шароградский: Сейчас рядом со мной в пражской студии Радио Свобода директор Казахской редакции Радио Свобода Мерхат Шарипжан.

Первый вопрос такой: Владимир Путин, видимо, не поехал бы в Астану, если бы не были хорошо подготовлены документы, которые были подписаны в ходе визита. Скажите, Путину и Назарбаеву всегда удается договориться?

Мерхат Шарипжан: Я думаю, что последние два года, можно сказать, что всегда. И первый визит Путина был, я бы сказал, гладким. Второе, надо отметить, что и в прошлую зиму в нале года Путин и Назарбаев встречались в Омске, когда был официально объявлен Год Казахстана в России, теперь Год России в Казахстане. Последние годы, и это, наверное, связано с тем, что на Западе очень много высказывается критики в адрес Назарбаева и его внутренней политики, Назарбаев часто обращается к Кремлю и больше проводит встреч и бесед с российскими политиками.

Что касается Путина, это его второй официальный визит в Казахстан, и он опять же прошел очень гладко и без особых противоречий. Да, конечно, все эти договоры, протоколы, меморандумы и соглашения были заранее подготовлены. Мы вчера беседовали с вице-президентом казахстанского Агентства по авиации и космосу, который нам подтвердил, особенно, что касается Байконура и других соглашений, связанных с космосом и совместных подвижек в области космических разработок, сотрудничества на Байконуре, эти все документы были обсуждены и подготовлены гораздо раньше того срока, на который был намечен этот визит.

Андрей Шароградский: Давайте все-таки поговорим о проблемах в двусторонних отношениях. Тот же вопрос об аренде Байконура. Много говорится о том, что Казахстан хотел бы увеличить арендную плату. Пока непонятно, действительно ли это была плата увеличена, но, так или иначе, стороны достигли соглашения. Как вы считаете, за счет чего это соглашение было достигнуто - за счет давления Москвы или все-таки стороны шли друг другу навстречу?

Мерхат Шарипжан: Я думаю, стороны шли друг другу навстречу. Ведь и сегодняшняя плата 115 миллионов долларов в год, она выплачивается разными способами, там есть и такие условия, как бартер, инвестиции в инфраструктуру Байконура. Имеется в виду не сам космодром, а город, где почти 90% жителей работают на этом объекте. Поэтому говорить о том, что какая-то страна пошла на уступку, я думаю, будет преждевременно и неправильно. Просто требовать что-то, допустим, повышения платы за аренду Байконура - было бы неправильно. Я думаю, что здесь исходили из реалий. Дело в том, что Байконур - и город, и сам объект - требуют огромных инвестиций, и Россия инвестирует многие годы в этот объект, что является дополнительной инвестиций к тому, что называется арендной платой. Надо отметить, что город Байконур имеет особый статус, здесь большинство населения является российскими гражданами. Поэтому сама эта тема очень сложна.

Андрей Шароградский: А вот, кстати, проблема так называемого русскоязычного населения Казахстана, насколько она остра?

Мерхат Шарипжан: Я думаю, что проблема остается. Проблема была наиболее острой в начале 90-х. В последние годы именно казачьи организации, российские, русские организации, славянские организации утратили ту активность, которая была в начале 90-х. Буквально на этой неделе мы беседовали с лидером ассоциации казачьих, русских, а также славянских организаций Казахстана господином Геннадием Белюковым, он отметил, что многие лидеры русских общин Казахстана хотели бы встретиться с Путиным. И основной вопрос, который они считают необходимо поставить на повестку дня - это вопрос о двойном гражданстве. До сих пор Казахстан не признает двойного гражданства. А мы знаем, что 33-34% населения являются русскими. Если говорить о русскоязычных, которые считают себя частью российского общества и живут в Казахстане, то можно говорить о 50% населения.

Андрей Шароградский: И последний вопрос: каково отношение казахстанской оппозиции к нынешнему состоянию российско-казахстанских отношений?

Мерхат Шарипжан: Очень разное. Дело в том, что казахстанская оппозиция разношерстна, разнолика. Есть ультранациональные националистические движения, есть движения более мягкого толка. Есть среди них политики, выступающие за то, чтобы плата была повышена, чтобы экологические компенсации на Байконуре были выплачены, чтобы не только 98% границы было делимитировано, имеется в виду граница между Россией и Казахстаном, но и те оставшиеся 2% немедленно были определены. Есть разные взгляды.

XS
SM
MD
LG