Ссылки для упрощенного доступа

Шамиль Басаев угрожает России новыми терактами


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Муса Хасанов и Андрей Бабицкий.

Кирилл Кобрин: Сегодня исполнился ровно год со дня теракта, совершенного двумя чеченскими смертницами на молодежном рок-фестивале "Крылья". Тогда взрыв унес жизни 13 человек. Годовщина теракта - серьезный повод вновь обратиться к проблеме терроризма. Недавние события в Ингушетии наглядно показали, что чеченские моджахеды по-прежнему сильны. Но для тысяч чеченских беженцев, проживающих в Ингушетии, рейд обернулся настоящей катастрофой. С последними новостями оттуда наш корреспондент Муса Хасанов.

Муса Хасанов: По данным МЧС России, в июне на территории Ингушской республики проживало более 40 тысяч вынужденных чеченских переселенцев. Примерно половина из этого числа беженцев уехала в Чечню после трагических событий в Ингушетии из-за боязни пострадать в ходе гонений, начатых российскими силовиками. Утром 24 июня, полностью заблокировав пункт временного размещения чеченских беженцев на территории бывшей молочно-товарной фермы в Сунженском районе Ингушетии, где проживает 300 семей, российские военные и ингушский ОМОН, разрушая ветхие бараки, избили без разбору женщин, детей, стариков и арестовали 36 чеченских мужчин, необоснованно обвинив в причастности к нападению на город Назрань. Лишь на четвертые сутки после ареста правозащитным организациями удалось освободить 32 подвергшихся жестоким пыткам беженцев. Судьба 4 молодых чеченцев из этого числа задержанных все еще неизвестна. В числе уехавших в целях безопасности домой, в Шалинский район Чечни, была и семья Мутусановых из 4 человек, с января 2000 года проживавшая в ингушском лагере беженцев Танзила. Утром 26 июня 48-летний Лема Муцусханов, его 39-летняя жена Рошан и две дочери 16-ти и 18-ти лет погибли в результате артиллерийского обстрела российских военных из частного дома номер 113 по улице Асламбека Шарипова в населенном пункте Сержень-Юрт. По данным известного чеченского правозащитника Имрана Ижиева, за решетками изолятора временного содержания арестованных МВД Ингушетии на сегодняшний день находятся более 50 необоснованно задержанных чеченских беженцев, которым предъявлено обвинение в пособничестве моджахедам. "Очень много случаев, когда ингушские силовики, разрушив временное жилье, предлагают чеченским беженцам убраться из республики куда угодно, если им дорога жизнь их детей", - говорит Ижиев.

Кирилл Кобрин: Между тем, один из лидеров чеченских моджахедов Шамиль Басаев продолжает угрожать России терактами. В конце прошлой недели арабский телеканал "Аль-Джазира" распространил видеообращение Басаева, в котором тот заявил о непричастности чеченских моджахедов к террористическим актам за пределами России. Басаев заявил, что цели чеченского сопротивления находятся только на российской территории. Газета "Коммерсантъ" сегодня пишет, что аналитики ФСБ, проанализировав текст видеообращения, пришли к выводу: следующей атаки следует ожидать на территории центральной России и, в частности, в Москве, где, цитирует газета представителей ФСБ, "используя фактор внезапности, можно захватить даже небольшой группой автоматчиков десятки важнейших объектов". Среди них, например, здание Генпрокуратуры, Верховного суда, Госдумы и прочие. Мой коллега Андрей Бабицкий обратился к экспертам с просьбой прокомментировать ситуацию.

Андрей Бабицкий: Редактор Северо-Кавказской службы Радио Свобода Хасин Радуев отметил, что впервые адресатом басаевского обращения становится Европа. И лидер вооруженного чеченского подполья попытался сделать свое сообщение европейскому миру максимально позитивным.

Мне кажется очень странным заявление, это ведь впервые. Басаев как бы локализует зону военных действий и говорит о безопасности, в которой себя может чувствовать Европа, что ей ничего не угрожает со стороны чеченского сопротивления. Это что, такое обращение к Европе? Это попытка, может быть, выбить почву из-под ног тех, кто говорит об террористическом интернационале? Как вообще это можно интерпретировать?

Хасан Радуев: Такое ощущение, что, действительно, вот это заявление именно прозвучало в угоду Европе. То есть это некое заявление, что Европа действительно может себя чувствовать безопасно, поскольку предмет его атак определен, что он воюет не с Европой. Может быть, это, с другой стороны, попытка вывести из-под удара некоторое количество чеченцев, которые покинули Чечню и проживают в европейских странах. Такое ощущение, что, действительно, что-то такое произошло, что заставило его высказать свою позицию, несмотря на то что Европа несколько дистанцируется постепенно от конфликта в Чечне.

Андрей Бабицкий: Это было мнение редактора Северо-Кавказской службы Радио Свобода Хасина Радуева.

Бывший министр печати и информации промосковского правительства Чечни, а ныне независимый эксперт, Руслан Мартагов уверен, что теракты будут продолжаться до тех пор, пока чеченский конфликт воспринимается, как способ решения тех или иных внутриполитических российских проблем.

Господин Мартагов, скажите, пожалуйста, в той информации, которую распространила ФСБ, как вы считаете, верно ли указаны направления будущих диверсий Шамилем Басаевым?

Руслан Мартагов: Я абсолютно не сомневаюсь в том, что на территории России в скором времени надо ожидать новые взрывы. Дело в том, что чеченский конфликт - это конфликт инспирированный и одни из разработчиков этого конфликта находятся здесь, в Москве, и всегда пытаются использовать этот конфликт для решения внутриполитических задач. Я думаю, что развитие ситуации, как во внутренней политике России, так и во внешней, приведет к тому, что придет время, когда должны еще прогреметь взрывы. И все это должно привести в итоге либо к полному закручиванию гаек во внутренней жизни, либо же к новому переделу собственности, потому что на сегодняшний день политическая жизнь России неотделима от борьбы за собственность.

Андрей Бабицкий: "Имя Шамиля Басаева, - считает Руслан Мартагов, - давно занесено чеченцами в список людей, на которых лежит ответственность за кровь и горе второй чеченской войны".

Руслан Мартагов: Басаев превратился уже давно в абсолютно виртуальную фигуру. Вот это по сути дела за последние два года первое его телеобращение. Вместе с тем очень многие аналитики приписывают ему авторство большинства террористических актов.

Андрей Бабицкий: Как вы полагаете все-таки, Басаев - это сегодня фигура, действительно, пользующаяся реальным влиянием, имеющая вес, авторитет внутри чеченского сопротивления, или это все-таки некий вымпел?

Руслан Мартагов: Все-таки я, наверное, не ошибусь, если скажу, что есть единодушное мнение в том, что Басаев повинен в таком негласном геноциде чеченского народа. Потому что именно на нем лежит ответственность за появления на чеченской земли этих будановых, ульманов и так далее. И на сегодняшний день имя Басаева в один ряд стоит с именем Буданова, Шаманова и других.

Андрей Бабицкий: "Что касается обращения Басаева к Европе, то здесь, - полагает Руслан Мартагов, - имеет место инверсия, когда декларация мирных намерений на самом деле таит в себе скрытую угрозу". Напоминая о себе, как о источнике безопасности России, Басаев как бы дает понять, что на Европу эта опасность пока не распространяется. Но отсутствие адекватной реакции может в любой момент изменить ситуацию.

Руслан Мартагов: Дело в том, что, обращаясь к Европе, недвусмысленно те, кто стоит за Басаевым, дают понять, что это предупреждение, через Европу посланное России, как говорится, последнее, а потом уже, если Европа каких-то шагов не предпримет в отношении Чечни - давление на Россию с целью признать чеченских сепаратистов, того же Шамиля Басаева политической силой - то другие уже взрывы будут в самой Европе, чтобы ее еще сильнее принудить к этому.

Андрей Бабицкий: Так считает бывший министр печати и информации промосковского правительства Чечни, а ныне независимый эксперт Руслан Мартагов.

XS
SM
MD
LG