Ссылки для упрощенного доступа

Евгений Киселев стал главным редактором еженедельника "Московские новости"


Программу ведет Андрей Шарый. Андрей Шраый и обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева беседуют с директором фонда "Открытая Россия" Ириной Ясиной.

Андрей Шарый: Еженедельник "Московские новости" куплен фондом "Открытая Россия", финансируемым нефтяной компанией ЮКОС. Главным редактором газеты назначен бывший руководитель канала ТВС Евгений Киселев. Сейчас у микрофона директор фонда "Открытая Россия" Ирина Ясина и обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева.Ирина, я первым задам вам вопрос: скажите, пожалуйста, чем мотивировано решение вашего фонда о приобретении газеты "Московские новости"?

Ирина Ясина: Я оговорюсь только по форме: "Открытая Россия" называется региональная общественная организация, это в данном случае не так важно. Мотивировано тем, что "Открытая Россия" поддерживает достаточно давно независимые средства массовой информации в регионах в основном, в Москве мы мало работаем, поэтому про это не особо широко известно, тем паче, что мы не сильно себя рекламируем. И "Московское новости" такое независимое, такое либеральное средство массовой информации, что, поскольку оно оказывается не в очень простой ситуации, его, конечно, надо поддержать.

Андрей Шарый: А как вы планируете улучшить ситуацию?

Ирина Ясина: По крайней мере финансово и модернизируя газету. Поэтому что в таком виде, в каком она выходит, то, что при социализме называли планово-убыточная.

Анна Качкаева: Ирина, я все-таки хочу уточнить, вам, как экономисту, известно, что благотворительный фонд редко чем-нибудь владеет.

Ирина Ясина: Мы приобрели права на издание.

Анна Качкаева: То есть это означает, что господин Вайнштейн будет оставаться владельцем газеты?

Ирина Ясина: Я не готова комментировать схему приобретения, по этому поводу лучше обратиться к новому генеральному директору Издательского дома "Московские новости" Кириллу Легату, он точно расскажет все, что юридически скрывается под этим всем. Но "Открытая Россия" на сегодняшний день является обладателем прав на издание. Покупала, естественно, коммерческая структура.

Анна Качкаева: То есть, все-таки, "Открытая Россия" рассчитывает, что это будет успешный бизнес-проект или исключительно гуманитарная акция?

Ирина Ясина: Для "Открытой России" это гуманитарная акция, мы выдали грант на развитие газеты, который, собственно, и есть деньги, на которые она будет первое время перестраиваться и существовать. Но владельцы, естественно, рассчитывают на то, что этот проект выйдет по крайней мере на самоокупаемость.

Андрей Шарый: Ирина, скажите, пожалуйста, есть в этом деле какой-то политический аспект? Ведь известно, что компания ЮКОС - это не простая компания, а такая компания, на которую осуществляется давление российских властей, а "Московские новости" это не простая газета, а газета, которая известна своей либеральной и независимой позицией со времен перестройки.

Ирина Ясина: Вы абсолютно правы, скрывать это сложно и в общем-то не имеет никакого смысла. Все большими буквами написано, а также и приглашение в наблюдательный совет председателем Егора Яковлева, который с радостью согласился, и за что я ему очень благодарна. Это тоже очень важно, потому что это символ того, что "Московские новости" когда-то были на острие борьбы с режимом, хочется сказать. Да, действительно, это так. Нам необходимо в обществе свободное общественное средство массовой информации, которых в последнее время становится все меньше и меньше. И одним только "Эхо Москвы" и Радио Свобода мы с трудом, наверное, можем обойтись. Я не уверена, что получится у нас и, наверное, сто процентов никто бы не дал, не поставил бы на нас, но попробуем - вдруг.

Анна Качкаева: Ирина, это означает, что сегодня многие мои коллеги, особенно из западных изданий, задавали такой вопрос, он вполне, наверное, логичен в этой ситуации, особенно учитывая то, что происходит с компанией ЮКОС, приобретение газеты - это приобретение инструмента борьбы?

Ирина Ясина: Да нет, конечно. Вот тут мы готовы, я, вернее, сказать следующее: что инструмент травли, инструмент борьбы с каким-то конкретным чиновником или группой чиновников нам не нужен, чиновники газет не читают, то, что вернее читают, но не делают выводов. То, что творится вокруг той же компании ЮКОС в последние месяцы, все газеты написали, и все написали негативно по отношению к чиновникам и позитивно по отношению к компании, и что? И на кого это хоть сколько-нибудь повлияло? Ни на кого и нисколько. Газета нужна не для этого, газета нужна для формирования идеологии. Поскольку, извините, наши партии меня как идеологические инструменты не устраивают, я внятной программы не вижу ни в "Яблоке", ни в СПС, ни так далее. Я хочу прочитать, что такое либерализм, я хочу прочитать, что такое свободная личность, я хочу понять, что такое свобода слова. Я пока не понимаю, и молодежь не понимают. А когда те самые 70-летние, которые еще застали очереди за "Московскими новостями" и стояли в них ночами, уйдут, или перестанут об этом рассказывать, откуда наши молодые узнают, что такое эти самые принципы либерализма? У нас скоро кругом будет одно только православие, самодержавие, народность.

Андрей Шарый: Ирина, меня немножко пугает то, что вы говорите о газете как об орудии формирования идеологии, я грешным делом думал, что газета существует для информирования общества. Ну бог с ним. Это, может быть, расхождение в лексике. Ирина, скажите, пожалуйста, персональные изменения связаны прежде всего с Евгением Киселевым. При всем понимании мастерства журналистского этого человека, все-таки есть за Киселевым какой-то неприятный шлейф: он приходит туда, откуда выдавливаются другие журналисты, которые, как в случае с Виктором Лошаком, мало чем отличаются от Киселева с точки зрения своих демократических убеждений. Вам не видится здесь проблема?

Ирина Ясина: Вы хотите сказать, что сейчас Киселев уволит всех сотрудников редакции "Московские новости" и переведет туда всех сотрудников компании ТВС, что ли?

Андрей Шарый: Этого я не хочу сказать. Насколько мне известно, известие о назначении Киселева было, мягко говоря, настороженно воспринято коллективом "Московских новостей", в том числе и главным редактором. Чем вас, как нового владельца, я по-другому поставлю вопрос, не устраивал прежний главный редактор?

Ирина Ясина: Виктор Лошак заслуживает самых глубоких чувств благодарности. Я сама работала в "Московских новостях" почти два года под его началом. Но человек он, безусловно, хороший, порядочный, либеральных принципов, но газете нужна новая струя, дышать по-другому, вернуться к тем принципам журналистики и четкой конкретной информации, о которой говорил Егор Яковлев. Видимо, газета должна немножко обновиться, быть более модернизированной.

Анна Качкаева: Это означает, что Евгений Киселев, за которым есть это ощущение этой фронды, оппозиционности, будет эту линию проводить? Вы ставили перед ним такую задачу?

Ирина Ясина: Задачи перед ним идеологические вообще никакие не ставились. Ведь Евгений Киселев - это новости нашей профессии, это прежде всего хорошие принципы информационной работы. Не знаю, мы все смотрим НТВ сколько лет - отличные принципы журналистской информации работы. Может быть, и здесь тоже так же нужно.

Анна Качкаева: А не благотворительность это с вашей стороны взять Евгения Киселева в главные редакторы?

Ирина Ясина: По отношению к нему? Нет, конечно. Он достаточно известный профессионал и личность, которая несомненно может привлечь к себе внимание.

Андрей Шарый: Ирина, а какой вы видите газету, скажем, через год? Чего бы вы хотели добиться, я имею в виду, прекрасно известна газета "Московские новости", как бы вы хотели, чтобы газета выглядела через год, и что должно быть внутри, каким должно быть содержание газеты?

Ирина Ясина: Помечтаю немножко. Знаете, я сама читаю "Московские новости" с тех самых пор, когда в очереди стояли. И они мною читаются в первых трех страницах, страница трех авторов и потом оборот, и все, а дальше как-то мне неинтересно. Мне бы хотелось, чтобы, получая газету в пятницу (а газета будет выходить по пятницам) толстой тетрадкой, сложенной из разных нескольких тетрадок, и принося домой, я могла ее разделить на газету для себя, газету для свое дочки, газету для своей мамы и каждому было, что почитать, и мы читали бы это на выходных. Чтобы, может быть, моя дочь, которой политика пока не так интересна, как мне, читая что-то про культуру, спорт и моду, читала бы и первую тетрадку, которая останется такой же острой и такой же вдумчиво-политической, какими сейчас являются "Московские новости" в настоящее время. Вот это то, чтобы мне хотелось, чтобы это стала газета для чтения всей семьи, а не только одного упертого на политике человека.

Андрей Шарый: Ирина, издание вероятнее всего будет убыточным, поскольку рассчитывать на то, что либеральная газета с реноме "Московских новостей" может нынешней России приносить доход, достаточно проблематично. Готовы ли спонсоры газеты к этому и владельцы. И не боятся ли те люди, которые платят деньги. Я имею в виду ЮКОС, к тому, что покупка газеты принесет им новые проблемы? Ведь есть уже тоже история отношений олигархов и прессы в России в последнее десятилетие.

Ирина Ясина: Газете не ставится задача быстрого выхода на самоокупаемость. Это нужно быть "СПИД-Инфо" или писать какие-то страшилки сексуальные, чтобы быстренько выйти на самоокупаемость. Но, тем не менее, такая задача в перспективе стоит, в обозримом причем будущем. Вы знаете, тут парадоксальная ситуация возникает: чем хуже инвестиционный климат в нашей стране, тем более востребована острая, едкая журналистика, чем лучше инвестиционный, читай - политический климат в нашей стране, тем скучнее нам, неинтереснее читать газеты. Вот тут мы будем балансировать. В какие-то моменты интереснее политика, и тогда мы будем провисать по рекламе, но выигрывать за счет покупок в розницу, в какие-то моменты, когда, дай бог, в нашей стране попять все политически будет тишь-гладь да божья благодать, но в смысле единоверия, единообразия, у нас пойдут хорошие рекламные площади. Посмотрим. Тем не менее, я не думаю, что это будет быстро.

Анна Качкаева: Ирина, и все-таки, означает ли покупка "Московских новостей" или поддержка "Московский новостей", уже все знают, что есть Интернет-издание - очень успешная "Газета.Ру", есть несколько региональных станций, которые так или иначе поддерживаются компанией. Означает ли это что есть у компании стратегическая задача создавать холдинг информационный или как-то объединять свои средства массовой информации в единую организацию?

Ирина Ясина: Информационный холдинг за счет других покупок не будет строиться. Если Издательский дом "Московские новости" сочтет необходимым что-то еще создать выгодно для себя, то почему нет, только вряд ли это можно будет назвать холдингом. Если можно, я хотела бы еще раз вернуться к идеологии. Я услышала обвинения в том, что...

Андрей Шарый: Ирина, это было не обвинение - это было замечание.

Ирина Ясина: Хорошо, замечание, что негоже. Я соглашусь с вами - это негоже. Я хотела сказать, что узнать, что такое либеральная газета, либеральная мысль, либеральное слово пока что особо негде. Я не имею в виду любимые упомянутые "Свободу" и "Эхо", а в газетах все меньше и меньше. А хочется, чтобы люди хотели там публиковаться те, которых все меньше приглашают на телеэкраны. Ведь если раньше звали, сейчас не зовут. Поэтому, хотя бы печатное слово, печатное "хотя бы", потому что телевидение смотрят все, но, тем не менее, это слово должно звучать.

XS
SM
MD
LG