Ссылки для упрощенного доступа

Почему журнал "Тайм" выносит на итоговую обложку года юридических скандалисток?


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в США Владимир Абаринов и Юрий Жигалкин - он беседовал с американским политологом Дэниэлом Гуре.

Петр Вайль: Американский еженедельник "Тайм" опубликовал традиционный список "людей года". Первую позицию в нем заняли сразу три женщины, которых можно назвать словом "разоблачитель". С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: Обложку последнего номера журнала "Тайм" украшает групповой портрет Колин Роули, Синтии Купер и Шэррон Уоткинс. Подпись под снимком - Whistleblowers. Это слово не имеет точного перевода на русский язык. Его часто переводят как "доносчик", но в английском отсутствует негативная окраска. "Разоблачитель" - так, пожалуй, точнее всего. Речь идет о человеке, который сообщает о непорядках в своем ведомстве или компании, причем чаще всего не выступает с публичными разоблачениями, а обращается к своему начальству. Именно так поступила в мае этого года Колин Роули, сотрудник отделения Федерального бюро расследований в Миннеаполисе, штат Миннесота. В этом городе за три недели от террористической атаки 11 сентября был арестован Закариас Муссауи, которого считают 20-м угонщиком. Отделение в Миннеаполисе обратилось в штаб-квартиру за ордером на обыск и на просмотр компьютера арестованного, однако начальство в Вашингтоне сочло основания недостаточно убедительными. Колин Роули написала меморандум директору ФБР Роберту Мюллеру, в котором проанализировала причины этого провала - по мнению Роули, федеральное бюро страдает карьеризмом и бюрократизмом.

Шэррон Уоткинс - бывший вице-президент компании Enron. В прошлом году она обнаружила многочисленные нарушения финансовой отчетности и сообщила председателю совета директоров Кеннету Лею о том, что если фальсификация отчетности будет продолжаться, компанию ждет неминуемый крах. Так оно в итоге и произошло: в начале этого года Enron заявил о своем банкротстве, главные махинаторы арестованы.

Аналогичным образом поступила Синтия Купер, сотрудник корпорации WorldCom - с аналогичным результатом. Разоблачения Уоткинс и Купер сыграли огромную роль в деле активизации борьбы с корпоративной преступностью. Конгресс ужесточил уголовную ответственность, а министерство юстиции более агрессивно расследует такие дела. Что касается ФБР, то причины, не позволившие предотвратить атаку 11 сентября, станут предметом специального независимого расследования.

Среди других номинаций еженедельника Тайм стоит отметить "партнерство года" - президент Джордж Буш и вице-президент Дик Чейни. В категории "Борец года" победил прокурор штата Нью-Йорк Эллиот Шпитцер, расследовавший крупнейшие дела о коррупции. В категории "Люди, которые имели значение" - президент Пакистана генерал Мушарраф, британский премьер-министр Тони Блэр, глава Комиссии ООН по наблюдению, проверкам и инспекциям Ханс Бликс, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, командующий Центрального командования Вооруженных Сил США генерал Томми Фрэнкс, шеф полиции графства Монтгомери в штате Мэриленд, человек, поймавший серийных убийц - Чарльз Муз, теннисистка Сирена Уильямс и президент России Владимир Путин.

Петр Вайль: Далеко не все согласны с необычным выбором людей года журнала "Тайм". Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с известным американским политологом Дэниэлом Гуре, который считает, что человеком года должен был стать президент Буш.

Юрий Жигалкин: Как вы относитесь к этому, в общем, сенсационному решению редактора журнала "Тайм" признать людьми года сразу трех человек?

Дэниэл Гуре: Поступок этих трех людей, без сомнения, заслуживает признания, но, при всем уважении к ним, не они, не их деяния определили лицо 2002-го года. А это именно тот критерий, по которому "Тайм" избирал своих победителей в прошлом. Я не удивлюсь, если редактор журнала таким путем завуалировано критикует администрацию, поскольку кандидат на звание человека года был, на мой взгляд, очевиден и бесспорен - это президент Буш. В таком контексте выбор журнала "Тайм" выглядит политически мотивированной акцией. В прошлом году "Тайм" назвал человеком года мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани. Сейчас единственно оправданным кандидатом был Джордж Буш - за лидерство в борьбе с терроризмом, за создание международной коалиции, за расширение НАТО, список его успехов можно продолжать бесконечно.

Юрий Жигалкин: Насколько все-таки, по-вашему, был важным для страны этот феномен возмутителей спокойствия, людей, разоблачающих прегрешения начальства?

Дэниэл Гуре: В этом явлении нет ничего нового. Мало того, у нас даже были приняты в свое время законы, защищающие людей, выступивших против начальства, против большинства. Прошлые десятилетия дали примеры знаменитых разоблачителей, например, Дэниэл Элсберг, который во время войны во Вьетнаме представил в "Вашингтон Пост" так называемые пентагоновские бумаги, Джон Дин, помощник президента Никсона, способствовавший его падению. Это не такое уж редкое явление. Трудно объяснить, почему журнал "Тайм" остановился на этих людях, признав их людьми года.

Юрий Жигалкин: Но, по крайней мере, у президента Буша, скорее всего, будет достаточно шансов стать человеком года в будущем году?

Дэниэл Гуре: Я думаю, если война с "Аль-Каидой" будет успешной, если ему удастся разоружить Ирак, если он сможет нейтрализовать северокорейскую угрозу, если размещение противоракетной системы будет продвигаться по плану, если возобновится умеренный экономический рост - тогда он действительно заслужит звания человека года.

XS
SM
MD
LG