Ссылки для упрощенного доступа

"Дни сибирской прессы" в Томске


Сергей Скворцов, Томск: В Томске прошел третий межрегиональный форум "Дни сибирской прессы", в нем приняли участие более 100 журналистов местных и центральных средств информации. Главной темой дискуссии стала проблема взаимоотношений власти и прессы. Пресса и власть встретились в лечебно-профилактическом центре "Томь", который принадлежит областной администрации и находится километрах в 20 от Томска. Одна из дискуссий называлась: "Социальная ответственность прессы. Что стоит за этим словосочетанием?" Мнение сибирских журналистов. Борис Коновалов, газета "Молода Сибирь".

Борис Коновалов: Я думаю, что вопрос для многих изданий сейчас не в том, хотят ли они иметь социальную ответственность перед обществом, перед своей аудиторией, или нет, а в том, по карману ли им оплатить эту социальную ответственность, и могут ли они ориентироваться, прежде всего, на своего читателя, а потом уже на другие обстоятельства, рекламодателей, власть, и так далее. Большинство - не большинство, но многие издания говорят, что все-таки читатель в данном случае не является главным заказчиком нашей продукции, как это ни печально.

Сергей Скворцов: В дискуссию вступил генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко:

Игорь Яковенко: И не надо морализировать. Мы же здесь не дети, чтобы воспитывать друг друга. Кто-то выбирает себе четко бизнес-модель, ориентированную на дотации от власти, или на какие-то структуры, которые от власти, по указанию власти дают деньги, чтобы издание было лояльно, и так далее.

Сергей Скворцов: Правомерно ли вообще говорить о социальной ответственности прессы? Точка зрения главного редактора "Новой Газеты" Дмитрия Муратова:

Дмитрий Муратов: Мне кажется, эту тему мы обсуждаем из взаимного уважения, вежливости и лицемерия, потому что такой темы нет. Когда нам говорят про ответственность, имеется в виду, что от нас требуют лояльности, и все. Никто не требует никакой ответственности от "желтой прессы". Нет этой темы. Мы освободили из плена с помощью Юры Щекочихина и майора Измайлова 171 человека. Это была акция "Новой Газеты". А в бюджете, принятом Государственной Думой Российской Федерации, на освобождение пленных, более 400 человек, которые находятся до сих пор в Чечне, в горах, не выделено ни одной копейки. А группа, которая этим занималась, распущена. Вот это мы должны требовать от них социальной ответственности. Они придумали силовой способ, один расплачивается яйцами, покупает у Фаберже, Вексельберг, чтобы ему сохранили бизнес, другой содержит на свои деньги Чукотку, чтобы ему разрешили вывезти "Сибирский алюминий"...

Сергей Скворцов: Коллега из Иркутска обратил внимание на некую всеядность нашей прессы.

Юрий Огаев: "Сибирская Правда", город Иркутск, Огаев Юрий Михайлович. Вспомните, сколько в газетах публикуется разного рода разоблачений. По статьям возбуждаются уголовные дела? Власть чувствует какую-нибудь ответственность перед средствами массовой информации? Нет не чувствует. Можно сколько угодно возбуждать общественное мнение разного рода фактами, предавать их гласности, про судей, и все прочее. Но если по этому поводу не принимается решение, и никто на это не реагирует, то это напоминает мужчину, который возбуждает женщину и потом не доводит дела до конца. Второе замечание вот какое: вы говорили о репутации - это действительно так. Что-то меняется вообще в нашем журналистском сообществе, но у нас, в городе Иркутске, есть два конкурса. Один называется "Золотое перо", а другой называется "Золотой валенок". В первом случае награждают за успехи, достигнутые в творчестве, во втором - за ошибки, допущенные в газете. Первый конкурс проходит довольно скромно, а тот, который "Золотой Валенок", где люди награждаются за ошибки, которые сделали в работе, проходит каждый год в ночном клубе, с помпой, голыми девушками. Кому пришло в голову делать такие конкурсы? Почему они существуют? Почему журналистское сообщество это терпит и никак не реагирует?

Сергей Скворцов: Чиновник от прессы оказался сторонником независимой позиции известной государственной красноярской газеты.

Геннадий Прокопурский: Геннадий Прокопурский, Среднесибирское управление бывшего Министерства печати Российской Федерации, ныне Федерального агентства. Коллеги, вы говорили о том, что многие средства массовой информации, ну, не многие, но, по крайней мере, какая-то часть, живет за счет своих читателей и за счет своих подписчиков. В том числе "Красноярский Рабочий", государственная, кстати, газета, и очень независимая газета от государственной и краевой власти, честь и слава главному редактору. Но таких газет не так уж и много. "Красноярский Рабочий" ведь газета, которой скоро сто лет. Подписчики, читатели, жители края не представляют себя сегодня без "Красноярского Рабочего".

Алексей Герасимов: Алтайский край, Герасимов Алексей. Говорить правду, даже если тебе это выйдет боком – вот это будет социальная ответственность. А пока мы готовы кормиться с руки - ну, чего обсуждать-то тогда.

Сергей Скворцов: Так какими же должны быть отношения средств массовой информации и власти по мнению участников дней сибирской прессы в Томске? Вывод Игоря Яковенко:

Игорь Яковенко: Нормальные отношения между властью и средствами массовой информации - это всегда отношения с холодком, с очень сильным холодком. Потому что в противном случае это любовь прокурора и адвоката. На фиг они тогда нужны? Если власть очень сильно любит прессу, а пресса очень сильно любит власть, то тогда такая пресса никому не нужна. Холодок должен быть, и очень сильный холодок.

XS
SM
MD
LG