Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Кого Джордж Буш назначит в свой следующий кабинет? Долги страны - самая большая проблема новой администрации? За кого голосовали русские американцы?


Юрий Жигалкин: Кого Джордж Буш назначит в свой следующий кабинет? Долги страны - самая большая проблема новой администрации? За кого голосовали русские американцы? Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».

Итак, выборы прошли. Среди более приятных первых забот президента - вопрос новых назначений в правительстве. Кто останется, кто придет во вторую администрацию Джорджа Буша?

Владимир Абаринов: Четыре года назад Джордж Буш пришел к власти в расколотой стране. Первым долгом он обратился к политическим оппонентам с призывом забыть партийные противоречия и сообща работать над решением острых проблем Америки. Теперь с таким призывом выступила проигравшая сторона. Джон Керри заявил, что готов стать связующим звеном между двумя лагерями.

Джон Керри: Мы должны сейчас вместе трудиться на благо нашей страны. В ближайшем будущем мы обязаны найти общий курс, объединить усилия, без раскаяний и взаимных обвинений, без гнева и затаенной злобы. Америке необходимо единство. Я обещаю сделать свою часть работы по наведению мостов между партиями. Сейчас как никогда мы должны вместе преуспеть в Ираке и выиграть войну с террором.

Владимир Абаринов: Но в стане республиканцев царят другие настроения. В отличие от выборов 2000-го года, президент Буш победил не только в коллегии выборщиков, но и по числу голосов избирателей. За него проголосовало почти 60 миллионов человек - это на 4,5 миллиона голосов больше, чем подано за Джона Керри и крупнейший результат за всю историю президентских выборов в США. Республиканская партия, кроме того, укрепила свои позиции в Конгрессе. По этой причине республиканцы воспринимают итоги выборов, как мандат на проведение прежнего курса. Свою программу президент огласил в первой же после выборов речи.

Джордж Буш: Мы хорошо потрудились и теперь наступает время надежд. Мы продолжим оздоровление нашей экономики. Мы реформируем наше устаревшее налоговое законодательство. Мы укрепим систему социального страхования по старости ради следующего поколения. Мы сделаем школы тем, чем они должны быть, мы поддержим ценности семьи и веры. Мы поможем нарождающимся демократиям Ирака и Афганистана.

Владимир Абаринов: В Вашингтоне живо обсуждается теперь вопрос о кадровых решениях президента. Как утверждают осведомленные люди, перестановки коснутся почти всех ключевых постов в правительстве. Ожидается, что во второй администрации Джорджа Буша не будет работать государственный секретарь Колин Пауэлл. На эту должность, возможно, будет назначен Джон Дэнфорт - бывший губернатор штата Миссури, ныне посол США в ООН. Министр обороны Дональд Рамсфелд, напротив, останется во главе Пентагона еще в течение года или двух, пока не будет завершена начатая им реформа вооруженных сил. После его ухода пост может быть предложен нынешнему советнику президента по национальной безопасности Кондолизе Райс. Однако она, как говорят, не проявляет особой заинтересованности в этом назначении и, возможно, покинет государственную службу. Место Райс, всего вероятнее, займет ее нынешний первый заместитель Стивен Хэдли. Министр финансов Джон Сноу сохранит свой портфель, по крайней мере, еще на год, а министр юстиции Джон Эшкрофт своего портфеля лишится - его деятельность вызывает стойкую идиосинкразию правозащитников. Преемником Эшкрофта станет либо его нынешний первым заместитель Ларри Томпсон, либо юрисконсульт Белого Дома Альберто Гонсалес, либо председатель избирательного комитета Буша Марк Раско. Уйдет и Том Ридж - министр внутренней безопасности. Одним из кандидатов на эту должность называют Томаса Кейна - бывшего губернатора Нью-Джерси, председателя независимой комиссии по расследованию терактов 11 сентября.

Юрий Жигалкин: Подбор министров может оказаться наиприятнейшей из забот, которые маячат перед новоизбранным президентом. Уже в ближайшее время президенту Бушу, как предупреждают экономисты, придется решать проблему исторических пропорций: государство впадает во все более глубокий внутренний и внешний долг, при этом ему все сложнее оплачивать долги из-за дефицита торговли, доллар слабеет, а президент Буш, в отличие от своих предшественников-республиканцев, тратит деньги на различные программы, в том числе борьбу с терроризмом широкой рукой. По последней статистике, на каждого американца, включая новорожденных, приходится двадцать пять тысяч долларов государственного долга.

Ведь американцам как-то придется расплачиваться по этим долгам, возможно, в новое президентство Буша, не так ли? - вопрос профессору Стэнфордского университета Михаилу Бернштаму.

Михаил Бернштам: Не только придется этот долг возвращать, но и сами платежи по долгу являются обременительными, и значительная часть бюджетного дефицита - это, в общем-то, процентные платежи за этот долг. Так что получается в какой-то степени заколдованный круг. И сейчас, хотя благодаря экономическому росту дефицит бюджета уменьшился, он все равно составил 412 миллиардов долларов в этом году. Это проблема. Это проблема, связанная с рецессией. По мере экономического роста, дефицит будет уменьшаться, будут увеличиваться налоговые поступления, но долг будет продолжать расти благодаря тому, что будут продолжаться платежи обслуживания долга.

Юрий Жигалкин: И это перспектива, по словам экспертов, пугающая, сулящая Америке потенциальные беды, ведь в недалеком будущем у государства не будет хватать средств на медицинское обслуживание престарелых и даже на выплату пенсий.

Михаил Бернштам: Самый большой долг - это, конечно, долг именно пенсионный, то есть скрытый долг, долг фонда социальной безопасности, долг фонда медицинского обслуживания, он гораздо больше, чем эти 7 триллионов национального внутреннего долга. Этот долг оценивается свыше 20 триллионов, все эти пенсионные дела. Тут как раз предложение Буша довольно прогрессивно: разрешить часть этого долга перевести в личные счета и вкладывать их рынке, тогда они будут давать большую отдачу, и люди, особенно молодые, которые вступают в эту пенсионную систему, платят налоги, потом должны получать пенсию, эти люди уже будут иметь свои частные пенсии, таким образом они не будут бременем на налоговой системе и на совокупном национальном долге. Так что как раз эту проблему Буш предлагает решать. И сегодня в своей речи он сказал, что он этим будет заниматься.

Юрий Жигалкин: Джон Керри говорил, что он разрешит эти проблемы повышением налогов на богатейшую прослойку американцев. Не является ли такое решение единственным выходом и для Буша?

Михаил Бернштам: Судя по тому, что говорил в своей кампании, нет. Надо отдать здесь должное, кстати, Бушу. Буш - человек довольно последовательный и честный, то есть если он говорит и обещает, то его слову можно верить. Если он сказал, что налоги повышать не будет и менять то снижение налогов, которое было, он не будет, то, значит, не будет. Скорее всего, он попытается еще снизить налоги на капитал, то есть, как он уже частично сделал, налоги на дивиденды, налоги на повышение ценности активов. Сейчас важно снижать налоги и бремя регуляции в целом не столько с граждан, сколько с малого и среднего бизнеса и, вообще, с любого бизнеса, чтобы увеличивать стимулы производственные и облегчать им работу. Увеличение экономики, увеличение налоговых поступлений будет снижать бюджетный дефицит.

Юрий Жигалкин: А сейчас вкратце о других новостях дня в Соединенных Штатах.

Одной из явных жертв президентских выборов вкупе с Джоном Керри и Джоном Эдвардсом стали сторонники однополых браков. Во вторник одиннадцать штатов вынесли на суд избирателей идею о принятии поправок к конституциям штатов, поправок, определяющей брак лишь как союз мужчины и женщины. Во всех одиннадцати штатах эта предложение было одобрено. Такой исход референдума стал ударом по активистам мощного политического движения за легализацию однополых браков, лишь прошлой весной добившихся крупной победы в Массачусетсе, где Верховный суд признал конституционность прав на женитьбу гомосексуальных пар. Референдумы стали реакцией на решение суда и на опасения, что гомосексуальные браки будут навязаны по большому счету консервативной стране либеральными судьями. Теперь, на волне успеха противники таких браков намерены инициировать новую попытку подготовки соответствующей поправки к национальной конституции.

Политические беженцы-американцы не должны рассчитывать на прием с распростертыми объятиями в Канаде. Об этом объявили канадские иммиграционные власти, откликаясь на слухи о грядущем массовом побеге из США демократов, не желающих жить в стране, ведомой администрацией Джорджа Буша. «Вы не можете приехать с вещами и сказать: мы остаемся, - предупредил канадский официальный представитель. - У вас должна быть веская причина для этого, и ожидание права на жительство может затянуться на год». Является ли неприятие президента страны, в некоторых случаях болезненное, уважительной причиной для просьбы о политическом убежище - неизвестно. Организация американцев-иммигрантов в Канаде также предупреждает соотечественников, что на канадской земле им придется столкнуться с медицинским обслуживанием сомнительного качества и высокими налогами. И вообще, как сказал представитель американцев-демократов в Канаде: «Мне кажется, что настоящие демократы должны желать одного: оставаться в своей стране и проявить исключительную политическую активность».

Ну, а пока политическую активность и гражданскую ответственность демонстрируют россияне-иммигранты. Конечно, в контексте многомиллионной Америки и даже Нью-Йорка их мнение вряд ли имеет вес, но ставшие американскими гражданами бывшие россияне голосуют охотно и многие из них убеждены в том, что они способны создать короля, по крайней мере, местного масштаба. Помнится, около десяти лет назад газета «Новое русское слово» гордо провозгласила, что Рудольф Джулиани стал мэром благодаря голосам русских американцев. Он тогда победил с перевесом в несколько десятков тысяч голосов. Моя коллега Рая Вайль поговорила с некоторыми из россиян.

Рая, есть ли сегодня на русско-американской улице такие настроения?

Рая Вайль: А как же! Русские здесь очень активны во всех отношениях, в том числе и политически. Они действительно чувствуют, что от них много что зависит. Но не буду говорить за них. Давайте лучше послушаем.

Американец русского происхождения: Я голосовал за Буша, хотя Буш у меня вызывает недоумение. Мне кажется, войну в Ираке выиграть невозможно и, вообще, попытка построить демократию в Ираке - это все равно что построить небоскреб из глины, мне это кажется странным. И тем не менее, я голосовал за Буша, потому что Керри мне кажется слишком патетичным, мне кажется, что Керри сноб, он устроил охоту на гусей в разгар самой кампании. Мне хочется посмотреть, как Буш расхлебает эту кашу, которую он заварил.

Американка русского происхождения: Я голосовала за Буша, потому что я хочу, чтобы он до конца довел дело террористов, чтобы не было войны, чтобы он ее начал и он ее кончил. То, что он агрессивный, это хорошо, потому, если не будешь агрессивным, не сможешь воевать.

Американка русского происхождения: Меня удивляет русское сообщество, которое рубит сук, на котором сидит. Проголосовав за Буша, пойдете на содержание к своим детям и забудете о всех государственных дотациях.

Американец русского происхождения: Я голосовал за Буша. Почему? Во-первых, я Керри этого не знаю, не знаю, кто это такой. Я уже потом узнал, что он где-то в сенате или конгрессе, а до этого я его не знал. А Буша, слава богу, четыре года я знал, а до этого папу знал. И самое главное другое, что я знал, что они что-то уже могут делать, они знают государство и его потребности, и как это сделать. Ну, и не было никаких терактов за исключением этого 11 сентября при Буше. Но когда случился этот теракт, то так взялись за это дело, что вот уже сколько времени тишина. Я думаю, что Буш влез в Ирак, вот из-за этого только нет терактов у нас, потому что, как сейчас выясняется, что все диверсии идут в Ирак.

Американка русского происхождения: Благодаря русским голосам Джордж Буш выиграл на этих выборах. Такой простецкий парень-ковбой с мышлением более прогрессивным, который все-таки защитит Америку от террористов. Поэтому, естественно, я отдала свой голос, и пригласили еще наших соседей, мы дружной такой компанией проголосовали в нашем округе за Джорджа Буша.

Американка русского происхождения: Ни за кого. Ни тот, ни другой не нравятся, потому что то же самое, они одинаковы.

XS
SM
MD
LG