Ссылки для упрощенного доступа

Почему в Тбилиси возмущены возобновлением железнодорожного сообщения по маршруту Сухуми-Адлер?


Ведет программу Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Георгий Шляхов, Георгий Кобаладзе, Юрий Вачнадзе, Сергей Данилочкин беседует с председателем партии "СЛОН", депутатом Государственной Думы Вячеславом Игруновым.

Андрей Шароградский: Россия без ведома Грузии возобновила железнодорожное сообщение между Адлером и Сухуми. Официальный Тбилиси в ответ выступил с резкими протестами. Над темой работал Сергей Данилочкин.

Сергей Данилочкин: Электропоезд Сочи-Сухуми ходит по ежедневному графику. Если вначале года границу между Абхазией и Россией по железной дороге пересекали не более 50-ти человек, то сегодня более 180-ти. Из Сочи сообщает Геннадий Шляхов.

Геннадий Шляхов: Движение по железной дороге было возобновлено в прошлом году, 25-го декабря был совершен первый пробный рейс. В Абхазии на каждой станции электричку тогда встречали с митингами. С августа 1992-го года движение на участке Закавказской железной дороги от Сочи до Сухуми и далее в Грузию было прервано из-за военного конфликта в Абхазии, и вот спустя 10 лет вновь возобновлено. Организовала движение электропоезда Сочинская транспортная компания, частная фирма. Назвать это предприятие полностью коммерческим сейчас нельзя. Стоимость билета от Адлера до Сухуми - 10 рублей, прибыль явно не покрывает расходы. Сочинская транспортная компания арендовала у Министерства путей сообщения электричку, договорилась с пограничной и таможенной службой. Пункт контроля на российской стороне находится в 25-ти километрах от границы в селе Веселом. Электричка до Сочи не доходит 40 километров, конечный пункт ее маршрута – станция Адлер. Доехать до Сухуми сегодня можно за пять часов, раньше на это уходило менее трех. Железнодорожное полотно в Абхазии на некоторых участках дороги разбито настолько, что электричка движется со скоростью не более 25-ти километров в час. Пользуются ей в основном жители непризнанной республики. В Россию, в Сочи они везут мандарины и другую сельскохозяйственную продукцию, здесь продают, покупают муку, хлеб, масло и везут назад домой. В Абхазии трудно найти работу, пенсии мизерные, поэтому единственным источником дохода для многих являются регулярные поездки в Россию. Приехав утром в Адлер, на следующий день они возвращаются в Абхазию. Поговаривают о том, что в скором времени появится и прицепной вагон Сухуми-Москва. До Сочи его доставит электричка, далее один из пассажирских поездов.

Сергей Данилочкин: В Москву прибыла делегация Министерства транспорта Грузии для ведения переговоров по прекращению движения поездов из России в Абхазию. С подробностями из Тбилиси Георгий Кобаладзе.

Георгий Кобаладзе: Министр транспорта и связи Грузии Мераб Адеишвили, который по поручению президента направился в Москву, перед вылетом в столицу России заявил журналистам, что, возобновив международное сообщение с Абхазией без согласования вопроса с Тбилиси, Россия нарушила ряд международных конвенций и двусторонних договоренностей. Поэтому грузинская делегация попытается убедить российских коллег прекратить движение поездов по маршруту Сочи-Сухуми до возвращения в Абхазию грузинских беженцев, покинувших непризнанную республику еще в 92-93-м годах в ходе кровопролитной грузино-абхазской войны. Мераб Адеишвили подчеркнул, что министр путей сообщения России, которому он направил несколько писем протестов с изложением позиции Тбилиси, всячески избегал телефонного разговора с ним. "Это понятно, - сказал грузинский министр, - ведь вопрос о возобновлении железнодорожного движения был решен на более высоком уровне, чем Министерство путей сообщения". Министр транспорта и связи Грузии недвусмысленно заявил, что, если в результате переговоров в Москве ему не удастся добиться желаемого результата, то есть обещания России прекратить железнодорожное сообщение с Абхазией, то грузинская сторона оставляет за собой право блокировать транспортные артерии российских военных баз, все еще находящихся на территории Грузии. Вместе с тем официальный представитель Министерства путей сообщения России подчеркнул в интервью тбилисской телекомпании Рустави-2 накануне переговоров, что это ведомство не имеет никакого отношения к инициативе частной транспортной фирмы, зарегистрированной в Сочи, по началу движения поезда в Абхазию. Это объяснение президент Грузии считает недостаточным и малоубедительным, ведь в России железная дорога принадлежит государству, и вряд ли частная фирма могла начать движение без согласования с государственными структурами. Однако в преддверии московских переговоров Шеварднадзе занял осторожную, выжидательную позицию и выразил надежду, что проблема будет исчерпана в результате двусторонних консультаций. Но если этого не произойдет, то, как намекнул секретарь Совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе, президент Шеварднадзе лично выступит с протестом на заседании Совета безопасности Организации Объединенных Наций 31-го января и потребует вывода российских миротворцев из Абхазии.

Сергей Данилочкин: Подытожить отношение Грузии к восстановлению железнодорожного сообщения между Россией и Абхазией мы попросили нашего обозревателя в Тбилиси Юрия Вачнадзе.

Юрий Вачнадзе: Где-то в середине трассы, ведущей от тбилисского аэропорта к столице, висит большой транспарант с призывом на грузинском языке "Помни об Абхазии". Для жителей Грузии он звучит, прямо скажем, издевательски - нельзя забыть незабываемое. Вот если бы такой транспарант на английском языке висел на здании ООН, возможно, процесс урегулирования грузино-абхазского конфликта сдвинулся бы с мертвой точки. Ведь за прошедшие 10 лет Организация Объединенных Наций и ее Совет безопасности приняли свыше 20-ти резолюций по абхазскому вопросу, все они оказались мертворожденными. Были испробованы различные форматы проведения переговоров – прямые, двусторонние и многосторонние с участием так называемых стран-друзей генсека ООН. Абхазские сепаратисты стоят на своем: мы независимы и все тут. Нас не устраивает ни асимметричная федерация, ни конфедерация. Об особой роли России в деле решения абхазской проблемы сказано столько, что все это не уместить в тысячестраничные тома. Даже если отставить в сторону постоянно звучащую в Тбилиси обоснованные обвинения в адрес российской стороны в поддержке действий абхазских сепаратистов, как во время конфликта, так и за прошедшие десять лет после него, по меньшей мере ясно одно – в российских властных структурах нет единой политики в урегулировании абхазского вопроса. На фоне сбалансированных уравновешенных заявлений российского президента его подчиненные в самых различных государственных структурах открыто нарушают обязательства, взятые российской стороной в зоне конфликта. Российские миротворческие силы открыто потворствуют абхазским сепаратистам, притесняющим грузинское население в Гальском районе, практически не выполняются решения об экономической блокаде никем непризнанной республики. Контрольно-пропускной пункт на границе у реки Псоу превратился в проходной двор, в сухумский порт без ведома тбилисских властей заходят корабли иностранных государств. Мало того, в Абхазию мешками завозят российские паспорта и раздают их жителям региона. Это делается для того, чтобы затем на законных основаниях защищать новоявленных российских граждан за рубежом, коих в Абхазии уже свыше 80-ти тысяч.

Сергей Данилочкин: А теперь взгляд из Москвы. Мы беседуем с председателем партии "СЛОН", депутатом Государственной Думы Вячеславом Игруновым. Вячеслав Владимирович, позвольте попросить вас прокомментировать ситуацию, связанную с началом железнодорожного сообщения между Россией и Абхазией.

Вячеслав Игрунов: Прежде всего я сам на протяжении долгих лет добивался возобновления железнодорожного сообщения с Сухуми. Это связано с тем, что Россия вообще заинтересована в функционировании транскавказской железной дороги. Самый дешевый способ доставки грузов, например, в Армению лежит через территорию Грузии, и, соответственно, для того, чтобы эта ветка функционировала, необходимо, чтобы работала та часть дороги, которая более всего пострадала от войны начала 90-х годов, а именно Сочи-Сухуми. И всегда все вопросы упирались в отказ грузинской стороны пустить эту часть железнодорожной линии. Потому что они полагали, что абхазы сумеют воспользоваться этим как экономическим инструментом и тем самым укрепить свою фактическую независимость. Я думаю, что метод экономической блокады, который Россия проводила в свое время по отношению к Абхазии, доказал свою полную неэффективность. А сегодня при тех сложных отношениях, которые существуют между Москвой и Тбилиси, естественно, усиление сотрудничества с Абхазией кажется многим в России способом давления на Грузию. Поэтому, я думаю, что именно в этом смысле эта железнодорожная ветка была пущена, несмотря на протесты Тбилиси. Я вообще неодобрительно отношусь к тому курсу нарастания напряженности, который проводится и в Москве, и Москва это проводит с глубоким чувством, осознавая свое превосходство, и в Тбилиси, который действует скорее из ощущения отчаяния. Но на самом деле и Россия, и Грузия должны понять, что такие отношения совершенно невозможны, немыслимы и вредны для обеих сторон. Я думаю, что необходимо найти некоторое количество площадок для переговоров для улучшения отношений, для поиска взаимопонимания, для совместного использования ресурсов в целях общего процветания, если уж не процветания, то хотя бы улучшения своего положения. Поэтому я негативно отношусь к всяким призывам вводить ответные санкции.

XS
SM
MD
LG