Ссылки для упрощенного доступа

До выборов президента США осталась ровно неделя


Андрей Шарый: До выборов президента США осталась ровно неделя. Кандидаты прилагают все усилия для того, чтобы вырваться вперед, но опросы показывают, что ни одному из них это пока не удается сделать.

Владимир Абаринов, Вашингтон: На финише президентской гонки американские социологические службы перешли на ежедневный режим. Они постоянно обновляют свои данные, пытаясь уловить, в чью пользу склоняется маятник общественного мнения. Но решительного перевеса нет ни у одного из кандидатов. Согласно последнему опросу службы Zogby и агентства Reuters, президент Буш опережает сенатора Керри на три процентных пункта. Это преимущество он удерживает уже в течение недели, однако разрыв не превышает статистической погрешности. Все усилия кандидатов сосредоточены сейчас на так называемых «фронтовых» или колеблющихся штатах, победа в которых будет означать избрание на пост президента. Кандидаты сейчас практически живут на колесах, переезжая из одного фронтового штата в другой, и до хрипоты пытаются склонить в свою пользу еще не сделавших выбор избирателей.

Заметным событием понедельника стало участие в предвыборном митинге Джона Керри в Филадельфии бывшего президента Билла Клинтона. Он впервые появился на публике после операции на сердце.

Билл Клинтон: Если один кандидат пытается запугать вас, а другой старается побудить вас думать, если один кандидат апеллирует к вашим страхам, а другой - к вашим надеждам, вы проголосуете за того, кто хочет, чтобы вы думали и надеялись. Так будет лучше.

Владимир Абаринов: Советники президента Буша охарактеризовали участие Клинтона в кампании Керри как последнюю соломинку, за которую хватается кандидат демократов. Джордж Буш, выступая в другом фронтовом штате, Колорадо, обвинил сенатора в том, что он отказывает народам мира в праве на свободу и демократию.

Джордж Буш: Вместо того чтобы предложить свой собственный план распространения свободы, мой оппонент сетует на то, что мы пытаемся, цитирую, «навязать» демократию народам Ближнего Востока. Неужели он видит это в Афганистане - народ, который сопротивляется демократии, которую ему навязывают силой? Мы силой избавили эту страну от "Талибана", но демократия крепнет там потому, что афганский народ, как любой другой, хочет жить свободным.

Владимир Абаринов: Согласно опросу Zogby/Reuters, президент опережает своего соперника в шести из 10 колеблющихся штатов. Точно с таким же отрывом он лидировал 4 года назад на этом же этапе кампании.

Андрей Шарый: Примечательная деталь минувшего предвыборного дня в Соединенных Штатах - это участие в агитационных мероприятиях известных отставных политиков Билла Клинтона и бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфо Джулиани, который поддерживает Джорджа Буша. Насколько этот факт соответствует американской политической традиции?

Ян Рунов, Нью-Йорк: Вот как прокомментировал активное участие бывшего президента и бывшего мэра в предвыборной борьбы научный сотрудник вашингтонского фонда "Heritage" Тод Гациано.

Тод Гациано: Это в наших традициях - участие любых влиятельных политических и общественных деятелей, которые могут поддержать кандидатов в президенты. Например, Рональд Рейган обращался за помощью к бывшему президенту Эйзенхауэру. Так было всегда, со времен первого президента Джорджа Вашингтона.

Ян Рунов: В одной ли весовой категории выступают бывший президент Клинтон и бывший мэр Джулиани?

Тод Гациано: Они оба играют разную роль для разной аудитории. Джулиани обладает огромной популярностью, какой не обладал в истории Америки, пожалуй, ни один мэр города. Клинтон, как надеются стратеги Демократической партии, может активизировать демократически настроенных избирателей, особенно афро-американских. Каждый кандидат в президенты пытается таким образом увеличить свой собственный вес.

Ян Рунов: Как могут повлиять Клинтон и Джулиани на тех избирателей, которые еще не решили, за кого им голосовать?

Тод Гациано: Это зависит от аудитории. Но в целом, условно говоря, в глазах колеблющихся Керри выглядит слишком либеральным, а Буш - слишком консервативным. Поэтому умеренный центрист Клинтон и либеральный республиканец Джулиани могут сгладить углы и успокоить тех, кто не любит крайности. Но могу сказать, что Джулиани играет более важную роль для Буша, чем Клинтон для Керри. Джулиани и Буш очень решительны в борьбе с терроризмом, тогда как Клинтон этой темы не касается, а говорит только об экономических и социальных проблемах страны. Возникает даже мысль, что между Керри и Клинтоном нет согласия по поводу войны в Ираке и борьбы с терроризмом. Клинтон, как политическая личность, намного крупнее, чем Керри. Бывший президент невольно подавляет кандидата в президенты, тогда как бывший мэр никак не затмевает президента Буша, а удачно дополняет его. У Клинтона нет политического будущего, то есть он не может вновь стать президентом Соединенных Штатов. Джулиани может. Таким образом, Клинтон символизирует прошлое, а Джулиани - будущее. Поэтому его поддержка более полезна Бушу, более весома.

Андрей Шарый: В ходе предвыборной кампании в США значительную актуальность, может быть, несколько неожиданно для политологов, приобрел вопрос, казалось бы, чисто медицинского свойства - вопрос о прививках против гриппа. В США такая вакцинация - дело добровольное, однако весьма популярное. Один из основных поставщиков противогриппозной вакцины фармацевтическая корпорация "Хайрон" из Великобритании недопоставила, увы, в США к осени этого года более 40 миллионов доз вакцины, то есть примерно половину запаса. В результате возник столь нехарактерный для американского общества дефицит, и вся история приняла в предвыборное время политическую окраску. В эфире программы "Время Свободы" доктор вирусологии, американский профессор медицины Даниил Голубев по телефону из Калифорнии.

Господин профессор, добрый вечер. Скажите, пожалуйста, как оба кандидата используют в своих интересах вот эту неприятную историю?

Даниил Голубев: Я бы сказал, что оба кандидата пытаются использовать эту неприятную историю в своих интересах, но, естественно, по-разному. Керри просто обвиняет республиканскую демократию в просчете, и это правильно. Вакцина должна была быть приготовлена для сезона эпидемического в том количестве, в котором она запланирована и обычно поставлялась. Это безусловный просчет. А Буш пытается обвинить вице-президента будущего Эдвардса в том, что его политика в отношении защиты прав потребителей дезориентирует фармацевтические фирмы и снижает интерес к производству вакцин. Я думаю, что этот второй тезис менее убедителен. Еще раз повторяю, если препарат находится на плановом обеспечении Министерства здравоохранения Соединенных США и подлежит распространению среди 100 миллионов потребителей и это политика государства, то никакие разговоры о ценах, тарифах не должны использоваться.

Андрей Шарый: Господин профессор, прививки - дело неприятное, это помнят все еще со школы. В общем, надо сказать, что о добровольной кампании вакцинации в российских, например, условиях говорить довольно сложно. Американское население столь дисциплинировано или есть какие-то другие причины, по которым именно этот, в общем, простенький вопрос о прививках против несмертельной болезни, гриппа, приобрел такое значение.

Даниил Голубев: Дело в том, что американские потребители привыкли, большая часть из них, ежегодно прививаться. Это своего рода триумф гриппозной вакцинации, которого никогда она ни в какой стране не имела. Поэтому сбой в этой обычной практике воспринимается как трагедия. Но при этом имеется колоссальный перехлест и переоценка этой опасности. Вакцина несовершенна не из-за каких-то деталей, а по существу, она не может предотвратить от всех форм гриппа, ее эффективность ограничена и никакой трагедии нет в том, если человек не привьется. Но только сегодня в газетах появились сообщения о том, что она не гарантирует, и не надо так уж убиваться и стремиться привиться, во что бы то ни стало.

Андрей Шарый: Благодарю вас. Профессор Даниил Голубев по телефону из Калифорнии разъяснял нам такой, отчасти забавный, что ли фрагмент предвыборной американской кампании, как прививки против гриппа связаны с политической популярностью Джорджа Буша и Джона Керри.

XS
SM
MD
LG